Некоторое время назад стало известно о присоединении Израиля к формируемому стратегическому союзу восьми держав Запада для сотрудничества в сфере искусственного интеллекта (ИИ), защиты цепочек поставок чипов и критически важных минералов. «В рамках впечатляющих дипломатико-технологических достижений Израиль будет включён в узкий круг из восьми мировых держав. Которые создают особый союз с США и друг с другом для сохранения технологического превосходства и обеспечения глобальных цепочек поставок, необходимых для производства технологий ИИ», – восторгаются местные СМИ. Не менее оптимистично настроен известный своими радикальными воззрениями министр финансов в правительстве Нетаньяху Бецалель Смотрич: «Израиль возвращается в центр мировой технологической сцены. Присоединение к американской инициативе – это выражение доверия к израильской экономике, нашему хайтеку и нашей инновационности. В эпоху, когда чипы и критические минералы являются основой национальной безопасности и экономического роста, этот шаг укрепляет союз с США и гарантирует нашу способность лидировать в глобальной гонке».
Официальный запуск этой амбициозной инициативы намечен на 12 декабря на встрече в Белом доме с участием правительственных делегаций Израиля, Японии, Южной Кореи, Сингапура, Нидерландов, Великобритании, ОАЭ и Австралии. Израильскую делегацию возглавит Эрез Аскал, глава действующего под эгидой канцелярии Нетаньяху Национального управления по искусственному интеллекту.
По заявлению американской администрации, столь неординарный проект будет продвигаться «в рамках широких усилий по сокращению зависимости от Китая и обеспечению технологического преимущества "свободного мира"» под кураторством заместителя госсекретаря по вопросам экономического роста энергетики и окружающей среды Джейкоба Хелберга. По словам этого выходца из европейских евреев, писателя бывшего старшего советника генерального директора Palantir Technologies Inc. Алекса Карпа и одного из крупных спонсоров последней избирательной компании Дональда Трампа, Израиль «является лидером в области кибербезопасности искусственного интеллекта и разработки специализированных чипов».
Ожидаемая по итогам декабрьского саммита «стратегическая коалиция» под лейблом Pax Silica и под предлогом «обеспечения экономической безопасности в эпоху искусственного интеллекта» «объединит «страны, чьи интересы сходятся в вопросе обеспечения безопасности всей цепочки поставок кремния для вычислений» и сформирует «новую стратегическую реальность, в которой экономическая безопасность является национальной безопасностью, и в конечном счёте это приведёт к объединению стран, разделяющих общее видение технологического лидерства, надёжных и безопасных цепочек поставок, предсказуемого доступа к энергии, кремнию и вычислительным мощностям».
Ещё при первой администрации Трампа Госдепартамент запустил Инициативу по управлению энергетическими ресурсами США с целью обеспечения безопасности цепочек поставок важнейших полезных ископаемых, таких как литий и кобальт. Администрация Байдена запустила программу «Партнёрство в области безопасности полезных ископаемых», нацеленную на привлечение иностранных инвестиций и западного опыта в горнодобывающие отрасли развивающихся стран, так что Pax Silica – вовсе не очередной экспромт взбалмошного бизнесмена, а отражение серьёзной работы. Повестка дня новоявленного военно-технологического союза, явным образом нацеленного на снижение технологической и сырьевой зависимости от Китая (1), включает:
обеспечение поставок критически важных минералов для производства чипов и батарей, в том числе через создание системы по устранению точек отказа и предотвращению принудительной зависимости цепочках поставок за счёт углублённого партнёрства с частным бизнесом,
развитие масштабной энергетической инфраструктуры для дата-центров и систем ИИ,
формирование передовой логистики для устойчивости цепочек поставок в периоды кризиса.
