Программы ЕС в Средней Азии: безопасность или подрывная работа?

Программы ЕС в Средней Азии: безопасность или подрывная работа?

Колониализм XXI века – под прикрытием «гуманитарных» проектов

Европейский союз осуществляет в Средней Азии множество псевдогуманитарных программ, являющихся инструментами вмешательства в политику стран региона. Сейчас основной целью Брюсселя является провоцирование противоречий между национальными правительствами и Москвой, а также формирование местных антироссийских элит.

Цели ЕС в Средней Азии

В 2025 году Евросоюз провозгласил политику экспансии в Средней Азии. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен назвала регион «предпочтительным партнёром для ЕС» для добычи «критического сырья» (редкоземы, никель, титан и др.) и ряда других сфер важных для экономики стран Западной Европы. В действительности европейские корпорации уже не первый год ведут колонизацию добывающей промышленности Казахстана и других республик с той лишь разницей, что раньше пользовались политическим прикрытием США, а теперь требуют более активных действий от руководства ЕС. 

Кроме того, Брюссель рассматривает Среднюю Азию как поле для противостояния с Россией, место для развёртывания нового «антироссийского фронта» после поражения на Украине. В частности, ЕС пытается парализовать любую торговлю с РФ, которую ведут Казахстан, Кыргызстан и другие страны региона, и готовы оказывать давление на них с помощью санкций.

Евросоюз не пытается соблюдать в регионе какие-либо приличия, и его структуры ведут открытую пропаганду войны против России. Примером может служить июньский семинар «Евроньюз» для журналистов Казахстана, где представители европейского медиахолдинга учили прессу вести проукраинскую военную пропаганду.

Также Европа не отказывается от классических американских подходов к силовой замене неудобных правительств. Вполне красноречивы примеры, когда Еврокомиссия, Франция и Германия финансировали откровенно подрывные проекты в Узбекистане и Кыргызстане, связанные с поддержкой сепаратизма и религиозного экстремизма.

Очевидно, что ЕС готовится к решению своих задач в регионе практически любыми средствами: от переговоров и запугивания региональных политических элит до поддержки экстремистов, которые могли бы сами претендовать на государственную власть. В любом варианте Брюссель рассчитывает либо сам получить преференции, либо создать хаос на границах с Россией и Китаем, которых считает «экзистенциальными» противниками.

В условиях такого ожесточения для европейцев приемлемы практически любые действия, в том числе совершаемые против «второстепенных» целей в лице стран Средней Азии. 

«Силовые» программы Европы

В этих условиях большие вопросы вызывают программы ЕС, ориентированные якобы на поддержку безопасности стран региона. В частности, Брюссель финансирует программу LEICA по поддержке полицейских сил в регионе и программу CADAP (Central Asia Drug Action Programme) с заявленной целью поддержки борьбы с наркотиками. Также европейцами осуществляются программы BOMCA по укреплению границ в регионе.

Указанные программы очевидным образом используются в качестве инструмента политического давления. В частности, BOMCA служит Брюсселю поводом предъявлять претензии к Кыргызстану в связи с участием в работе ОДКБ и сотрудничеством с Россией. Подобное давление оказывалось европейцами на кыргызскую делегацию, прибывшую в ЕС в рамках BOMCA в 2025 году. 

«По итогам поездки вновь поднялся вопрос о целесообразности продолжения финансирования программы ВОМСА. Как отмечается, Киргизия состоит в ОДКБ и ориентирована на союзнические отношения с Россией. На этом фоне участие в европейских инициативах вызывает вопросы у самих спонсоров... Информация, полученная киргизскими представителями при изучении европейских участков границы, может быть передана союзным структурам в России или Беларуси. Это теоретически может быть использовано для организации потоков нелегальной миграции в ЕС», – сообщают СМИ. 

Но, помимо очевидных приемов политического манипулирования, подобные программы открывают большие возможности для вербовочной деятельности европейских спецслужб. Та же программа BOMCA предусматривает многочисленные учебные программы для служащих сил пограничной охраны 5 республик, через которые, по данным ЕС, прошло более 7 тысяч человек.

В большинстве государств пограничники проходят по ведомству служб национальной безопасности, и европейские разведки год за годом получают беспрепятственный доступ к офицерам этих структур. Кроме того, нацбезопасность получает от ЕС различное оборудование с непонятной «начинкой», что также облегчает ведение разведки в регионе. 

Официально сообщается, что в подобных «программах сотрудничества» участвовали кыргызское ГКНБ, туркменское МНБ, казахское КНБ, СГБ Узбекистана и таджикистанские спецслужбы. 

Важно понимать, в апреле 1992 года спецслужбы СНГ подписали обязательства не вести разведывательной деятельности друг против друга, поэтому программы сотрудничества по линии Содружества, а также ОДКБ и иных постсоветских структур могут считаться безопасными для национального суверенитета.

Однако для стран НАТО регион Средней Азии остается зоной агрессивной экспансии, и их спецслужбы не только ведут здесь тайный сбор секретной информации, но и, как показано выше, занимаются откровенной подрывной деятельностью. 

