Говорят, что первым решился озвучить факт существования «глубинного государства» нынешний президент США Дональд Трамп. Он еще в 2016 году в ходе своей первой президентской предвыборной кампании несколько раз упоминал термин «глубинное государство», обещая американцам, что будет бороться с ним. Некоторые наблюдатели победу Трампа в выборах 2016 года назвали победой над «глубинным государством». 
 Став 45-м президентом США, Трамп в конце 2017 г. употребил термин «глубинное государство» по отношению к министерству юстиции, в котором чиновники грубо нарушали режим секретности. 
В следующей предвыборной президентской кампании (2020 года), «глубинное государство» взяло реванш, не допустив Трампа в Белый дом. Готовясь к следующим выборам, Дональд Трамп продолжал обличать «глубинное государство». Вот фрагмент одного из его публичных выступлений в 2023 году: «Я покончу с этим гноящимся, гнилым и коррумпированным "глубинным государством»"». Вот еще одно из его публичных заявлений позапрошлого года: "Когда я вернусь в Овальный кабинет, мы полностью уничтожим "глубинное государство". Мы создадим комиссию по установлению истины и примирению, которая рассекретит и опубликует все документы о государственном шпионаже, цензуре и коррупции!" 
В начале 2024 года кандидат в президенты США Дональд Трамп сделал следующее обещание избирателям: «Мы полностью уничтожим «глубинное государство», изгоним поджигателей войны из нашего правительства, выгоним глобалистов и изгоним марксистов. Мы уничтожим коррумпированный политический класс, мы победим демократов, мы победим фейковые новости и СМИ, мы победим Джо Байдена и всех демократов».
Еще в декабре 2022 года команда Дональда Трампа завершила подготовку плана борьбы с «глубинным государством» из десяти пунктов. А на следующий день после объявления о победе Трампа на последних президентских выборах этот план был обнародован под названием «Donald Trump’s 10-Point Plan to Dismantle the Deep State Revisited» Не вдаваясь в детали, отмечу, что план предусматривает реформирование многих органов государственной власти и государственных организаций, глубокую «чистку» кадров, выявление агентов «глубинного государства» и показательные судебные процессы над ними, ужесточение контроля за соблюдением Конституции США и др. План предусматривает даже внесение поправки в Конституцию, ограничивающей сроки пребывания «народных избранников» в Капитолии: «Протолкните конституционную поправку, вводящую ограничения по срокам полномочий для членов Конгресса». 
Попыток Трампа хоть как-то ограничить мощь и влияние «глубинного государства» после того, как он стал 47-м президентом США, более чем достаточно. Даже такой пример: Трамп обвинил Джорджа Сороса и его сына в подрыве национальной безопасности. Все прекрасно знают, что миллиардер Джордж Сорос – одна из немногих фигур, уполномоченных делать заявления от имени «глубинного государства». 
Ещё один пример таких попыток – подписание Трампом указа о раскрытии секретных документов, касающихся убийства 22 ноября 1963 года 35-го президента США Джона Кеннеди. Как полагают эксперты, эта акция имеет непосредственное отношение к теме «глубинного государства». Публикацией архивных документов по убийству Джона Кеннеди Трамп, во-первых, пытается ослабить «глубинное государство»; во-вторых, снизить риск повторения судьбы 35-го американского президента.
Люди из окружения Трампа прямо говорят, что 47-й президент настоящим убийцей Джона Кеннеди называет не маньяка-одиночку Ли Харви Освальда (официальная версия), а именно «глубинное государство». Один из членов команды Трампа Роберт Кеннеди-младший, племянник Джона Кеннеди. Он с начала года занимает пост министра здравоохранения и социальных служб США. Вот публичное заявление этого министра: "Даже сенат и специальный комитет палаты представителей по убийствам пришли к выводу, что мой дядя был убит не одним человеком, а в результате заговора. Доказательства причастности ЦРУ к его смерти весьма очевидны". 
