Решение Белого дома о введении тарифных пошлин в отношении многих стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки вызвало двойной эффект. Некоторые согласились на новые условия с определенными оговорками, подтвердив свою роль сателлита и клиента США. Другие справедливо возмутились такой формой неоколониализма, и самые последовательные из второго лагеря заявили о том, что готовы защищать собственные интересы и отстаивать суверенитет, в том числе через ответные меры в отношении США.
Две из них – крупные гиганты и члены БРИКС Индия и Бразилия. Если с Китаем, от экономики которого определенно зависят и Соединенные Штаты, Вашингтон временно договорился о неприменении жестких санкционных мер (к которым в Пекине, безусловно, относят и заявленные Дональдом Трампом новые тарифы), то в случае этих двух стран ситуация несколько иная. И, по всей видимости, такая недальновидная политика США заставит Бразилиа и Нью-Дели побыстрее дистанцироваться от своего недавнего партнера по самым различным направлениям.
В случае Индии условия США сфокусировались на требовании отказаться от покупки российской нефти, что индийская сторона благоразумно сочла невыполнимым и заявила своей протест.
4 августа правительство Индии распространило заявление, в котором сказано, что "Индия подверглась давлению со стороны США и ЕС за покупку российской нефти... Хотя фактически Индия начала этот импорт из России по причине того, что традиционные цепочки поставок были нарушены и перенаправлены в Европу. А США в то же время активно поддерживали импорт Индией за укрепление стабильности глобальных энергетических рынков... Стало известно, что все государства, критикующие Индию, сами ведут торговлю с Россией... В 2024 г. ЕС имел двусторонний оборот с Россией в размере 67,5 млрд. евро... Торговля России и ЕС включает не только энергоресурсы, но также удобрения, полезные ископаемые, химические продукты, железо и сталь, машины и транспортное оборудование. США продолжают импортировать из России гексафлорид урана для своей ядерной промышленности, паладиум для своей радиоэлектроники, удобрения и химию... Поэтому обвинение Индии несправедливо и беспричинно. Как любая крупная экономика, Индия будет принимать все необходимые меры для защиты своих экономических интересов и экономической безопасности."
6 августа Трамп все же ввел 25% пошлины на товары из Индии.
Следует отметить, что относительно недавно компания Apple перевела свое производство смартфонов из Китая в Индию, что в разы снизило поток гаджетов из Китая в США, но увеличило объем из Индии. Теперь, вероятно, американским потребителям, придется платить больше, поскольку окончательная цена будет включать и новые тарифы. Аналогично и с другими товарами, которые отправляются из Индии в США – от медикаментов (включая дженерики) и электроники до потребительских товаров. Индийский экспорт в США в целом составляет около 90 млрд. долл. в год. Его значительное сокращение, что неминуемо, вынудить Индию искать другие рынки, вероятно, делая акцент на странах региона, чтобы упростить логистику. Хотя потребители в США почувствуют рост цен или нехватку индийской продукции уже в ближайшее время.
На политическом уровне это дает повод правительству Нарендры Моди, который позиционировался как личный друг Дональда Трампа, пересмотреть и другие соглашения с США, включая военное партнерство – Индия является членом Четвёрки (Quad), куда также входят Япония, Австралия и США. Предыдущие сделки в области критических технологий и научного сотрудничества, о которых ранее сообщалось в помпезном тоне, также могут быть заморожены.
Индия уже заявила об отказе от покупки американских многоцелевых истребителей и, вполне вероятно, будет рассматривать российскую альтернативу, тем более что есть многолетний опыт сотрудничества в военно-технической сфере еще со времен СССР. Кстати, Россия и Индия оперативно подписали новый пакет соглашений по техническому сотрудничеству, что говорит об умении экстренно реагировать на нежелательные меры со стороны. Кроме того, Индия передумала покупать и дополнительную партию шести тяжёлых беспилотников Boeing P-81, демонстративно заявив об этом сразу же после введения тарифов.
Но самое главное, политика Белого дома может привести к изменению геополитического баланса в Южной Азии. Поскольку Вашингтон всегда рассматривал Индию как инструмент для сдерживания Китая (а с учетом размеров страны и ее мощи это был оперативный и стратегический театр для действий), теперь отношения между странами могут заметно потеплеть. Премьер-министр Нарендра Моди уже заявил, что лично примет участие на саммите ШОС в Китае 31 августа, где могут быть согласованы новые планы действий по выработке совместных усилий Индии и Китая (а также России и других участников организации) перед лицом давления США.
В Бразилии ситуация не менее интересная и довольно напряженная.
По поводу новых тарифов президент страны Луис Игнасио Лула да Силва заявил, что в отношениях с США есть опция по редкоземельным металлам, которую можно использовать для переговоров. В других заявлениях он отметил, что Вашингтон не испугает Бразилию, поскольку они торгуют со многими странами. Но 4 августа он в резкой форме обвинил США в попытке организации государственного переворота и сказал, что доллару нужно найти альтернативу в мировой торговле.
Параллельно с дискуссиями о новых тарифах США и ЕС ввели санкции против судьи Верховного суда Бразилии Александра де Мораеса и его жены, в рамках которых были заблокированы их банковские счета в Европе. При чем это было сделано в рамках так называемого закона Магницкого. Вашингтон тем самым хотел надавить на Бразилию в деле бывшего президента Жаира Болсонару, который был отправлен под домашний арест, а у него самого изъяты мобильные телефоны. На это США ввели новый запрет, отозвав визы всем членам суда Бразилии. Также на сайте президента США появилось сообщение о якобы угрозах со стороны Бразилии в адрес США (аналогичное сообщение было и про Россию).
Вместе с этим Лула да Силва сделал заявление, где сказал, что американские технологические компании не смогу больше работать в Бразилии, если не будут уважать законодательство их страны. Намек более чем очевидный.
Показательно, что на этом фоне бразильская авиакомпания GOL объявила о запуске регулярных перевозок между Сан-Паоло и Каракасом, несмотря на санкции США против Венесуэлы и ранее введенных ограничениях по отношению к соседу.
Наконец, Лула заявил, что страны БРИКС сообща должны выработать стратегию противодействия односторонним мерам США, чтобы защитить свои интересы.
Такая совместная работа, безусловно, будет отражать дух многополярности и демонстрировать настоящую открытость в торговле и экономическом взаимодействии между странами и регионами, в отличии от грубых попыток США восстановить свою однополярную гегемонию, если не с помощью военной силы, то через геоэкономические механизмы, что равнозначно войне иными средствами.