США мечтают свергнуть Николаса Мадуро

Удар в Карибском бассейне и давление на Венесуэлу

США под видом борьбы с наркотрафиком начали применять вооруженную силу

Дональд Трамп заявил, что утром 2 сентября, согласно его приказу Вооружённые силы США в зоне ответственности Южного командования нанесли кинетический удар по наркотеррористам, которых идентифицировали как Tren de Aragua. Также было добавлено, что этот картель «действует под контролем Николаса Мадуро и ответственен за массовые убийства, наркотрафик, торговлю людьми, а также акты насилия и террора в США и Западном полушарии». Удар был нанесен, по словам Трампа, когда судно находилось в международных водах и перевозило наркотики. В результате одиннадцать человек было убито. К сообщению было приложено видео, на котором запечатлен плывущий на большой скорости катер, который через некоторое время был взорван. 

Госсекретарь США Марко Рубио также заявил, что «судно отправилось из Венесуэлы и принадлежало к известной нарко-террористической организации».

Сообщение президента США растиражировали американские СМИ, а также прокомментировали власти Венесуэлы. В частности, министр культуры и коммуникаций Эрнесто Вийегас заявил, что видео было сгенерировано искусственным интеллектом. А президент Колумбии Густаво Петро осудил действия США, сказав, что «если это правда, то это убийство, где бы то ни было в мире. Десятилетиями мы задерживали гражданских лиц, перевозящих наркотики, не убивая их. Те, кто перевозят наркотики, не являются крупными наркобаронами, а представляют очень бедную молодежь из Карибского и Тихоокеанского региона».

Поэтому данную акцию США можно отнести к показательным мероприятиям поверхностного характера. Если бы в Вашингтоне были действительно озабочены проблемой наркотрафика, тогда бы поступали предложения о сотрудничестве в этом вопросе с другими государствами. А мы видим лишь бряцанье оружием и нелепые угрозы.

В целом никаких доказательств, что это было судно с членами криминальной группировки на борту, представлено не было. С таким же успехом можно было потопить какое-то рыболовецкое судно, заявив, что там перевозилось оружие или наркотики. Фрагменты моторной лодки или тела погибших также не были представлены, хотя их отсутствие можно списать на то, что все они утонули непосредственно после нанесения удара.

С одной стороны, этот инцидент демонстрирует новый уровень напряжённости между США и Венесуэлой. По крайней мере, уже была применена военная сила против определенного субъекта (если моторная лодка была настоящей, а не смонтированной в студии), которого Вашингтон обозначил как угрозу для своей безопасности. Если США ударили один раз, то могут сделать это снова в будущем.

С другой стороны, есть несколько нюансов, которые указывают на то, что давление на Венесуэлу может ослабнуть. Во-первых, Вашингтон таким образом может выпустить пар и заявить, что миссия успешно завершена. Так уже неоднократно происходило: при первом президентском сроке Дональда Трампа была совершена атака крылатыми ракетами на военную базу в Сирии, которая не нанесла значительного ущерба, но распиарена как значительный успех; а относительно недавно в войне Ирана и Израиля США также ограничились скорее показательными, а не реально эффективными действиями.

Во-вторых, удар по судну в международных водах говорит о том, что США избегают нарушать территориальный суверенитет Венесуэлы. Вероятно, в Вашингтоне убедились, что после приведения в готовность боливарианских вооруженных сил (министр обороны Владимир Падрино Лопес сказал, что они будут защищать страну всеми возможными средствами) и мобилизации народной милиции в Каракасе не собираются идти на какие-либо уступки и готовы отражать агрессию, если она последует.

Можно предположить, что разведывательные данные, собранные в последние недели (в Карибском бассейне была большая активность военных самолетов США, оснащенных аппаратурой дальнего обнаружения) также убедили руководство США в том, что правительство Венесуэлы настроено крайне серьезно, а наркокартелей, о которых постоянно трубила администрация Белого дома, не существует. Это косвенно подтверждает заявление о том, что была уничтожена лодка, якобы принадлежащая клану Tren de Aragua (также с сомнительными доказательствами о его существовании, больше напоминающими подлог), а не выдуманному Los Soles, о чем говорилось ранее и к руководству которым приписывали самого президента Венесуэлы Николаса Мадуро.

Конечно, все это предположения, а из-за непредсказуемости поведения Дональда Трампа (которое становится определённой нормой) трудно предугадать, что произойдет дальше.

Есть еще один интересный нюанс – это начавшиеся 4 сентября маневры США на Пуэрто-Рико, где принимают участие как раз те военные корабли, включая десантное судно, которые изначально официально были отправлены для борьбы с наркотрафиком. Поскольку военные учения не проводятся спонтанно, а заранее планируются и согласовываются в целях логистики и должного обеспечения, скорее всего, заявления Трампа были из области превентивной дипломатии, то есть угроз, а отправка эскадры должна была служить своего рода подтверждением его слов.

Важен и контекст, в котором произошел данный инцидент. Саммит ШОС, а затем последовавший военный парад в Пекине, на которых политическая элита Глобального Юга и Востока обсуждали необходимость формирования новых принципов глобального управления, были восприняты в Белом доме довольно нервозно. Дональд Трамп даже заявил, что против США плетется заговор. 

Ранее Россия и Китай выразили полную поддержку Венесуэле в защите суверенитета, не говоря уже о традиционных союзниках, таких как Куба и Никарагуа.

Удар по лодке был нанесен накануне запланированной поездки госсекретаря Марко Рубио в Мексику и Эквадор. Если с Эквадором у США идут процессы так, как выгодно Вашингтону (в том числе размещение американских военных под прикрытием борьбы с наркотрафиком), то в Мексике Белому дому пока не удалось добиться нужных результатов. Президент этой страны Клаудия Шейнбаум отвергла притязания северного соседа на усиление внешнего военного контроля и осудила отправку военной эскадры к берегам Венесуэлы. Хотя Рубио во время своего выступления в Мексике акцентировал, что удары могут повториться. Вопрос: против кого? Поэтому такая демонстрация силы может являться сигналом для других стран региона, которых США хотят поставить на колени в рамках своей доктрины Монро 2.0.

А с точки зрения исторической ретроспективы военно-политическая активность США в Карибском бассейне напоминает действия Британии и Франции, а именно практику корсаров и флибустьеров, которые захватывали и грабили испанские суда в интересах своих метрополий.

Кстати, на самом деле Эквадору и Колумбии стоит больше беспокоиться о возможных действиях США, поскольку более 80% наркотрафика из Андских стран (также из Перу) идет в США через водные пути Тихого океана. Еще 8% идет из колумбийского Гуахиро в Карибский регион. И только 5% наркотрафика связано с Венесуэлой. Это официальные данные ООН.

Но паранойя Дональда Трампа и его команды заглушает здравый смысл и не руководствуется официальной статистикой и данными. Аналогично, как и Кубу вносили в список стран – спонсоров терроризма, в случае Венесуэлы действует логика намеренной политической демонизации. С учетом предыдущих интервенций США в этом регионе и на Ближнем Востоке действия Вашингтона многими воспринимаются как попытка получить доступ к нефтяным ресурсам Венесуэлы, а также другим полезным ископаемым, среди запасов которых подтвержденные месторождения золота и кольтана – редкого элемента, который необходим для производства аккумуляторов мобильных телефонов.

Другие материалы