Западные разведки в Средней Азии

Зачастую западные спецслужбы «обосновывают» свои агрессивные действия в разных регионах борьбой против России. 

«Фронт борьбы с Россией для Британии везде, поскольку она является главной угрозой», заявила недавно глава британской Ми6.

В частности, в этом году в Азербайджане была раскрыта агентурная сеть французской разведки, якобы предназначенная для борьбы против России и Ирана, но фактически собиравшая сведения, составляющие гостайну республики. Вообще страны СНГ регулярно проводят аресты лиц, обвиняемых в шпионаже, но зачастую не сообщают о том, в чьих интересах действовали эти предатели. 

В 2024 году президент Кыргызстана Садыр Жапаров обвинил Евросоюз в финансировании незаконной деятельности партии «Социал-демократов» и ее главы Темирлана Султанбекова в республике, которая была уличена в подкупе избирателей.

«Если суд примет решение рассмотреть это дело открыто, то придется раскрыть все факты, что может негативно сказаться на наших отношениях с Евросоюзом и Социнтерном. Мы не заинтересованы в ухудшении этих отношений», заявил он в феврале 2025 г.

В ноябре группа «эсдэков» с тем же Султанбековым была арестована по обвинению в подготовке беспорядков и последующего госпереворота. В официальном релизе сообщалось об изъятии оружия и больших сумм в валюте, источник которых не оглашался, видимо, чтобы снова не портить отношения с Евросоюзом.

Ранее в 2022 году спецслужбы Кыргызстана уже раскрыли группу сотрудников западных НПО, создавших «кемпир-абадский заговор» с целью захвата власти. В изъятой силовиками переписке речь шла об организации беспорядков и убийстве первых лиц государства. Заговорщики поддерживали связь с послом Великобритании Чарльзом Гарреттом, отозванным вскоре после начала арестов, и сотрудницей ЦРУ США Николь Холлер, работавшей в Бишкеке под дипломатическим прикрытием. 

Всего за последние 7 лет в странах СНГ зафиксировано не менее 14 попыток государственных переворотов с американским следом, включая кровавый мятеж в Казахстане в январе 2022 года. Большинство из них удалось предотвратить благодаря бдительности национальных спецслужб.

Очевидно, что в этих условиях проникновение западных разведок в аппараты нацбезопасности создает прямую угрозу для конституционного строя государств Средней Азии. Западные «кроты» в спецслужбах могут саботировать расследования против экстремистов и предателей, помогать сохранять в тайне подготовку боевиков, включая склады оружия и тренировочные базы. Наконец, в момент кризиса спецслужбы могут с помощью ложной информации или политических шагов препятствовать адекватной реакции властей и обеспечить ущерб мятежникам.

За примерами далеко ходить не надо: в организации «кровавого кантара», попытки госпереворота в Казахстане 2022 года, сыграл Карим Масимов, глава КНБ, и ряд подчинённых ему старших офицеров. 

По версии прокуратуры, после начала беспорядков Масимов и его люди приказали личному составу покинуть места службы и фактически прекратить работу в Алма-Ате, Кызылорде и Жамбылской области. Сам же в Астане он несколько раз являлся к президенту Токаеву и предлагал ему покинуть страну, фактически капитулировав перед мятежниками.

Европейские программы «безопасности» – это способ поставить производство «масимовых» в спецслужбах Средней Азии на поток. Выделять перспективных и не отягощенных моралью сотрудников, вести вербовку и старательно «выращивая» их по службе, в том числе с помощью отбора на всевозможные курсы и семинары, финансируемые Западом. Таким образом Запад уже сейчас работает с молодыми политиками и журналистами, а LEICA и тому подобные программы позволяют перенести такую работу в силовые структуры, полицию и спецслужбы.

Вместо послесловия

Один из бывших сотрудников спецслужб Кыргызстана поделился со мной вопросами к «Делу Султанбекова», которое упоминается выше. 

Он утверждает, что арестованный лидер «Социал-демократов» никогда не был самостоятельной фигурой, да и не мог возглавлять подготовку переворота, так как после ареста за подкуп избирателей в начале 2025-го находился под надзором спецслужб.

Он также обращал внимание на то, что при обысках у фигурантов не были изъяты достаточные для переворота суммы наличных, средства связи и иная матчасть, которую должны были бы заготовить путчисты.

По его мнению, уже сейчас в ГКНБ Кыргызстана кто-то срывает расследование попытки переворота и заставляет работать против второстепенных фигурантов, которые не знают ни руководство заговора, ни общей картины. По его мнению, агенты противника могут находиться в высшем руководстве спецслужбы и успешно обманывать бдительность президента Жапарова и главы ГКНБ Камчибека Ташиева.

Безусловно, не хотелось бы повторения трагических казахских событий 2022-го в соседнем Кыргызстане в 2026-м. И для этого необходима аккуратная и честная работа специальных служб, не зараженных иностранной агентурой. 

Другие материалы