SAFE – финансовый инструмент, с помощью которого Европа будет готовиться к войне с Россией

SAFE – финансовый инструмент, с помощью которого Европа будет готовиться к войне с Россией

Европе надо выбирать: экономика или война

На последнем (июньском) саммите НАТО в Гааге прозвучали призывы к странам-членам альянса быть готовым к войне с Россией, которая, вероятно, может начаться не позднее 2030 года. На этом саммите было принято решение, что страны альянса, большинство из которых расположены в Европе и являются также членами Евросоюза, доведут оборонные расходы до 5% ВВП. Из них 3,5 % – прямые военные расходы (закупка, разработка и производство вооружений, а также подготовка и содержание личного состава армии и флота); 1,5% – косвенные, или сопутствующие, расходы (прежде всего, создание и модернизация инфраструктуры). 

В 2024 году общие военные расходы 32 стран НАТО составили 55% от общемировых, или 1.506 млрд долл., из которых на европейских участников пришлось 454 млрд долл. Фактически 2/3 всех военных расходов блока пришлось лишь на одну страну – США (997 млрд долл.)

По итогам прошлого, 2024 года целый ряд европейских стран даже не дотягивал до ранее действовавшего норматива военных расходов НАТО в 2 процента (который был принят в 2014 году). Это Хорватия (1,81%); Португалия (1,55%); Италия (1,49); Бельгия (1,30); Люксембург (1,29%); Испания (1,28%). Рекордсменом во всем НАТО была Польша с показателем 4,12% (даже больше, чем у США с показателем 3,40%). Но, как видно, даже «передовой» Польше придется поднапрячься, чтобы соответствовать новому стандарту. Что же говорить про Испанию, которой надо будет увеличить относительный уровень своих военных расходов почти в четыре раза! 

Заявления высших чиновников ЕС, которые делались в последние месяцы, свидетельствуют о том, что Европейский союз планируется превратить в военно-политический альянс, имеющий некоторую автономию в рамках НАТО. 

47-й президент США Дональд Трамп сразу же после инаугурации стал делать резкие заявления в адрес Европы. В том числе по поводу того, что в рамках Североатлантического блока Старый Свет ведет себя как иждивенец, возлагая основное бремя военных расходов НАТО на Соединенные Штаты. Да и основное бремя военной помощи Украине также несла Америка, что, по мнению Трампа, несправедливо. Ведь Старый Свет, а не Новый соседствует с Незалежной. 

Европа была вынуждена реагировать на эти заявления. В марте лидеры стран Европейского союза провели экстренный саммит на территории Брюсселя и согласовали план милитаризации Европы, получивший название ReArm EU. Европейская комиссия на этом саммите озвучила примерную сумму денежных средств, необходимых для реализации плана, – около 800 млрд евро. 

Многие страны-члены ЕС в той или иной форме дали понять, что они не сумеют с помощью своих бюджетов выделить необходимые суммы средств для выполнения плана ReArm EU. Ведь целый ряд стран не соответствует маастрихтским критериям (которые необходимы для вхождения в еврозону; были приняты в 1992 году). Такие критерии, как величина дефицита государственного бюджета (не более 3% ВВП), уровень государственного долга (не выше 60% ВВП), стабильность цен и др. 

Пока план ReArm EU для стран-членов Европейского союза является факультативным, а не строго обязательным к исполнению. Но чтобы максимально увеличить число участников в конце мая Совет ЕС принял постановление о создании финансового инструмента "Действия по безопасности для Европы" (Security Action for Europe – SAFE). В пресс-релизе совета сообщается, что SAFE "будет финансировать срочные и масштабные инвестиции в Европейскую оборонную технологическую и промышленную базу (EDTIB)". Цель данного финансового инструмента (также называемого фондом и программой), говорится в документе, состоит в том, чтобы увеличить производственные мощности, обеспечить доступность оборонного оснащения при необходимости и устранить существующие пробелы в оборонном потенциале, укрепив в итоге общую готовность ЕС к обороне. Фонд SAFE должен формироваться за счёт бюджета Европейского союза. 

Напомню, что годовой бюджет ЕС в последние годы составлял примерно 150 млрд евро. Получается, что на программу SAFE выделены деньги в размере примерно годового бюджета Европейского союза. 

Председательствующий в Совете ЕС министр по европейским делам Польши Адам Шлапка заявил: «Мы приняли первую крупномасштабную программу оборонных инвестиций на уровне ЕС на сумму 150 млрд евро. Это не только успех председательства (Польши. – В.К.), но и ЕС в целом. Это беспрецедентный инструмент, который усилит наши оборонные возможности и поддержит нашу оборонную промышленность». 

30 июля Еврокомиссия (ЕК) сообщила, что 18 государств-членов ЕС уже подали заявки на кредиты в рамках SAFE на сумму 127 млрд евро. В опубликованном коммюнике Еврокомиссия приветствовала "проявленный интерес со стороны Бельгии, Болгарии, Чехии, Эстонии, Греции, Испании, Франции, Хорватии, Италии, Кипра, Латвии, Литвы, Венгрии, Польши, Португалии, Румынии, Словакии и Финляндии к получению кредитов в рамках инструмента SAFE". Получается, что в программе SAFE готовы участвовать ровно 2/3 стран-членов Европейского союза. А суммарная величина заявок составила примерно 85% запланированного объема программы. 

