Великобритания: ужас лейбористов и консерваторов

Глубокий кризис двух старейших политических партий страны

Британцам надоели глупые болтуны, неуемные фантазеры, дамы на высоких каблуках с низким интеллектом. Им хочется видеть во власти трезвомыслящих людей, которые намерены делать то, что простые люди обсуждают за кружкой пива, подземках, на кухнях. Именно такого деятеля обыватели видят в Найджеле Фарадже, который грозит устроить «революцию» в Соединённом Королевстве.

Это сейчас 61-летний лидер правой партии Reform UK заметная фигура. Но еще несколько лет все было иначе. Да, он привлекал своей харизмой, неординарным поведением, громкими эскападами, но никто не думал, что он вознесется так высоко.

 Найджел – из семьи биржевого маклера. Парень как парень – интересовался регби, крикетом, заглядывал в пабы. Он стал брокером на Лондонской бирже металлов. И – занялся политикой. Были ли у него амбиции? Бог весть, но раз человек берется за дело, значит, на что-то надеется…

Вместе с друзьями Фарадж создал Антифедералистскую лигу, которая позже стала United Kingdom Independence Party – Партией независимости Соединенного Королевства. От нее он, бывший консерватор, попал в Европарламент. 

Дебютант быстро выделился из массы законодателей: критиковал Европейский союз и его политику, выступая за выход Великобритании из ЕС. Позиционировал себя как сторонник национального суверенитета, свободы личности и рыночного капитализма.

Фарадж укрепил свой авторитет, работая телеведущим и политическим аналитиком, участвуя в передачах, где обсуждались важные события в мире политики. Он показал отменную реакцию, живо и непринужденно управлял аудиторией. 

На самом «верху» популярность Фараджа восприняли с раздражением и попытались приструнить. Два года назад банк, с которым он сотрудничал, внезапно сообщил о закрытии его счетов и прекращению сотрудничества. Политик был уверен, что к нему применили специальный термин, введенный в ЕС, – politically exposed person («политически значимое лицо»). 

Такие люди попадали под «колпак» – их сбережения контролировались, чтобы отслеживать источники доходов и цели, на которые они расходуются. Поэтому банк, вероятно, по указанию свыше и во избежание неприятностей разорвал отношения со своим клиентом. Фарадж пытался обратиться в другие финансовые организации, но повсюду встречал отказ.

О нем распространяли разные слухи: мол, он замешан в коррупции, связан с расизмом, гомофобией, сексизмом. Болтали, что это в Британии позорное клеймо, что он получает деньги из России. Эта «версия» еще больше укрепилась, когда политик заговорил, что Запад, желая расширить распространение НАТО на Восток, спровоцировал конфликт на Украине.

Дошло до того, что Фараджа хотели сделать нежелательной персоной и выдавить из страны. Но не удалось. Тем более, вряд ли это получится сейчас, когда он набрал огромный политический вес.

…В начале 2019 года Найджел оставил UKIP и основал партию Brexit. Он был отмечен прессой как один из непреклонных сторонников выхода страны из Европейского союза. Однако спустя пару лет Фарадж отошел от политики – возможно, решил обдумывать новую стратегию и заняться поисками соратников. 

В июне прошлого года политик снова заявил о себе. Он появился на людях, улыбающийся, сбросивший прежние политические одежды и облачившийся в новые. «Я не могу отвернуться от тех миллионов людей, которые следовали за мной и верили в меня», – проникновенно изрек Фарадж, объявив, что становится лидером правой партии Reform UK. 

Хотя что здесь нового? Мигрантами, которые заполонили страну, недовольны в Великобритании едва ли не все, но именно он провозгласил решительную борьбу с нежданными гостями во имя благополучия Великобритании и готов к конкретным действиям. Ему аплодируют  миллионы британцев.

Вероятно, секрет популярности политика в знании психологии людей и умении на них воздействовать. Еще в те времена, когда его популярность была далека от своего пика, The Guardian предположила: «Очевидно, что Найджел Фарадж совершенно не похож на большинство политиков. Он состоит из чего-то такого, что не подчиняется обычным правилам». 

Далее в статье автор рассматривал «физические» свойства Фараджа, которые помогли ему выделиться. Это, в частности, магнетизм, привлекающий людей, который он создавал за счет создания мощного гравитационного поля. Тем не менее выражалось сомнение, что политик сможет достичь впечатляющего успеха.

Та же The Guardian писала, что партия Фараджа «процветает в болоте, и теперь оно «стало таким густым и зловонным, что мы не можем его быстро осушить». Газета предсказала развал организации и крах самого Фараджа. Это было давно и оказалось неправдой.

…Характерно, что он находится в хороших отношениях с Дональдом Трампом. Когда последний впервые воцарился в Белом доме, губернатор штата Миссисипи Фил Брайант поведал: «Я не хочу говорить за президента, но знаю, что он очень доверяет Найджелу Фараджу, и думаю, в случае необходимости обратится к нему за советом». Было ли так на самом деле, не известно. 

В прошлом году Трамп поздравил Фараджа с 60-летием. В послании, в частности, было сказано: «Вы – историческая фигура как лидер-пророк, и я знаю, что народ Великобритании благодарен вам за патриотизм и служение… Я с нетерпением жду, каким будет ваш следующий шаг, он обещает быть интересным… Надеюсь, что лучшее у вас впереди». 

Действительно, у Фараджа все складывается удачно. В нынешнем году партия Reform UK, которой всего четыре года, разгромив существующих 125 лет лейбористов и консерваторов, появившихся без малого два века назад, победив на муниципальных выборах в Великобритании. Этот результат не изменили расклад политических сил, но показал, на чьей стороне избиратели. 

После этого Фарадж окончательно осмелел. В августе, выступая на фоне «Юнион Джека», британского флага, он представил план борьбы с миграцией. В нем, в частности, содержится циничная и беспощадная операция по депортации 600 тысяч мигрантов. Чтобы ее реализовать, надо прибегнуть к максимально жестким мерам, в частности отменить закон о правах человека, принятый в 1998 году. Зато, как уверяет политик, это позволит сэкономить государству сотни миллиардов фунтов стерлингов.

Фарадж также предложил начать переговоры о возвращении мигрантов, прежде всего, с Афганистаном и Ираном, выделив на эти цели два миллиардов долларов.

Следующие парламентские выборы пройдут в Британии в 2029 году. Фарадж, безусловно, является фаворитом, но он пока не сообщал, планирует ли баллотироваться на пост премьер-министра. Однако, если к тому времени его популярность не снизится, он будет просто вынужден это сделать.

Согласно недавнему опросу компанией YouGov, проведенному среди жителей Великобритании, партия Фараджа может совершить невиданный скачок на будущих выборах. Сейчас у Reform UK всего пять мест, но в 2029 году их может стать 311!

Прогнозы же для лейбористов просто катастрофические: они получили в опросе 144 места – это на 267 меньше их нынешнего положения! Консерваторы и вовсе в нокауте – им отдают лишь 47 мест. Если бы выборы состояли в ближайшее время, соперникам Фараджа нужно было заранее заказывать похоронный марш.