Кабальная сделка США с Европой: чем бы Урсула ни тешилась, еврозона заплатит…

Даже в Берлемоне находятся те, кто считает, что Еврокомиссия действовала вслепую

Как бы ни изощрялись европолитики сегодня, пробуя на зуб соглашение Урсулы с Дональдом, как бы ни возмущались 15 процентами дани Вашингтону, в одном они не заблуждаются: обещание фон дер Ляйен – это на американский манер, равно как и на русский, называется блефом. Своего рода квинтэссенция европейской политики, многие десятилетия формирующейся для Штатов по принципу «чего изволите?» Трамп был полон энтузиазма, перечисляя условия, под которыми подписался Брюссель, вместо вожделенного «нулевого варианта» проглотивший штрафные пошлины на свои товары и обязательство закупить «огромное количество американской военной техники». При этом, как и многие лидеры до нее, фон дер Ляйен молча сидела рядом с радостным президентом США, «изо всех сил стараясь придать лицу мужественное выражение, но выглядела скорее близкой к смерти, чем к триумфу», отметил Euractiv. Нам было бы совсем до лампочки, на что еврогинеколог тратит миллиарды евро, если бы не одно обстоятельство: купленное Европой оружие рано или поздно выстрелит. И мы знаем, в какую сторону. Следовательно, фон дер Ляйен пообещала Трампу огромные прибыли для ВПК, а нам – перманентную войну с брюссельскими наёмниками.

Трамп, как всегда, громко праздновал победу, обеспечившую ему и доходы, и бесплатных легионеров в усмирении России. Его представитель на переговорах с Брюсселем министр торговли США Говард Лютник расхохотался от радости, когда в эфире CNBC ему сообщили, что Франция и Германия недовольны сделкой. А привыкший к презрительному отношению собственных СМИ, президент США наслаждался редкой теплотой в европейской прессе.

Что же Брюссель? Даже сейчас, погруженный в летнюю спячку, он не отдыхает. На тринадцатом этаже Берлемона Урсула фон дер Ляйен остается за своим столом, обсуждая вопрос о том, как превратить тарифное соглашение в реальность. «Но не стоит при этом задерживать от радости дыхание, – советует Euractiv. – 16 июня Великобритания подписала торговое соглашение с США, но шесть недель спустя совместного заявления (между англосаксами) все ещё нет». Рукопожатие было – одобрения нет.

Даже в самом Берлемоне находятся те, кто считает, что Еврокомиссия на самом деле действовала вслепую. Что, оказавшись прижатой к стенке, она заключила наилучшую из возможных – для Вашингтона – сделок, «хитроумно предлагая инвестиции, которые она не сможет привлечь, целенаправленно льстя самолюбию Трампа на публике и соглашаясь на публичное унижение, чтобы удержать его на своей стороне в вопросе Украины». Американская газета Politico объявила сделку «личным триумфом фон дер Ляйен» как раз потому, что та, как ей кажется, перехитрила Трампа, привязав его к «украинской мажаре». И никто гинекологу из Берлемона так и не объяснил, что это Трамп натянул Урсуле на шею хомут украинского конфликта, причем за европейский же счёт.

