Тарифные войны Трампа терпят полный провал

Негативные последствия экономического дилетантизма команды Трампа заставили Белый дом сворачивать торговую войну

14 ноября президент США Дональд Трамп подписал указ об отмене пошлин на сельскохозяйственную продукцию из четырех стран Латинской Америки.

«Некоторые сельскохозяйственные продукты больше не будут подпадать под действие взаимных тарифов, а именно: кофе и чай; тропические фрукты и фруктовые соки; какао и специи; бананы, апельсины и помидоры», сообщается на сайте Белого дома.

«По словам высокопоставленного представителя администрации, Белый дом достиг рамочных торговых соглашений с Эквадором, Гватемалой, Сальвадором и Аргентиной, которые отменят пошлины на продукты, которые невозможно вырастить или произвести в достаточных количествах в США»,пишет the New York Post. 

«Кофе, мы собираемся снизить некоторые тарифы и ввезти немного кофе», сказал Трамп во время интервью ведущей Fox News Лоре Ингрэм в программе The Ingraham Angle.

Общие ставки пошлин для четырех стран останутся прежними: 10% для Гватемалы, Сальвадора и Аргентины и 15% для Эквадора.

Указ Трампа не освобождает товары от пошлин полностью, пишет CNN.

Так, пошлина на томаты из Мексики, основного поставщика помидоров в США, останется на уровне 17%. Она вступила в силу в июле, когда истек срок торгового соглашения между странами, действовавшего почти 30 лет.

CNN отмечает, что с момента вступления Трампа в должность цены на многие товары существенно выросли, что не в последнюю очередь связано с введенными им тарифами. Например, в сентябре 2025 года американцы платили за кофе почти на 20% больше, чем годом ранее. Крупнейший поставщик этой продукции в США – Бразилия, 50-процентные пошлины на ее товары были введены в августе.

Ранее на этой неделе в Белом доме объявили о соглашениях с несколькими странами Латинской Америки, в том числе с Аргентиной, Гватемалой, Сальвадором и Эквадором, направленных на снижение стоимости товаров, которые не производятся в США. Вашингтон также договорился о снижении пошлин на товары из Швейцарии до 15% с 39%.

Отмена пошлин произошла после того, как демократы одержали крупные победы на выборах губернаторов в Нью-Джерси и Вирджинии, а также на выборах мэра Нью-Йорка. В ходе этих выборов демократы поставили снижение уровня жизни американцев центральным вопросом своей кампании.

Это является резким разворотом для Трампа, который долгое время настаивал на том, что его ввозные пошлины не подгоняют инфляцию.

На самом деле в США цены на продукты питания с июля по август выросли на 0,6%, что является самым быстрым ежемесячным изменением цен на продукты с октября 2022 года, согласно данным Бюро трудовой статистики США. Общая инфляция достигла 3% в сентябре, немного увеличившись по сравнению с предыдущим месяцем.

Дональд Трамп намерен, помимо прочего, закупить много говядины у своего друга президента Аргентины Хавьера Милея, что вызывает справедливое недовольство американских фермеров. 

Президент Национального союза фермеров (NFU) Роб Ларью высказался предельно жестко: «Последнее, что нужно, – это вознаграждать их, импортируя больше их говядины». 

Генеральный директор отраслевой группы национальной ассоциации производителей говядины (NCBA) Колин Вудолл считает, что закупка Трампом аргентинской говядины никак не повлияет на стоимость мяса в продуктовых магазинах, а лишь «создаёт хаос в критическое время года для американских производителей крупного рогатого скота». 

Президент Федерации американских фермерских бюро Зиппи Дюваль считает, что насыщение внутреннего рынка импортной говядиной в долгосрочной перспективе создаст зависимость США от аргентинского мяса.

В течение десятилетий тарифы и большинство протекционистских мер во всем мире устанавливались в основном «на многосторонней и недискриминационной основе – одинаково независимо от торговых партнёров Соединённых Штатов. Именно этот принцип нынешняя администрация внезапно поставила под сомнение», как отмечает известный французский экономист профессор Сорбонны Филипп Барбе, усматривая в этом «экономический дилетантизм».

«Как и во многих странах, ныне считающиеся развитыми (Япония, Южная Корея, Германия, Франция и др.), взлет американской экономики был достигнут благодаря надежной защите ее зарождающихся отраслей, таких как сталелитейная. Теория “зарождающихся отраслей”, разработанная немецким экономистом Фридрихом Листом в 1841 году, была широко принята [одним из отцов-основатлей Америки] Александром Гамильтоном в его докладе о производстве, представленном конгрессу в 1791 году. Под влиянием подхода Кольбера во Франции он выступал за сочетание тарифов и субсидий для развивающихся отраслей, считавшихся стратегическими. Однако этот так называемый “воспитательный” протекционизм не был рассчитан на долгосрочную перспективу и должен был быть постепенно отменен после того, как американская промышленность выйдет из начальной стадии развития», – пишет Барбе в своей статье на сайте парижского Института международных и стратегических исследований (IRIS). 

«Повышение пошлин, принятое нынешней администрацией США, не следует этой традиции. Значительные пошлины в сталелитейном секторе (с первоначальных 25% до 50%) скорее напоминают форму защиты стареющей отрасли, расположенной в колеблющихся штатах – штатах, где голоса избирателей колеблются между республиканцами и демократами», – указывает французский экономист.

