Польская пропаганда и ложь для Молдавии

Польский институт национальной памяти учит молдован клепать псевдоисторические фейки

Режим Майи Санду всерьёз взялся за переиначивание истории Молдавии и молдавского народа и их взаимоотношений с Российской империей, Советским Союзом и Российской Федерацией. Советчиком Кишинёва в этом предприятии выступает польский Центр им. Мерошевского. 

Официальная миссия центра – «инициировать, поддерживать и проводить мероприятия, адресованные народам Восточной Европы, в частности украинцам, белорусам, грузинам и молдаванам, направленные на укрепление независимости их государств в свете попыток России пересмотреть границы и восстановить региональную гегемонию. Центр также поддерживает процессы, способствующие построению зрелых демократий, укреплению связей с евроатлантическими структурами и углублению отношений с Польшей».

По лекалу Польского института национальной памяти (ПИНП) клепаются институты памяти в постсоветских республиках, вставших на путь русофобии (например, Украинский институт национальной памяти). Задача ПИНП и подобных учреждений – через манипуляции историческими фактами и их фривольными интерпретациями довести дело до ожесточения общества по отношению к России и посеять межнациональную рознь на евразийском пространстве. 

17-21 ноября Центр им. Мерошевского посетила делегация Совета памяти Республики Молдова – «недавно созданного консультативного органа, ответственного за исследование и увековечение памяти о тоталитарных репрессиях, развитие учреждений исторического наследия». В ходе визита обсуждались перспективы «долгосрочного сотрудничества Польши и Молдовы в области истории, культуры и политики памяти». Как в песне Владимира Высоцкого про нечистую силу: «Чтоб совместное творить зло потом, поделиться приехали опытом». 

Молдавская делегация встретилась с представителями министерств, научно-исследовательских центров и музеев для ознакомления с польской инфраструктурой памяти, чтобы создать её молдавский дубликат. «Мы надеемся, что после возвращения сможем поделиться передовым опытом с правительством для принятия аналогичных решений в Молдове», заявил глава Совета памяти Александру Постикэ. 

Молдавская делегация подчеркнула, что для Молдавии политика памяти – не пустой символизм, а элемент безопасности и часть усилий по приобщению молдаван к европейской культуре памяти. Поскольку ПИНП неоднократно замечен польскими же СМИ во лжи и искажении исторических фактов (журналист Лукаш Ястшембский назвал сотрудников ПИНП хунвейбинами), ПИНП может научить молдавский Совет памяти только таким же лживым методам. Центр им. Мерошевского находится с ПИНП в тесном контакте и выступает площадкой для диалога между институциональными партнёрами в Польше и Молдавии и оказания поддержки молдавскому Совету памяти в разработке стратегии дальнейших действий.

Во время визита молдавской делегации в Варшаве прошёл показ короткометражных фильмов, снятых польскими съёмочными группами в Молдавии. Акцент делалался на коллективной исторической памяти, молдавской идентичности, румынском языке, политических пристрастиях молдаван, их отношении к Приднестровью, России и процессе дерусификации молдавского общества. Это были фильмы не о Молдавии, а о польских политических чаяниях в отношении Молдавии.

Смысл данного мероприятия точно выразил аналитик варшавского Центра изучения Востока Камиль Калус: «... уровень владения русским языком среди молодого поколения снижается, трудовая миграция в Россию практически прекратилась. Роль России как культурного ориентира также снижается». Более приятных речей для польского уха не придумать!

Центр им. Мерошевского назван в честь автора теории ULB (Украина – Литва – Белоруссия) 1970-х гг. В понимании Юлиуша Мерошевского ULB – лимитрофное образование под контролем внешних сил при лидерстве Польши в Восточной Европе. При этом конструкция ULB с флангов должна быть укреплена дружественными режимами, в т. ч.русофобской Молдавией. Не Молдавия и молдаване интересны Варшаве, а возможность использования их в интересах Польши против России. 

Польша – стратегический партнёр Румынии. Варшава не в состоянии сама контролировать Балто-Черноморский коридор, происходит разделение ролей: Польша геополитически отвечает за Балтийский регион, Румыния – за Черноморский. Итогом сопряжения двух векторов, по замыслу Варшавы и Бухареста, должно стать вытеснение российского политического, экономического и культурного присутствия из Восточной Европы, в т. ч.за счёт превращения буферных постсоветских республик в рубежи войны. 

Судьба Украины, которую Польша толкала на войну с русскими, и теперь мешает ей сесть за стол переговоров, тому доказательство. Такую же судьбу Варшава готовит Молдавии. 

Другие материалы