Европолитики сейчас эквилибрируют на тонкой грани «наименее невыгодного» или «наиболее невыгодного» решения Урсулы, поклонившейся Трампу до земли. Жан-Люк Демарти, в течение восьми лет возглавлявший торговый департамент Еврокомиссии, утверждал, что ЕС заключил наименее невыгодную сделку, какую только мог, но только потому, что он уже ослабил свои собственные позиции, не предприняв ответных мер намного раньше на переговорах с США. «Эта сделка ограничивает ущерб в краткосрочной и среднесрочной перспективе, – считает он, – но для ЕС это катастрофа в долгосрочной перспективе, потому что Еврокомиссия уступила Трампу... это близко к мафиозному вымогательству и принуждению, так почему бы другим странам, таким как Китай, не попытаться оказать давление на ЕС подобным образом?» А то, что главным козырем Урсулы стало «огромное количество военной техники» из США, понятное дело, для продолжения конфликта с Россией на Украине, лишь ужесточает положение Брюсселя, обязанного теперь за это заплатить, чтоб сохранить лицо своего «триумфатора», которая сделала ставку на добрую волю президента США, тогда как это скорее авантюра, чем стратегия. Флюгер американской внешней политики сегодня вертится по настроению хозяина Мар-а-Лаго, а не по международному праву. Поэтому депутаты Европарламента от левой партии Жан-Люка Меланшона La France Insoumise настаивают на том, чтобы отстранить Еврокомиссию от её обязанностей из-за действий фон дер Ляйен в торговой сделке с США. Депутат Европарламента Манон Обри написала в социальных сетях, что ее делегация из 9 членов Европарламента ищет поддержки у других левых групп – социалистов, зеленых и «Обновления»,  чтобы скинуть Урсулу с поста. Правда, за неё сейчас «голосует» статистика: экономический рост в еврозоне немного превысил ожидания – вместо нулевого он составил 0,1% во втором квартале этого года по сравнению с предыдущим трехмесячным периодом, сообщает Euractiv. Но это не успокаивает экономистов. Они предсказывают экономике ЕС в целом серьезный спад и сильнее всего достанется, конечно, Германии. Согласно прогнозу Кильского института мировой экономики, производство в ФРГ упадет на 15 процентов, а по всему Евросоюзу – на 11 процентов. Многие экономисты, в том числе из Deutsche Bank и Capital Economics, сейчас прогнозируют, что сделка приведет к сокращению производства в ЕС примерно на 0,5% уже в этом году. По оценкам аналитиков ING, сделка снизит экономический рост в ЕС на 0,1-0,2 процентных пункта по сравнению с самым высоким показателем, достигнутым до «Дня освобождения» в начале апреля, когда Трамп объявил о взаимных тарифах, которые потрясли мировые рынки, прежде чем были приостановлены.

Такая европейская цифирь вполне нам понятна и была предсказуема. Равно как и то решающее для нас обстоятельство, что дорогу к миру и прогрессу теперь Европа прокладывает через войну. Восемнадцать стран в ЕС уже пользуются программой безопасных оборонных займов Берлемона в 150 миллиардов евро. Европейская комиссия только что объявила, что уже поданы заявки на получение 127 миллиардов евро в рамках этой программы – безопасной не для нас, конечно, а для Урсулы и её команды, которым теперь не надо запрещать заимствования, если они превысят дефицит государственного бюджета в 3% от валового внутреннего продукта (ВВП). Это краеугольный камень Маастрихтского договора (Treaty on European Union), регулирующего деятельность Евросоюза с 7 февраля 1992 года. Но на войну – можно. При этом, обратите внимание, что в списке претендентов на «военные» миллиарды евро далеко не самые милитаристы Европы: Бельгия, Болгария, Чехия, Хорватия, Кипр, Эстония, Франция, Греция, Италия, Венгрия, Испания, Латвия, Литва, Польша, Португалия, Румыния, Словакия и Финляндия. Но если у Берлемона есть 150 миллиардов евро «на войну» – давайте повоюем. А рекорды бьёт Германия, которая сама планирует инвестировать до 1 триллиона евро в инфраструктуру и оборону в течение следующего десятилетия.