Сейчас, занимая пост министра, Роберт Кеннеди-младший избегает словосочетания «глубинное государство». Но ранее он все называл своими именами. Так, в декабре 2020 года один из наиболее известных американских активистов движения против вакцинации Роберт Кеннеди написал и опубликовал статью, названную "Пришло время найти общий язык и бороться с настоящим глубинным государством" (It’s Time to Find Our Common Ground and Fight the Real Deep State). В анонсе статьи он написал: "Big Oil, King Coal, Big Chemical, Big Tech и Big Pharma – титаны картеля Глубинного государства, который ведет нашу страну по дороге к плутократии и экологическому апокалипсису. Мы должны объединиться, чтобы бороться с ними, а не друг с другом".
А вот фрагмент самой статьи: «Глубинное Государство действительно существует. Оно уже уничтожило средний класс и держит демократию на волоске. Реальная сила за кулисами – конгломерат корпораций – угольных, нефтяных, химических, сталелитейных и фармацевтических, к которым недавно присоединились телекоммуникации, большие технологии / большие данные – все они связаны в сети коррупции с нашим глобальным военно-разведывательным аппаратом. Именно это сотрудничество современных баронов-разбойников ведет войну с демократией, гражданскими правами и низшими классами, ведя нашу страну по дороге к плутократии и экологическому апокалипсису. Этот конгломерат объявил войну американской демократии и свободам. Любой, кто сомневается в существовании Глубинного государства, должен прочитать бесчисленное количество историй Центрального разведывательного управления США (ЦРУ), в том числе "Наследие пепла" (Legacy of Ashes) Тима Вейнера, "Шахматную доску дьявола" (The Devil's Chessboard) Дэвида Тэлбота и "Джон Ф. Кеннеди и невыразимое" (JFK and the Unspeakable) Джеймса Дугласа». 
Считается, что из американских президентов именно Дональд Трамп был первым, кто осмелился вслух произнести словосочетание «глубинное государство». И сторонники Трампа по этой причине называют его одним из самых прозорливых и смелых президентов в истории США. Но вряд ли правильно использовать термин «глубинное государство» в качестве критерия оценки смелости, решительности и независимости американских президентов (коих в истории США насчитывается уже 47). 
Дело в том, что термину «глубинное государство» (deep state) чуть более десяти лет. Термин был определен в 2014 году Майком Лофгреном, бывшим помощником республиканского Конгресса США, как «гибридное слияние государственных чиновников и представителей верхнего уровня финансистов и промышленников, которые эффективно управляют США, не спрашивая об этом избирателей, нарушая суть политического процесса» (Bob Jessop. «The State: Past, Present, Future». John Wiley & Sons, 2015, р. 224). После этого термин «глубинное государство» начал стремительно распространяться в информационном пространстве США и других стран. Как отмечают некоторые эксперты, происходило это не без поддержки со стороны Дональда Трампа и его единомышленников. Этот термин планировалось использовать Трампом в президентской предвыборной компании 2016 года. 
А то, что получило лишь недавно название «глубинное государство», раньше именовалось по-другому: «теневое правительство», «невидимое правительство», «тайная сеть элит», «закулисная власть» и проч. Все это было досконально изучено и изложено в многочисленных работах консервативных американских политологов, социологов и историков. Особо можно выделить вышедшую почти семьдесят лет назад работу американца Райта Миллса «Властная элита» (Wright Mills. Power Elite. 1956). 
Очень острожные намеки на существование «глубинного государства» можно найти уже в высказываниях 28-го американского президента (1913-1921 гг.) Вудро Вильсона. Вот цитата президента Вудро Вильсона из сборника речей «Новая свобода», опубликованного в 1913 году: «Некоторые из крупнейших людей в Соединённых Штатах в области торговли и производства боятся кого-то, боятся чего-то. Они знают, что где-то есть сила, настолько организованная, такая тонкая, такая бдительная, такая взаимосвязанная, такая совершенная, такая всепроникающая, что им лучше не говорить громко, когда они осуждают её». Многие историки и политологи справедливо утверждают, что именно при Вудро Вильсоне Америка и перестала быть свободной и независимой, была поставлена под контроль тех, кого сегодня называют «глубинным государством». Вудро Вильсон был приведен в Белый дом в первую очередь для того, что создать наконец-то американский центральный банк, независимый над государством и стоящий над государством. В конце 1913 года банкирам-революционерам удалось протащить через конгресс закон об учреждении Федеральной резервной системы США (так был назван американский центробанк), который был подписан президентом через несколько часов после голосования в конгрессе. Незадолго до своей смерти (в 1924 году) Вудро Вильсон раскаивался по поводу содеянного при его активном участии: «Я несчастный человек. Я по недоразумению разрушил свою страну. Мы пришли к худшей форме управления, и великая индустриальная нация теперь под контролем нескольких людей». 
