Россия и Индия: новый «золотой век» отношений?

К визиту Президента России Владимира Путина в Нью-Дели

4-5 декабря Президент РФ В. Путин посетил Индию для участия в 23-м российско-индийском саммите и встречи с премьер-министром Нарендрой Моди и президентом Индии Дроупарди Мурму. Это первый государственный визит российского лидера после начала специальной военной операции на Украине. 

Программа визита Президента РФ была очень насыщенной. Помимо нескольких переговоров и участия в различных мероприятиях, В. Путин посетил церемонию запуска телеканала RT India и мемориал Махатмы Ганди. Главным пунктом двухдневного визита стала неформальная встреча с Н. Моди, которая продлилась более двух часов. Вторым ключевым моментом визита были официальные переговоры между российской и индийской делегациями. Оба лидера приняли участие в пленарном заседании российско-индийского бизнес-форума. 

Вместе с Президентом России в Индию прибыл почти полный состав Кабинета министров, включая министра обороны А. Белоусова, а также председатель Центробанка Э. Набиуллина, представители ведущих банков и бизнеса. Столь внушительная делегация, насыщенная программа визита и очень теплая встреча с индийской стороны говорит о большой взаимной заинтересованности обеих сторон.

25 подписанных соглашений охватывают практически все направления сотрудничества: торговля, энергетика, транспорт и логистика, кооперация на дальнем Востоке и в Арктике, сотрудничество в сфере мирного атома и космоса, военно-техническое сотрудничество, сфера науки и современных технологий, культура, туризм и гуманитарный обмен, сотрудничество в ООН и других международных площадках, борьба с терроризмом

В. Путин и Н. Моди неоднократно, как на предыдущих встречах, так и в начале декабря, подчеркивали особо привилегированное стратегическое партнерство двух стран. Эта формулировка была предложена индийской стороной.

Можно ли утверждать, что, начиная с 2022 года, российско-индийские отношения перешли на новый этап, который можно сравнить с «золотыми десятилетиями» советско-индийской дружбы? Безусловно, да. И подтверждением этому стала совместно принятая на встрече в Нью-Дели программа сотрудничества до 2030 года.

Напомним, что Россия для Индии является правопреемницей СССР. В декабре 1991 года Индия признала новое государство РФ, а в 1993 году в ходе визита президента РФ Б. Ельцина был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве, ставший продолжением аналогичного Договора от 1971 года.

В Индии хорошо помнят крепкую дружбу с Советским Союзом, политическую поддержку и колоссальную экономическую помощь, оказанную в первые десятилетия независимости. Для Советского Союза сближение с Индией было тоже выгодным. К блоку социалистических стран присоединялось миролюбивое несоциалистическое государство, в то время как США встали на сторону Пакистана, предоставив ему военную помощь. Москву вполне устраивала индийская внешнеполитическая концепция внеблокового существования и политика неприсоединения.

 В свою очередь, для Индии СССР был опорой в построении национальной экономики, в проведении быстрыми темпами политики импортозамещения и индустриализации страны, наращивании военного потенциала. СССР практически предоставил все виды экономической поддержки: льготное кредитование и инвестиции, строительство десятков предприятий тяжелой промышленности, энергетики, нефтехимии, продажу оружия, поставки дешевых энергоносителей, обеспечение специалистами разного профиля. 

Индия во вешней торговле СССР со странами некоммунистического лагеря занимала первые места. Только за пять лет с 1953 по 1958 год товарооборот между странами вырос в 60 раз. И дальше отношения развивались только по нарастающей. Это были действительно «золотые годы» отношений между двумя странами, закончившиеся в середине 80-х годов, когда начался новый политический и экономический курс Москвы. Переход Советского Союза, а затем России к рыночной системе исключало возможности использования государственных рычагов для реализации прежней схемы и объёмов в торгово-экономических отношениях с Индией. 

Возобладавшая политика атлантизма во внешнем курсе России нарушила традиционные политические механизмы взаимодействия Индии и России. В 90-е годы не последнюю роль здесь сыграли и США, особенно что касалось космических и военных технологий. Они откровенно давили на Россию с целью убрать ее с индийского рынка вооружения. Потеря прежнего стратегического партнёра, а также сближение бывших советских среднеазиатских республик с исламистскими государствами, и особенно с Пакистаном, тревожило индийское руководство. В результате всех этих факторов начинается сближение Индии с США.

