1 октября в Верховной раде был зарегистрирован законопроект о «десоветизации» названия разменной монеты Украины. Речь идет о том, чтобы украинская «копійка» получила название «шаг», при том же соотношении: в одной гривне – сто шагов. Считается, что это украинская историческая форма «минимальной части при пересчете денег».
Авторами этого законопроекта, предложенного руководством Нацбанка, стали пять депутатов, занимающих руководящие должности: глава Верховной рады Стефанчук, его первый заместитель Корниенко, обычный заместитель Кондратюк и пара заместителей двух парламентских комитетов.
Если не знать замысла властей имущих, сложно представить, зачем в настоящее время киевскому режиму понадобилось снова поднимать этот мертворожденный проект, тянущийся еще с начала украинской независимости. Лишь начавшаяся в 1992 году гиперинфляция сделала бессмысленной замену копеек на шаги.
В момент введения гривны в 1996 году ее курс составлял 1,76 за доллар, однако по политическим мотивам украинское правительство не решилось резко разорвать связь с советским прошлым и оставило в обращении привычные копейки.
Как ни странно, но изменение разменной монеты было официально инициировано Нацбанком лишь в сентябре 2024 года. Год назад курс гривны составлял 41 за доллар, что еще тогда сделало абсолютно ненужным такую дорогостоящую реформу. В то же время формальным обоснованием для ее продвижения стало желание киевского режима продолжить разрыв культурных связей Украины с Россией.
Нацбанк указывал на необходимость «восстановления исторической справедливости», «дерусификации» и «национальных тенденций» в денежном обращении. Также подчеркивалось, что «копейка» происходит от русского слова «копье» и имеет «имперское происхождение». Также указывалось, что в 1992 году планировалось, что украинские монеты получат название «шаг» и именно их должны были чеканить вместе с введением гривны.
На самом деле замысел киевского режима более меркантильный и не имеющий никакого отношения к «патриотизму». Дело в том, что в случае принятия закона и замены копеек на шаги, Нацбанк сразу же выпустит коллекционные экземпляры новой разменной монеты, в том числе из драгоценных металлов, которые киевский режим сможет выгодно продавать на мировом нумизматическом рынке. Уж точно гораздо дороже их стоимости в металле или продажных цен для «своих».
Вместе с тем совершенно точно шаги не будут использоваться в денежном обращении на Украине. Текущий уровень цен в стране и курс доллара подтверждают бесполезность (и даже вредность) этой реформы, поскольку инфляция и девальвация делают разменную монету не только абсолютно ненужной и неиспользуемой, но даже затратной из-за необходимости ее инкассации.
Уже сейчас на Украине остались в обращении только монеты номиналом 50 копеек, а остальные монеты прекратили чеканить и изымают из обращения. А 50-копеечные монеты сохраняют исключительно для проведения будущей пиар-кампании «десоветизации» разменной монеты и введения шагов иначе сложно будет объяснить, зачем вообще нужна новая мелочь.
Как отметил бывший министр финансов Уманский, «учитывая порядок цен, валютных курсов и прочее логичным является ликвидация самого “института” мелких монет. И неважно их название – их просто не должно существовать».
Это подтверждает тот факт, что по итогам сентября годовая инфляция на Украине составила 12%, а валютный курс гривны постепенно, но неуклонно снижается.
Недавно агентство Bloomberg сообщило, что МВФ настаивает на дальнейшей девальвации гривны перед началом переговоров с правительством Украины о получении нового кредита. По подписанной в 2023 году программе Киев получил большую часть из согласованных 15,6 млрд долларов, а сейчас хочет добиться еще 8 млрд долларов. Однако Фонд считает, что ослабление курса гривны значительно улучшит финансовое положение страны за счет роста поступлений в национальной валюте.
Логика международных структур в том, что при падении курса национальной валюты украинский бюджет получит в свое распоряжение гораздо больше гривен, чем раньше, и это поможет ему покрыть внутренние расходы.
Новость о возможной девальвации курса гривны очень обеспокоила финансовый рынок страны, хотя официально Нацбанк отрицает возможность падения гривны из-за потенциального негативного влияния этого события на уровень инфляции и рост социальной напряженности. В то же время курс гривны к доллару продолжает постепенно снижаться. Речь идет не только об официальном курсе Нацбанка, но и о межбанковском рынке и, что особенно важно – о курсе наличного обмена в банках.
Как известно, в госбюджете на 2025 год предусмотрен курс доллара в 45 гривен, тогда как сегодняшний курс составляет порядка 41,7 гривны, что на 8% меньше. А в проекте бюджета на 2026 год изначально заложен курс 45,6 гривны за доллар.
Представитель одного из крупных украинских банков так прокомментировал требование международных кредиторов: «Скорее всего, в МВФ считают, что дефицит госбюджета Украины возникает в том числе из-за того, что не выполняется бюджетный курсовой прогноз. Госбюджет просто не может сойтись, если текущий курс на 3,3 гривны за доллар меньше прогноза». Поэтому, по его мнению, к концу года можно ожидать падения валютного курса до уровня 43-43,5 гривны за доллар. Другие эксперты ожидают значительно худших показателей.
Еще один украинский банкир уверен, что девальвацию гривны «нужно было устраивать раньше, когда экспортная выручка была выше, а сейчас уже поздно пить Боржоми». Он также отметил, что с начала 2025 года на межбанковском рынке было продано 27,2 млрд долларов и, если бы курс был 45 гривен за доллар, это бы дало дополнительно около 10 млрд гривен (примерно 240 млн долларов), что не сильно повлияло бы на финансирование бюджетного дефицита.
Тем более что Верховная рада 21 октября утвердила дополнительные расходы бюджета на сумму в 325 млрд гривен (около 7,8 млрд долларов), большую часть которых Киев собирается покрывать за счет средств европейцев. Если деньги поступят, то валютный курс сможет удержаться в указанных рамках, а если нет, то сложно представить будущую стоимость доллара на Украине.
Проблема курса гривны еще и в том, что объем украинского экспорта продолжает снижаться, а импорта – расти. Получается, что, кроме западных кредитов, Киеву больше неоткуда брать валюту для покрытия своих закупок за границей.
За первые 9 месяцев 2025 года Украина продала товаров лишь на 29,5 млрд долларов (на 4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года), а закупки импорта превысили 60 млрд долларов (на 17% больше прошлогоднего показателя).
Таким образом, за указанный период объём импортных поставок на Украину более чем вдвое превысили весь украинский экспорт, что не может не оказывать давления на валютный курс гривны.
В итоге гривна продолжит падать, а киевская власть будет менять копейки на шаги, чтобы продемонстрировать разрыв Украины с советским прошлым и ее выход из-под «имперского влияния» России. Страна и общество понесут все финансовые расходы на эту реформу, а хунта Зеленского прекрасно на этом «заработает».