Пытаясь отвлечь общество от ожидаемых территориальных потерь и уничтожения живой силы ВСУ в котлах, Зеленский объявил о новой программе «УЗ-3000».

«Зе-тысяча» дополнится программой «УЗ-3000», или Три тысячи километров поездом по Украине

Инициативы киевского режима приобретают форму гротеска

В прошлом году киевская власть придумала программу под названием «Зе-тысяча», предусматривающую раздачу одной тысячи гривен всем украинцам в зимний период на оплату электричества, коммунальных и других услуг от национальных производителей. Вот только одной из главных целей, которую преследовал тогда Зеленский, была попытка выявить скрывающихся от мобилизации мужчин, чтобы отправить их в ВСУ.

Этой зимой Киев, едва сводящий концы с концами для финансирования госбюджета, решил повторить раздачу «Зе-тысячи». Украинское Минсоцполитики сообщило, что в декабре всем украинцам (точнее тем, кто открыл свои контактные данные и личный адрес) снова выделят по 1000 гривен (чуть меньше 2 тыс. рублей). Вдобавок бытовым потребителям пообещали не поднимать тарифы на газ и электричество, а малообеспеченным семьям – предоставить разовую выплату в размере 6500 грн. (12,5 тыс. рублей). 

Однако и это еще не все. Пытаясь отвлечь общество от ожидаемых территориальных потерь и уничтожения живой силы ВСУ в котлах, Зеленский объявил о новой программе «УЗ-3000». Ее суть в том, чтобы позволить каждому украинцу проехать на поезде по стране бесплатно на расстояние до трех тысяч километров. Неожиданно, да? Вроде бы до польской границы расстояние раза в четыре меньше, не говоря о том, что мужчины возрастом от 25 до 60 лет доедут лишь до первого блок-поста с представителями ТЦК.

Для понимания дистанций в украинских мерках можно сказать, что 3000 км – это три поездки туда-назад из Киева до Харькова, Одессы и Львова. Что-то похожее на прощальный тур поездом по восточным, южным и западным регионам страны, чтобы затем собрать чемоданы, сесть на автобус Киев-Варшава и окончательно уехать в Польшу или другую страну ЕС.

Сама украинская железная дорога («Укрзализныця» или УЗ) немного по иному оправдала идею новой государственной программы: «3000 км равняется путешествию туда-назад по самым длинным на сегодня рейсам по Украине. Мы хотим, чтобы каждый мог доступно открыть нашу страну, даже если это путешествие с одного конца страны в другой».

Практический аспект не менее важен, поскольку программа «УЗ-3000» – это «важная составная часть системного государственного финансирования пассажирских перевозок», которая очень важна для всех железнодорожников, чтобы придать им «уверенности в будущем отрасли».

Получается, что все дело в бюджетном финансировании, потоки которого киевский режим хочет перераспределить таким образом, чтобы можно было урвать еще больше средств под видом заботы об обычных людях.

Некоторые политики назвали эту инициативу пиаром и популизмом, рассказывая о проблемах с получением западной помощи, о критическом состоянии самой УЗ, а также о необходимости поднять выплаты военным, а не тратить их на бесплатные билеты.

Так депутат Верховной рады Ярослав Железняк отметил: «Как покрывать будем дыру в полбюджета – никто не знает. Будет ли программа новая по МВФ – тоже пока вопрос». По его словам, выплаты по прошлогодней программе «Зе-тысячи» потянули на 20 миллиардов гривен (около 500 млн долларов).

Железняк напомнил, что состояние украинской ж/д довольно плачевно и в процессе подготовки проекта бюджета представители правительства «прибегали с бешеными глазами» в парламент, требуя «срочно деньги на УЗ, иначе будет коллапс». В итоге 23 октября на дополнительное финансирование УЗ выделили еще 8 млрд гривен, а 1 ноября Зеленский объявил про программу бесплатных перевозок на 3000 км для всех «без льготных категорий, просто бесплатно катаем все население».

При этом убытки УЗ за 2025 год уже достигли 30 млрд гривен (714 млн долларов). И при условии реализации программы бесплатных перевозок, очевидно, расходы только возрастут, как и траты из госбюджета на их финансирование. А ведь страны Запада еще не подтвердили своих обязательств на предоставление новых займов Киеву: ни «репарационного займа», ни двусторонних кредитов и грантов.

Украинский блогер Анна Ковальчук напомнила о том, что большая часть бюджета финансируется европейскими странами, а госдолг страны уже составляет 8 триллионов гривен (более 190 млрд долларов США). Она подчеркнула: «Хочется увидеть лицо президента Дойчебана [немецкая ж/д], когда он прочтет эту новость», а также выражения лиц «внешних доноров в момент подписания украинской сметы».

Нельзя не согласиться с тем, что шансы Киева на получение западного финансирования тают на глазах, особенно в том, что касается использования российских активов для выдачи Украине «репарационного займа».

Военные также не в восторге от инициативы Зеленского. Глава антикоррупционного совета при Минобороны Юрий Гудименко выразил недовольство идеей программы «УЗ-3000»: «Не знаете, на каких пассажиров потратить средства – накормите раненых в эвакуационных поездах». 

В обмен на публичную критику офис президента уточнил, что по новой программе нельзя будет ездить в пиковые периоды, а только когда поезда «будут ехать полупустыми». Таким образом, не будет новых расходов на эти «бонусные места». Финансирование УЗ за счет налогоплательщиков приведет к получению ими бонусов в виде бесплатных билетов, промышленность избежит резкого повышения грузовых тарифов в военное время, а УЗ покроет убытки от пассажирских перевозок. К тому же внутренний туризм позволит создать новый потребительский спрос и дополнительных клиентов.

Такое объяснение прозвучало довольно странно, потому что говорить о росте потребительского спроса на подконтрольной Киеву территории в военных условиях было бы весьма самонадеянно. К тому же люди имеют привычку ездить в те даты, когда у них есть длинные выходные, а у школьников и студентов – каникулы, а также в летний период отпусков.

Здесь опять же не обошлось без финансовой заинтересованности УЗ, руководство которой ненароком озвучило свои планы: «Планируем добавить доходности в более дорогом сегменте (СВ, 1 класс, международка), там есть идеи».

Это означает, что, получив миллиарды гривен из госбюджета, УЗ также собирается поднять стоимость и так дорогих железнодорожных билетов, особенно по международным направлениям, где тарифы давно устанавливаются в швейцарских франках.

Под видом помощи людям в виде реализации разнообразных популистских программ хунта Зеленского на самом деле продолжает грабить население Украины, а также выискивать пока избежавших принудительную мобилизацию мужчин, чтобы отправить их в ВСУ.

Что же касается возможной реализации «УЗ-3000», то людям свойственно приспосабливаться к любым условиям. Поэтому не удивлюсь, что, невзирая ни на что, они будут ездить по бесплатным билетам куда угодно, пока железная дорога еще работает, а Украина окончательно не превратилась в гуляйполе.

Другие материалы