На современном этапе стратегическое партнёрство может опираться на прежнюю традиционную базу взаимоотношений. Так исторически сложилось, что Индия и Россия не имели каких-либо конфликтов, крайней напряжённости, не говоря уже о военном столкновении, пусть даже и на территории третьих стран. 

Несмотря на торгово-экономический спад, политические отношения оставались примерно на одном уровне. Россия, как и Советский Союз, поддерживала или занимала нейтральную позицию в острых внешнеполитических и внутриполитических болевых точках Индии. Будь то проблема Джамму и Кашмир, конфликт с Пакистаном, Китаем или стремление Индии к полноправному членству в Совете безопасности. На 23-м российско-индийском саммите обе стороны призвали к кардинальной реформе Совета безопасности, «чтобы отразить современные глобальные реалии и сделать его более представительным, эффективным и действенным в решении вопросов международного мира и безопасности».

После начала СВО на Украине Индия не присоединилась к западному «лагерю демократии». Представители высшего индийского руководства отказались публично осуждать Россию и заняли достаточно нейтральную позицию. В марте 2022 года на Генеральной Ассамблее ООН Индия оказалась в числе 35 стран, воздержавшихся при голосовании за резолюцию с требованием к России прекратить огонь и вывести войска с Украины. Твердая позиция по этому вопросу была обозначена министром иностранных дел Индии С. Джайшанкаром, заявившем в ответ на требования Запада, что Индия не приемлет никакого давления по вопросу российско-индийских отношений. Он подчеркнул, что мировой порядок, находящийся еще во многом под контролем Запада уходит из-за войны на Украине, а на смену ему приходит многополярность, когда страны будут выбирать свою политику, соответствующую национальным интересам.

А один из основателей правящей партии БДП (Бхаратия Джаната Парти) Лал Кишанчанд Алвани, бывший её президент и премьер-министр, призвал правительство не поддерживать санкции против России, отметив, что она всегда была важным партнером Индии и главным поставщиком оружия и ресурсов.

Рахул Ганди, возглавивший главную оппозиционную партию ИНК (Индийский национальный конгресс) в 2024 году, во время визита российского Президента обвинил правительство Индии в нарушении традиций, потому что ему не предоставили возможность встретиться с В. Путиным. По традиции иностранные лидеры всегда встречались с представителями оппозиционных партий. Так было при руководстве БДП Аталом Бихари Ваджпаи и Манмоханом Сингхом. Возможно, одной из причин этого стало то, что ИНК занял совершенно противоположную позицию по отношению к российско-украинскому конфликту в лице его лидера, не принадлежащего к клану Неру, Шаши Тхарура, получившего пост в октябре 2022 года. Он выступил с резкой критикой России, обвинив ее во вторжении на Украину, и осуждением нейтральной позиции индийского истеблишмента. Им была опубликована статья, в которой главным тезисом стало, что «любовь» Индии с Россией пора заканчивать, обвинив Россию в сближении с Китаем, а Индию в зависимости от России из-за поддержки в вопросе Джамму и Кашмира и поставок вооружений и энергоресурсов.

Дабы не обострять отношения с западными партнерами, и прежде всего с США, индийская сторона перешла в «тихую дипломатию». Контакты продолжались, но, по выражению руководителя Центра Индоокеанского региона ИМЭМО А. Куприянова, были «уложены под ковер». Прямых контактов первых лиц не было и «достали их» в прошлом году, когда Н. Моди посетил Россию. Причем это был первый международный визит индийского премьер-министра после его победы на выборах.

Важным базовым элементом дальнейшего поступательного развития российско-индийских отношений является схожесть идеологических позиций руководителей обеих стран. В. Путин и Н. Моди – оба национально ориентированные лидеры, имеющие большой политический вес на международной арене и стремящиеся к введению альтернативного формата глобального взаимодействия, к фундаментальным изменениям в структуре мировой политики и в характере международной кооперации. 

Об этом говорится и в совместном заявлении Президента России и премьер-министра Индии, опубликованном по итогам переговоров в Нью-Дели. Путин и Моди «подчеркнули особый характер проверенных временем двусторонних отношений, характеризующихся взаимным доверием, уважением к основным национальным интересам друг друга и стратегической близостью. Лидеры отметили, что эти важные отношения двух крупных держав с общей ответственностью продолжают оставаться опорой глобального мира и стабильности, которые должны обеспечиваться на основе равной и неделимой безопасности».

