США и Израиль зажали Палестину между двух огней

С ударом ЦАХАЛ по Дохе испарились последние иллюзии

Резонансный удар израильтян по делегации движения ХАМАС в Дохе избавил от последних иллюзий на поиск хотя бы призрачного компромисса по Газе – разумеется, если таковые еще питались. Премьер-министр Нетаньяху в специальном видеообращении пригрозил властям эмират: если они продолжат принимать ХАМАС – новые атаки неизбежны. Неистовый Биби потребовал от Катара либо выдворить, либо судить лидеров ХАМАС, добавив: «Если вы этого не сделаете, Израиль сделает это сам». Если верить некоторым западным источникам, самолёты-заправщики ВВС США и Великобритании взлетели с авиабазы Аль-Удейд в Катаре, пролетев над Дохой, которую через полчаса должны были бомбить израильские самолеты. Почти долетев до Израиля, они заправили вылетевшие в сторону Катара израильские самолёты и обратно летели «почти вместе»: американцы – «домой» на базу Аль-Удейд, израильтяне – на штурмовку. 

Фактически санкционированное США нападение, которое едва ли могло бы состояться без ведома властей Катара, можно трактовать лишь одним образом: срыв переговорного процесса его инициаторами равносилен попытке переформатировать палестинскую проблему без участия самих палестинцев. Просто теперь никто не стесняется назвать вещи своими именами. 

Из этого следует, что все инициативы и меры, озвученные ранее главой Белого дома Дональдом Трампом, служили лишь ширмой, за которой скрывалось широкомасштабное содействие израильским партнёрам, увлечённым «окончательным решением» палестинского «вопроса». Напомним, в начале месяца Трамп подписал указ о запрете выдачи любых видов американских виз для обладателей палестинских паспортов. 

На днях он же вынес «последнее предупреждение» движению ХАМАС, призвав его принять условия США. «Все хотят, чтобы заложники вернулись домой. Все хотят, чтобы эта война закончилась!» – лукавил американский лидер буквально накануне удара ЦАХАЛ и ШАБАК по катарской столице. При этом предводители палестинского движения явно не хотели подавать лишнего повода своим врагам обвинить себя в нежелании остановить кровопролитие. 

Именно поэтому даже в сентябре 2025-го, спустя почти два года с начала войны, ХАМАС ответил Трампу, что организация готова обсуждать мир при условии явного обязательства Израиля прекратить войну и вывести войска, передав контроль независимому комитету местных специалистов. Разумеется, в реальности ни Западный Иерусалим, ни Вашингтон давно не утруждают себя поиском даже формальных поводов, беззастенчиво жонглируя судьбами целых народов, вынашивая планы перекройки региона так, как им вздумается.

Более того, ни израильскую, ни американскую сторону в действительности совершенно не волнуют ни судьбы заложников, ни перспективы завершения кровопролитной войны, унесшей десятки тысяч жизней палестинских арабов, в первую очередь гражданских лиц. Обеспечение долгосрочного мира и сосуществования израильского и палестинского народов – явно не приоритет, в отличие от погони за мифическими барышами на страданиях и крови мирных граждан.

Как видим, мировое сообщество и исламский мир получили недвусмысленный сигнал о том, что посредничество любого государства в решении палестино-израильского конфликта отныне не актуально. Симптоматично, что по итогам неспровоцированного израильского удара по Дохе катарские власти объявили о приостановке посредничества по сектору Газа. Выходит, что теперь все несогласные с политикой Израиля и США в регионе лишены даже призрачной надежды на дипломатический метод разрешения противоречий с ними по любым международным проблемам.

Тем временем дружественные Израилю элитные круги увлечены послевоенным планом Трампа под названием «Ривьера Газы». Речь идет циркулирующим в Вашингтоне проекте, который предусматривает превращение анклава в центр получения дохода, подобный Дубаю, посредством массового перемещения населения и изъятия земель. Место людей, которых израильские и произраильские доброхоты уже не первый год раздумывают куда бы сбагрить (от провинции Анбар Ирака до Ливии), должны занять курорты мирового класса с искусственными островами, при этом палестинцам будут выплачивать по 5000 долларов на человека за то, чтобы они покинули свою землю. 38-страничный слайд-презентация плана, впервые опубликованная Financial Times, была подхвачена газетой The Washington Post, а вслед за ними – специализирующимися по региону аналитическими центрами.