Как мы писали ранее, нечто примерно похожее предполагается провернуть и в Армении, что отражает системный характер усилий связанного с Белым домом высокотехнологичного бизнеса и внешних рынках, таких как Кавказ и Ближний Восток, подчас весьма рискованных. Как известно, в середине ноября торговый департамент Америки одобрил продажу 70 тыс. «продвинутых» чипов для систем искусственного интеллекта ОАЭ и Саудовской Аравии, реализующих собственные ИИ-проекты и поддерживающих тесные торговые и иные связи с Пекином. Из намёков Хелберга, бывшего демократа и антикитайского «ястреба», можно понять, что в настоящее время ведутся переговоры о недопущении попадания чувствительных технологий стратегическому конкуренту, что найдёт отражение и в договорённостях по итогам предстоящего саммита, куда Эр-Рияд, в отличие от Абу-Даби, пока не пригласили.
Для Израиля, активно развивающего логистические связи со странами Персидского залива в рамках проекта IMEC, участие в этом мероприятии – весьма значимая точка поворота как в дипломатической, так и в технологической сферах. Ещё совсем недавно администрация Байдена планировала ограничить доступ режима Нетаньяху к американским технологиям в сфере ИИ. Более того, похоже, теперь еврейское государство становится одним из важнейших трансграничных технологических узлов всего Запада в сфере передовых технологий.
Тем временем, по сообщениям СМИ США, Пентагон финансирует расширение производства для израильской системы ПРО «Железный купол» совместно с Министерством обороны Израиля в рамках контракта на сумму более 5 млрд долл. Целью этого шага является пополнение ракетного и в то же время противоракетного арсеналов израильской армии, истощенных в ходе столкновений с ливанской «Хезболлой», с отрядами движения ХАМАС в Газе и с другими палестинскими группировками.
По информации Military Watch, военное ведомство Израиля представило недавно планы по долговременному наращиванию серийного производства ЗРК малой дальности «Железный купол». Упоминается также о подписании Тель-Авивом многомиллиардного контракт с американо-израильской оборонной корпорацией Rafael на расширение производства «Железного купола». Предполагается, что контакт будет полностью профинансирован за счёт пакета военной помощи США в размере 8,7 млрд долл.
Согласно отчёту израильского минобороны, в пакете мер Вашингтона выделено 5,2 млрд долл. на системы противовоздушной и противоракетной обороны, включая системы большой дальности, такие как «Праща Давида», система «Барак» и «Железный купол» малой/средней дальности.
Более того, в конце ноября в штате Арканзас открыт завод для производства перехватчиков системы «Железный купол», что усиливает оборонные возможности Израиля и ещё более стимулирует военно-политическое и военно-промышленное сотрудничество с США. Строительство объекта продолжалось с ноября 2023 года при инвестициях со стороны Raytheon совместно с Rafael 33 млн долл., по официальной информации (экспертные оценки – это менее 70 млн долл.). Израиль уже разместил на этом заводе ракетный заказ в 1,25 млрд долл., средства на который поступают в рамках означенной помощи США. Заказ должен быть выполнен ко второму полугодию 2026 г.
Американская поддержка не ограничивалась финансированием оборонительных мероприятий Израиля, отмечается в упомянутом отчёте ЦАХАЛ: ранее Пентагон развернул собственные системы обороны, включая систему THAAD и высокотехнологичную военно-морскую систему Aegis для защиты Израиля во время его июньской войны с Ираном.
Таким образом, можно уверенно предположить, что роль Израиля как важнейшей интегральной части регионального военно-политического и технологического альянса будет только лишь укрепляться. Согласно оценкам некоторых европейских дипломатов, в наступающем году не исключён новый удар израильтян по Ирану, даже если администрация Трампа не даст на эту операцию добро. Несмотря на понесенный в июне (и ранее ущерб) и на явное преимущество перед иранской армией и системой противовоздушной обороны Исламской Республики, Тегеран категорически не согласен на де-факто капитуляцию в виде отказа от обогащения урана в гражданских целях и ограничения программы по созданию баллистических ракет, необходимых как средство ответа на агрессивные поползновения Нетаньяху и компании.
Примечание
(1) Именно на эту страну в качестве главного врага указывает обнародованная недавно Стратегия национальной безопасности США при администрации Трампа, предусматривающая изменение баланса экономических отношений с Китаем, включая «отмену практик, дающих Китаю несправедливые конкурентные преимущества перед США, такие, как субсидирование промышленности».