В прошлом году бывший глава ЕЦБ Марио Драги подготовил доклад о европейской конкурентоспособности. В нём отмечено, что с июня 2022-го по июнь 2023-го 78% оборонных закупок ЕС приходилось на поставщиков из стран, не входящих в блок, в подавляющем преимуществе – на компании США. 

План ReArm EU и программа SAFE должны не только вооружать Европу, но также создавать полноценный европейский военно-промышленный комплекс. Как отмечает газета The Washington Times, странам, пользующимся фондом SAFE, настоятельно рекомендуется закупать большую часть своей военной техники в Европе, работая в основном с европейскими поставщиками – в некоторых случаях с помощью ЕС для снижения цен и ускорения заказов. 

На сайте Европейского союза отмечается, что кредиты в рамках SAFE должны как минимум на 65% быть использованы на закупку оружия, производимого в странах ЕС, на Украине или в государстве, принадлежащем к Европейской экономической зоне. А также оружия, произведенного в государствах, с которыми у ЕС есть соглашение о партнерстве в области безопасности и обороны (Security and Defence Partnership – SPD). Сегодня таких стран семь – Норвегия, Молдавия, Япония, Албания, Северная Македония, Южная Корея, а также Великобритания. 

Заявки на получение кредитов получены, но пока еще не одобрены. Брюссель должен быть уверен в том, что кредиты будут использованы по назначению и что они действительно сумеют укрепить военно-экономический потенциал ЕС. Предпочтение будет отдаваться тем проектам, которые позволят создать крупные производства оружия и другой военной продукции, востребованной не только в одной европейской стране, а во всем Европейском союзе. Т. е. SAFE призвана стать триггером, запускающим создание общеевропейского военно-промышленного комплекса. 

Рассмотрение поступивших заявок и принятие по ним решений предполагается провести в течение ближайших четырех месяцев, т. е. до конца ноября 2025 года. Крайний срок подачи новых заявок – 30 ноября 2025 года. 

По одобренным заявкам предполагается выделение первого транша в размере 15% от общей стоимости проекта. Каждый последующий транш будет выделяться после отчета об использовании предыдущего (с периодичностью полгода). 

Кредиты SAFE – льготные, примерно 3% годовых. Это более низкий процент, чем, скажем, процент по облигациям государственных займов большинства европейских стран. Кредиты SAFE также долгосрочные – с максимальной продолжительностью 45 лет и десятилетним льготным периодом для погашения основной суммы долга. 

Итак, по линии SAFE страны-члены ЕС могут получить 150 млрд евро. Остальные расходы на укрепление обороноспособности (650 млрд евро, или более 80%) страны должны покрывать за счет собственных бюджетных средств и иных источников. Для некоторых стран такие расходы крайне обременительны. И могут привести к дальнейшему росту бюджетных дефицитов, государственных долгов, инфляции и другим неприятным последствиям. 

Судя по всему, Брюссель готов будет закрыть глаза на то, что участие стран в плане ReArm EU и программе SAFE будет усугублять нарушение маастрихтских нормативов странами-членами ЕС. А такие нарушения стали хроническими и массовыми. Так, по итогам прошлого года величина среднего по ЕС (27 странам) дефицита бюджета составила 3,2% ВВП (т. е. превысила допустимый уровень в 3% ВВП). Рекордный дефицит был зафиксирован у Румынии – 9,3% ВВП. За ней следовали Польша (6,6% ВВП) и Франция (5,8% ВВП). А по величине государственного долга к ВВП средний по Европейскому союзу показатель в конце 2024 года составил 81%. Рекордсменами по этому показателю в ЕС являются Греция (152%) и Италия (138%). 

Запуск плана план ReArm EU и программы SAFE приходится на момент, когда Европа, кажется, начинает скатываться в рецессию или, по крайней мере, в стагнацию. Только что Международный валютный фонд опубликовал свежий обзор «World Economic Outlook». Он содержит прогнозные оценки по мировой экономике и экономикам отдельных стран на 2025-2026 гг. Прирост мирового ВВП по итогам текущего года оценивается в 3 процента. А в большинстве стран-членов Европейского союза прирост ВВП не будет превышать 1%. Так, во Франции он оценивается в 0,6%; Италии – 0,4%. А в главной экономике Европейского союза – немецкой – он составит ноль. Т. е. экономика Германии переживает классическую стагнацию. 

В такой экономической ситуации Европе надо выбирать: экономика или война. Если второе, тогда Европейский союз будет стремительно утрачивать признаки экономического союза и превращаться в военно-политический блок. Впрочем, может быть и другой сценарий: Европа перестанет быть экономическим союзом, но так не сумеет стать военно-политическим блоком. 

Другие материалы