Как сообщается, авторами предложения выступили Майкл Айзенберг, израильско-американский венчурный капиталист, и Лиран Танцман, израильский технологический предприниматель и бывший сотрудник военной разведки. The New York Times уточняет, что Айзенберг и Танцман входили в неформальную группу израильских чиновников и бизнесменов, задумавших учредить Гуманитарный фонд Газы (GHF) в конце 2023 года. 

Однако это предложение рассматривает GHF как отправную точку для гораздо более широкого, долгосрочного видения, согласно которому анклав будет управляться американским «Трастом восстановления, экономического ускорения и трансформации Газы» (Gaza Reconstitution, Economic Acceleration and Transformation Trust), или сокращённо «Великим фондом».

Первый вариант предложения, над которым работали сотрудники Boston Consulting Group, предположительно был завершён в апреле этого года и передан администрации Трампа, где на прошлой неделе провели совещание, посвящённое послевоенному восстановлению Газы. Неясно, обсуждалось ли это предложение на встрече с участием зятя Трампа Джареда Кушнера и бывшего премьер-министра Великобритании одиозного Тони Блэра, каждый из которых на протяжении многих лет не слишком успешно рекламировал свои грандиозные планы на Ближнем Востоке.

Между тем Израилю и США было бы неплохо ознакомиться с позицией Египта относительно приема палестинских беженцев на своей территории: «Переселение – это не вариант, а красная линия для Египта. Мы не допустим такого развития событий», – однозначно заявил глава египетской дипломатии Бадр Абдельати, подтвердив тем самым прежнюю позицию официального Каира. По мнению Абдельати, гипотетическое переселение означает «ликвидацию и конец палестинского вопроса». К тому же никаких юридических, моральных и этических оснований, чтобы выселять людей с их родины, не имеется.

Таким образом, можно не сомневаться, что любые попытки Вашингтона и Западного Иерусалима переместить жителей Газы за пределы региона натолкнётся на ожесточенное сопротивление всех сопредельных государств. Ни Египту, ни Иордании, ни Саудовской Аравии, ни какому-либо другому игроку в исламском мире категорически не нужно, чтобы палестинская проблема стала бы их «головной болью» уже не только на площадках международных конференций, но на собственной территории. Проблема в том, что «палестинский фактор» может быть использован радикалами и экстремистами всех мастей для расшатывания ситуации уже в условном Египте, Иордании и в других странах, как это уже не раз случалось в драматической истории ближневосточного кризиса. Как показывают заявления и конкретные действия лидеров многих государств, они готовы быть солидарными с палестинцами, пока те находятся у себя на родине, постепенно теряющейся и рассыпающейся под натиском праворадикального режима Нетаньяху, явно намеренного идти до конца.

Наконец, реализация планов Трампа будет однозначно воспринята всем исламским миром и сообществом как высшее оскорбление. Как же – жившие веками на своей земле последователи исламского и других вероучений окажутся выброшены на историческую обочину государством, которое не существует и ста лет! К тому же не надо обладать выдающимися аналитическими способностями, чтобы понимать: судьба Палестинской национальной администрации (ПНА) на Западном берегу реки Иордан во главе с престарелым Махмудом Аббасом с «окончательным решением» проблемы Газы будет также незавидной.

В конечном итоге Рамалла будет лишена Израилем и США всякой политической и правовой субъектности, тем более если преисполненные соглашательства лидеры движения ФАТХ проглотят изгнание жителей Газы. При последнем сценарии желающих даже из соображений религиозной солидарности поддержать Рамаллу заметно поубавится, ибо слабых и беспомощных в политике не терпят везде, но на Ближнем Востоке – едва ли не в первую очередь.

Другие материалы