Характерный пример экономического дилетантизма Трампа: в ходе выступления на своей инаугурации он упомянул не Александра Гамильтона, а президента Мак-Кинли, избранного в 1896 году и известного как «Наполеон протекционизма», который поднял средние тарифы с 38% до примерно 50%. Это повышение, принятое в то время отчасти для увеличения доходов федерального правительства, не дало ожидаемого эффекта, как признал сам Мак-Кинли незадолго до своего убийства в 1901 году.

В 1984 году тариф Мак-Кинли был отменен законом о тарифах Уилсона-Гормана, который снизил тарифные ставки. 

Следующая волна протекционизма в США пришлась на 1930-е годы с принятием закона Хоули-Смута, который привел к повышению тарифов и в результате ответных мер со стороны стран-партнеров способствовал распространению глубокого экономического кризиса, который впоследствии затронул обе стороны Атлантики.

Закон Хоули-Смута повысил тарифы на более чем 20 000 импортных товаров в попытке защитить американские отрасли от иностранной конкуренции в начале Великой депрессии, которая началась в октябре 1929 года. 

Однако пошлины, призванные стимулировать внутреннюю занятость и производство, вместо этого усугубили депрессию, поскольку торговые партнёры США ответили введением собственных пошлин, что привело к резкому падению американского экспорта и мировой торговли. Экспорт США упал на 61% в период с 1929 по 1933 год, а объём мировой торговли сократился более чем на 60%. Это ещё больше усугубило Великую депрессию. Она особенно сильно ударила по экономикам, зависевшим от международной торговли, и обострила геополитическую напряжённость на протяжении 1930-х годов. Вскоре США приняли более разумные торговые акты, такие как Закон о взаимных торговых соглашениях 1934 года.

Во второй половине XX века торговая политика США была больше сосредоточена на защите отдельных секторов, считавшихся стратегическими. Увеличилось число споров с основными торговыми партнёрами США, особенно с Японией в автомобильной и электронной промышленности, а также с Европейским союзом в затяжном конфликте Airbus и Boeing на рынке коммерческих самолётов. Сталелитейная промышленность США становилась всё более неконкурентоспособной и также подвергалась многочисленным протекционистским мерам, как тарифным, так и нетарифным.

В целом дефицит международной торговли Америки в первую очередь обусловлен «низкой конкурентоспособностью товаров, произведенных в Соединенных Штатах. Более того, сосредоточение внимания исключительно на дефиците торгового баланса игнорирует торговлю услугами (программное обеспечение, аудиовизуальные материалы и т. д.), в которой Соединённые Штаты имеют значительный профицит», как отмечает Филипп Барбе.

Анализируя первую половину второго срока Трампа, можно предположить, что вводимые Трампом пошлины были представлены им американским избирателям как чудодейственная панацея от множества экономических проблем. 

Но в текущей реальности развязанная Трампом торговая война со всем миром ударила бумерангом по самой Америке. Когда Трамп начинал тарифную войну, его команда заявляла, что она будет быстрой, лёгкой и дешёвой. Трамп, мол, введёт пошлины и весь мир ляжет к его ногам.

А пошлины якобы защитят американскую промышленность от иностранной конкуренции, не повышая цены, и принесут огромные доходы, которые позволят финансировать налоговые льготы. 

«Американским рабочим не будет никаких проблем»,пообещала в апреле 2025 года пресс-секретарь Трампа Каролин Ливитт.

Однако рекламный пузырь лопнул. Экономика США замедляется из-за пошлин Трампа, а китайская процветает, несмотря на них. Китай успешно переманивает некоторых из своих бывших соперников, таких как Вьетнам. 

Американские суды признают пошлины Трампа незаконными, общественное мнение не доверяет им, считая их дорогостоящими и неэффективными. Обещания огромных безболезненных денежных потоков от доходов от пошлин тают, как ненаучная фантазия, которой они всегда были.

В результате введенных Трампом заградительных пошлин американский малый бизнес, включая производственные предприятия, готовится к росту издержек. В отчёте S&P Global по индексу менеджеров по закупкам (PMI) для производственной сферы говорится, что тарифы привели к резкому росту как затрат на производство, так и отпускных цен. Фактически индекс цен, уплачиваемых американскими производителями, по данным Института управления поставками (ISM), вырос на 17 процентных пунктов с момента инаугурации Дональда Трампа – «резкий рост, поднявший индекс до уровня, не наблюдавшегося со времён проблем с цепочками поставок, вызванных пандемией COVID-19».

Авантюристическая затея Трампа заключалась в том, чтобы четверть мировой экономики отгородилась от остальных трёх четвертей, а затем ждала, пока эти три четверти попросят пощады у оставшейся в гордом одиночестве четвертушки. Неудивительно, что этот экономический блин вышел комом.

«Трамп решил, что ему плевать на поддержку американцев в его экономической войне. Он не просил их поддержки. Он не прилагал никаких усилий для победы. Он намеренно оттолкнул от себя как минимум половину общества. Теперь, когда он проигрывает, его сторонники хотят ругать страну за то, что она отвергает весь этот злосчастный проект как глупый и обречённый», пишет журнал The Atlantic. 

Негативные последствия экономического дилетантизма команды Трампа заставили Белый дом сворачивать тотальную торговую войну пока еще на небольшом участке экономической линии фронта.

Нельзя исключить, что экономические советники 48-го президента США уяснят, наконец, что для того, чтобы американская экономика стала успешной, нужно совсем немного: производить товары лучшего качества и дешевле зарубежных. Команда Трампа, похоже, упивается своим экономическим дилетантизмом и не склонна учиться на допущенных ошибках.