Ключевой момент переговоров – это наращивание индийского экспорта и укрепление промышленного сотрудничества. После февраля 2022 года произошел резкий скачок товарооборота. Если в начале 2022 года товарооборот составлял едва 12 млрд долларов, то на сегодня – около 70 млрд долларов, и при этом цифра может быть еще больше, т. к. немалая часть товаров идут из Индии в Россию через третьи страны, дабы избежать санкций. Большая часть экспорта из России – это энергоресурсы и прежде всего нефть. Ее поставки в Индию сейчас сравнимы с прежними поставками в Европу. И главной проблемой стала диспропорция в торговле, когда на экспорт в Индию приходится 90 % от всего товарооборота, а на экспорт из Индии лишь 10 %. Плюс к этому, с одной, положительной, стороны, на 90 % взаиморасчеты идут в национальных валютах, с другой, отрицательной стороны для России, на валютных счетах российских банков скопилось громадное количество рупий, которые некуда просто тратить. Индийский бизнес из-за санкций опасается поставлять свой товар в Россию, и пока что перечень товаров, который Индия может предложить России невелик.

Оппозиционные индийские СМИ обвинили Н. Моди в том, что правительство пролоббировано его земляками – крупным корпоративным бизнесом, а именно семьями Амбани и Адани. Корпорация олигарха Мукеша Амбани Reliance Industries, владеющая самым большим индийским НПЗ в Джамнагаре мощностью 1,24 млн баррелей в сутки, получает 30 % российской нефти, которая идет сейчас с большими скидками. И хотя к концу 2025 года из-за угрозы Трампа ввести 100 % вторичные пошлины и дополнительные тарифы на индийские товары, индийские государственные НПЗ прекратили закупку российской нефти, Reliance Industries продолжает ее покупать, пусть и не в прежних объемах.

Действительно Н. Моди и торгово-промышленный дом Амбани, который является одним из самых богатых в Индии, многое связывает. Моди и основатель корпорации Дхирубхай Амбани – уроженцы штата Гуджарат, выходцы из небогатых семей. Политическая карьера Моди тесно связана с этим штатом, а Амбани сколотил состояние в годы независимости, обогнав такие традиционные дома, основанные еще в колониальный период, как например Тата и Бирла.

Как отмечалось выше, Н. Моди – национально ориентированный лидер, связавший свою жизнь с националистическим индуистским движением «Раштрия сваямсевак сангх», а затем ставший членом партии индуистского толка БДП. Эта партия под руководством Н. Моди уже третий раз побеждает на общеиндийских выборах. И в годы правления Н. Моди ВВП страны стабильно рос. По данным Всемирного банка, в 2024 году процент прироста ВВП составил 7.8 %. Индия вышла на 4-е место, обогнав Японию, а к 2030 году планирует занять уже третье место. Российские дешёвые энергоресурсы крайне необходимы для удержания и увеличения этого показателя. Как заявляет сам Моди, у него нет семьи, а значит нет соблазна в коррупции. Но экономические успехи страны пойдут в его политическую копилку на следующих выборах. Последние выборы БДП удалось выиграть с трудом благодаря кооперации с другими политическим блоками.

Новой темой в российско-индийских отношениях стала трудовая миграция. На саммите в Нью-Дели подписано Соглашение между правительствами двух стран о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого. По данным российского Минтруда, по количеству полученных трудовых разрешений для работников из дальнего зарубежья индийские работники вышли на второе место после китайских. Если в 2022 году квота на привлечение индийских работников составляла 8 тыс. разрешений, то в 2025 году – 72 тысячи.

Мягкой силой становится сотрудничество в области образования. Согласно достигнутым договорённостям, Россия увеличит в 2026-2027 учебном году квоты обучения студентов Индии в российских вузах с 200 до 220 мест. В 2022/2003 году их было 120. Сейчас в России уже получают высшее образование около 30 000 индийских студентов. Самые востребованные профессии – в фармацевтике, медицине, инженерные специальности.

По ходу дальнейшего развития российско-индийских отношений, а то что они будут развиваться дальше, сомнений нет, усилятся противостояние и борьба России и США не только за индийский рынок энергоресурсов, но и за рынок вооружений и военных технологий. 

Другие материалы