Подобные откровения иногда проскакивали в выступлениях 32-го американского президента (1933-1945 гг.) Франклина Рузвельта. Например: «Во все времена, а сейчас – тем более, чем когда-либо, миром правят, в первую очередь тайные общества». Также: «В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано».
Очень осторожно о существовании «глубинного государства» намекнул 34-й президент Дуайт Эйзенхауэр. Но он рискнул это сделать лишь в своей прощальной речи 17 января 1961 года, перед тем как уступить Белый дом Джону Кеннеди. Правда, у него «глубинное государство» было названо «военно-промышленным комплексом» (ВПК). Вот фрагмент его речи: «В правительственных кругах мы должны сопротивляться приобретению, намеренному или ненамеренному, военно-промышленным комплексом необоснованного влияния. Вероятность разрушительного усиления такого влияния существует и будет существовать в будущем. Мы не должны допускать, чтобы этот альянс угрожал нашим свободам и демократическим процедурам. Мы ничего не должны принимать на веру. Только информированное и бдительное гражданское общество сможет заставить этот союз крупной промышленности и оборонного ведомства соответствовать нашим мирными методам и целям с тем, чтобы безопасность и свобода могли сосуществовать». 
Но, пожалуй, самым смелым было выступление по поводу так называемого «глубинного государства» 35-го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди. И сделал он свое заявление через три с небольшим месяца после прощального откровения предыдущего президента. 27 апреля 1961 года Джон Кеннеди выступил с речью перед Американской ассоциацией газетных издателей в отеле Waldorf-Astoria в Нью-Йорке. Кстати, аудиозапись выступления имеется в интернете. Приведу фрагменты того выступления с выделением крупным шрифтом ключевых слов: 
«Само слово «секретность» отвратительно в свободном и открытом обществе; и мы, как народ, по своей сути и исторически против СЕКРЕТНЫХ ОБЩЕСТВ, тайных клятв и тайных практик. [...] Потому что мы сталкиваемся с глобальным беспощадным ЗАГОВОРОМ, заговором, который в первую очередь полагается на скрытые средства для расширения своей сферы влияния – на проникновение вместо вторжения, на проникновение вместо выборов, на запугивание вместо свободного выбора, на партизанские атаки ночью вместо армий днем. Это система, которая, используя неизмеримые человеческие и материальные ресурсы, создала тесно взаимосвязанные, высокоэффективные механизмы, сочетающие военные, дипломатические, разведывательные, экономические, научные и политические операции. Их приготовления держатся в секрете, не публикуются, их ошибки похоронены, не попадают в заголовки газет, извращенцев заставляют замолчать, а не хвалят. Никакие расходы не подвергаются сомнению, слухи не распространяются, секреты не разглашаются. […]»
Данное выступление Джона Кеннеди комментировалось многократно. За словами «секретные общества» и «заговор» скрывается то, что мы сегодня называем «глубинным государством». Я хотел лишь обратить внимание на то, что 35-й президент США в приведенном отрывке говорит о «глобальном безжалостном заговоре». В другом месте своей речи он повторяет: «…во всем мире ... монолитный, безжалостный заговор». Почему-то принято считать, что «глубинное государство» – угроза только Соединённым Штатам. А американский президент Джон Кеннеди говорит о том, что «глубинное государство» представляет собой заговор против всего человечества. 
Раскрытие архивов документов, касающихся убийства Джона Кеннеди, конечно, очень важное событие. Но, наверное, надо помнить и вчитываться в те откровения 35-го президента США, которые всегда были в открытом доступе. Образно выражаясь, свидетельства существования «глубинного государства» и мирового заговора лежат под ярким светом уличного фонаря.