На фоне дипломатических успехов Москвы в Сахеле (подписание соглашений о военно-техническом сотрудничестве с Того и Бенином) внешние силы прилагают всё больше усилий для дестабилизации региона с целью вытеснения отсюда российского военного присутствия.
В настоящее время подразделения Африканского корпуса Министерства обороны России дислоцируются в Экваториальной Гвинее, Нигере, Мали и Буркина-Фасо. Ожидается заход ещё в некоторые государства. Это вызывает раздражение Франции (вышеперечисленные африканские государства – бывшие колонии Парижа), которая руками региональных игроков (Мавритания, Алжир) и Украины пытается нанести ущерб российским интересам.
Париж и его союзники (США, ЕС) делают ставку на исламский терроризм. В Сахеле орудуют запрещённые в РФ группировки «Джамаат аль-Ислам валь-Муслимин» (ДНИМ)*, «Исламское государство в Западной Африке» (ИГвЗА)*, «Боко Харам»*, «Аль-Каида»*, «Фронт освобождения Азавада» (ФОА)* и др. Как минимум две из них (ДНИМ и ФОА) получают помощь от Парижа и от Киева.
Схема проста: самолёты из Франции доставляют военные грузы в Мавританию, откуда они по земле доставляются на территорию Мали и, возможно, Нигера и Буркина-Фасо. По информации спецслужб Нигера и Мали, в Мавритании находятся двадцать украинских военных инструкторов, обучающих боевиков ДНИМ и ФОА обращению с оружием и тактике боя. Благодаря Киеву у террористов появились дроны на оптоволокне (против них бесполезны системы РЭБ), снайперы, гранатомёчики, поменялась тактика засадных действий, повысилась результативность применения пулемётов.
Киевский режим дотянулся и до Чада. Развёрнутая в этой стране Многонациональная объединённая оперативная группа (MNJTF) недавно отразила атаку боевиков запрещённых в России группировок «Боко Харам»* и ИГвЗА. На месте боя изъяты ударные дроны с конструкцией, аналогичной тем, которые применялись ВСУ для атак на военные объекты на территории России.
«В последние месяцы... сообщалось о причастности Украины к поставкам подобных технологий этим экстремистским группировкам, обучению их использованию и предоставлении материально-технической поддержки. С мая прошлого года в Чаде произошло множество насильственных инцидентов... приведших к гибели более 70 человек. Предварительное расследование показало, что украинцы разжигали рознь между различными религиозными и этническими группами страны и снабжали их оружием, что и привело к этим насильственным инцидента... начало кровавых столкновений совпало с въездом в страну группы украинских спецназовцев с поддельными паспортами», – пишут африканские СМИ.
На публике Киев неустанно подчёркивает, что является «другом» для африканских народов. Но разве друг будет снабжать террористические банды современным вооружением, чтобы убить как можно больше людей? Террористы атакуют не только подразделения российских и местных военнослужащих, но и мирных жителей: обстреливают деревни, запрещают селянам обрабатывать поля, взимают с них дань деньгами, урожаем и скотом, забирают в банду местных мужчин под угрозой расправы над всей деревней.
Украина договорилась о размещении в Гане производства дронов. Гана готова финансировать производство, Киев взамен обязуется помочь с обеспечением безопасности ганских границ.
Внимание Киева к Чаду неслучайно. Это ключевое государство в системе безопасности Сахеля, его дестабилизация напрямую отвечает интересам зарубежных кураторов режима Зеленского. Взамен Киев надеется заручиться дальнейшей поддержкой Запада в войне с Россией.
Кроме того, Киев надеется нанести урон интересам Венгрии в Чаде. В 2024 Будапешт разместил здесь дипломатическую миссию, назначил спецпосланника в Сахеле (им стал бывший посол в Кении Ласло Эдуард Мате), учредил военный атташат, открыл культурный центр, запустил ряд инвестиционных проектов через агентство по международному сотрудничеству Hungary Helps («Венгрия помогает») и обещал выделить 200 млн долл. на развитие засушливых сельскохозяйственных районов и образовательные программы.
У Киева плохие отношения с Будапештом, антивенгерский курс давно стал визитной карточкой украинской внешней политики.
Президент Чада Махамат Идрис Деби Итно, во-первых, выпроводил из страны французских и американских военных. Во-вторых, дружен с генералом Хафтаром (Ливия), который является союзником России. США и Франция не заинтересованы в укреплении власти Хафтара в Ливии, и, следовательно, в его сотрудничестве с Итно. Через подконтрольную Хафтару территорию проходит логистический маршрут переброски российского воинского контингента в Нигер, Мали, Экваториальную Гвинею и Буркина-Фасо. Цель Вашингтона – лишить Москву ливийского плацдарма и разорвать логистическую цепочку между Россией и Сахелем.
Для этого надо добиться смены политического курса Чада, поскольку с его территории удобно управлять региональными конфликтами, но чадские власти не позволяют этого делать. В Чаде легко навербовать наёмников для проведения боевых акций в ЦАР или Ливии. Мужчины из не подчиняющихся центральному правительству чадских племен (в основном народ тубу) охотно воюют за деньги и неоднократно вступали в боестолкновения с бойцами ЧВК «Вагнер» в Ливии и ЦАР. Усиление власти Итно означает для США и Франции сужение возможностей по дестабилизации Сахеля.
Подпитывая терроризм в Сахеле, Украина надеется понравиться Западу, подорвать местную безопасность, добиться со временем смены власти и вывода отсюда российского контингента.