Столь широкий замах на противостояние с Россией должен был по-новому, без оглядки на все прежние нормы поведения в международном поле, сцементировать трансатлантический союз, теперь под руководством Урсулы фон дер Ляйен принявший форму антироссийского. Но что-то всё равно идёт не так с берлемонским триумфатором. Как сообщают из Брюсселя, с тех пор как официальные лица США открыто признали, что большинство экспортеров из ЕС в США будут облагаться общим налогом в размере 15%, согласования «деталей» ещё только предстоят. «Нам еще многое предстоит сделать», – заявил в минувший вторник министр торговли США Говард Лютник в интервью CNBC, прозрачно намекая на то, что налоги ЕС на цифровые услуги – это атака Брюсселя на американские технологические компании. Стало быть, её надо отражать Вашингтону. Плюс 15% пошлины «на круг», а 50%-ные тарифы США на сталь и алюминий все ещё обсуждаются… Симптоматично, что в прошедшую неделю Брюссель и Вашингтон выпустили отдельные пресс-релизы о сделке, которые в некоторых местах прямо противоречат друг другу, в том числе в том, будет ли часть экспорта металла из ЕС в США на сумму 8 миллиардов евро освобождена от 50-процентного тарифа Трампа. ЕС заявляет да, США говорят нет. Будут ли определены сроки введения пошлин на фармацевтический экспорт ЕС стоимостью 120 миллиардов евро; будет ли освобожден от пошлин алкоголь; будет ли Брюссель упрощать процедуру санитарной сертификации американской свинины и молочных продуктов… Таких «будут ли» набирается на новое соглашение, которое Брюссель «надеется получить очень скоро». С воскресенья между чиновниками Еврокомиссии и командой Трампа ведутся обширные контакты, подтвердил Лютник в интервью CNBC.

«Это еще не конец истории, переговоры должны продолжаться», – подал голос из Парижа президент Франции Эммануэль Макрон. «Эти разногласия отражают чрезвычайно сжатые сроки и в целом хаотичный характер сделки – если это можно так назвать, потому что на самом деле это не сделка, – заявил научный сотрудник по геоэкономике в Центре Жака Делора Артур Лейхтхаммер. И добавил, что различия не случайны, а составляют важнейшую основу переговорной стратегии Трампа: «Есть достаточно нерешенных вопросов, которые он может использовать в качестве будущих рычагов воздействия, от которых он мог бы отказаться, если захочет». 

Как отмечает американский журнал Foreign Policy, «глубокие изменения, внесенные президентом США Дональдом Трампом во внешнюю политику Вашингтона за последние несколько месяцев, вызвали дискуссию о том, в какой степени саморазрушение глобального лидерства США усиливает влияние Китая. Трамп начал систематическую атаку на порядок и институты, созданные президентами США после Второй мировой войны в интересах США. Трамп нанес удар по мировой торговле, сократил финансирование ООН, сократил иностранную помощь и настроил против себя многих ключевых союзников. Уничтожая аппарат национальной безопасности, Трамп рискует ослабить стратегические возможности Вашингтона. Будущее НАТО и других созданных США альянсов неясно. Трамп может подорвать саму основу могущества США».

Примем с одной поправкой: прежняя система диктатуры Штатов сама пошла вразнос. И, дергая её за все ещё не отвалившиеся рычаги, Трамп очень старается «снова сделать её великой». Хотя бы до вечера того дня, который будет для него в Белом доме последним.

Так и мы о том же, но уже применительно к Брюсселю. Конкретные части сделки, которые включают обязательства ЕС закупить энергоносители в США на сумму 750 миллиардов долларов и инвестировать 600 миллиардов долларов в инфраструктуру США в течение оставшихся трех лет президентства Трампа, представляют потенциальные риски. В Еврокомиссии уже заявляют, что эти обещания, которые считаются нереалистичными даже в стенах Берлемона, не могут быть подкреплены ни юридически, ни экономически. Они – лишь благие намерения, основанные на пожеланиях частных компаний с обеих сторон. Это и заставило лауреата Нобелевской премии по экономике Пола Кругмана, заявить, что Европа «выставила Трампа дураком» во время переговоров. «То, что ЕС на самом деле обещал в отношении инвестиций, было ничем, Nichts, rien», – заявил он во вторник, добавив, что обещание закупать больше энергоносителей в США также не будет выполнено.

Однако, если точка зрения Кругмана возобладает в Белом доме, то чем бы ни тешилась Урсула фон дер Ляйен за своим рабочим столом на 13 этаже Берлемона, Трамп найдёт способ заставить Европу выплатить обещанные ею миллиарды. И никакие трансатлантические сантименты не смогут ему помешать. 

Другие материалы