Правый поворот: всеобщие выборы в Чили

Политическая поляризация указывает на возможный сдвиг вправо и уход в орбиту США

16 ноября в Чили состоялись всеобщие выборы, на которых выбирали сенаторов, депутатов парламента и президента. Интрига состояла в том, что голосование проходило уже по новому закону, согласно которому избирательный процесс стал обязательным. Поэтому было сложно предсказать, за кого будет голосовать поколение Z и те, кто по разным причинам ранее уклонялся от похода на избирательный участок.

Результаты, которые были уже известны в понедельник, показали политическую поляризацию страны: голоса разделились примерно пополам, если говорить о левом и правом спектрах. Однако в президентской гонке вперед вырвалась 51-летняя Жаннетт Хара из Коммунистической партии, бывшая министр труда, получившая 26,85% голосов.

59-летний Хосе Антонио Каст, придерживающийся крайне правых взглядов, выступающий против однополых браков и абортов, набрал более 23,92% голосов. Он построил свою избирательную кампанию на антимигрантских настроениях и борьбе с преступностью. На прошлых выборах в 2021 г. он также стремился занять президентский пост, но его во втором туре обошел Габриэль Борич.

Поскольку для победы необходимо преодоление 50-процентного барьера, то оба кандидата теперь будут бороться во втором туре, который состоится через месяц. 

Показательно, что Каст сразу же отправился в Арауканию – проблемный район, населенный автохтонным населением, известным как мапуче (другая его часть поживает в Аргентине). Это провинции Арауко, Био-Био, Маллеко, Каутин, Вальдивия, Осорно, Льянкиуэ и Чилоэ. Мапуче традиционно испытывают скепсис по отношению к центральной власти, а в последнее время пытаются решать местные проблемы с применением насилия. Также заслуживает внимание тот факт, что международный офис Мапуче находится в Британии, и эту НПО ранее в Аргентине обвинили в финансировании террористической деятельности.

Нынешний президент Габриэль Борич, который ранее выехал на зеленой и реформистской риторике, покинет свой пост в марте 2026 г., поскольку, согласно Конституции страны, глава государства не может занимать пост два срока.

Логично предположить, что во втором туре критика будут направлена на места, которые могут показаться уязвимыми у кандидатов. Хара поддерживает Кубу и Венесуэлу. А у Каста отец был нацистом, который сбежал в Латинскую Америку, а сам он симпатизирует покойному диктатору Аугусто Пиночету. В США Каста называют трампистом и отмечают, что в случае его успеха страна последует примеру Боливии и Аргентины, т. е. станет покорным сателлитом Вашингтона.

Буквально накануне выборов, согласно опросу, 26% респондентов отдавали предпочтения Жаннетт Харе. На втором месте находился Хосе Антонио Каст из Республиканской партии с 22%, а представитель традиционных правых Эвелин Маттей опустилась на третье место, несмотря на то что ранее лидировала в опросах более года. 

Поэтому можно констатировать, что экзитпол показал более или  менее правильные данные.

Аналитики отмечают, что взлет Хары произошел после ее победы на праймериз коалиции, объединяющей восемь левых, прогрессивных и социал-демократических партий, включая Коммунистическую партию, Социальную конвергенцию, Социалистическую партию и Широкий фронт. На нее сделали ставку как на фигуру, способную бросить вызов чилийским правым. 

 А вот с выдвижением в конгресс ситуация для левых Чили ухудшилась, поскольку впервые после отмены диктатуры большинство получили представители правых сил.

В палате депутатов ультраправая Республиканская партия, возглавляемая Хосе Антонио Кастом, стала победителем, получив 31 место. Вместе со своими союзниками из блока "Перемены за Чили", объединяющего республиканцев, национал–либертарианцев и христианско–социальную партию, они получили 42 места, в то время как правоцентристская коалиция "Большое и объединенное Чили" (Национальное обновление, UDI и Evópoli) провела 34 депутата.

В целом 76 из 155 мест получили правые, что составляет 49 % от общего числа. Чтобы получить абсолютное простое большинство, необходимое для принятия обычных законов, без необходимости заключения соглашений с левыми, нужно еще всего два голоса. 

Коалиция «Единство за Чили», куда входит и Коммунистическая партия, набрала 61 место. 

Третьей силой является Народная партия, получившая 14 мест. Вероятно, вокруг нее и начнется суета: как левые, так и правые постараются заручиться ее поддержкой или переманить на свою сторону отдельных депутатов.

Сама партия считается популистского и непредсказуемого толка, где есть позиции, радикально противоположные платформе Каста, недоверие к традиционной политике и симпатии к правым консерваторам. 

Зеленые регионалисты взяли три места и независимые – одно.

Верхняя палата (сенат) продемонстрировала более сбалансированный расклад, но правые и здесь имеют преимущество. В общей сложности 25 сенаторов представляют консервативные силы (18 от "Большого и объединенного Чили", 7 от "Перемены за Чили"), 23 сенатора представляют левоцентристскую партию. В то время как остальные два независимые Фабиола Кампиллаи и Карим Бьянки, придерживающиеся прогрессивных взглядов, слегка склоняют чашу весов в сторону левоцентристов по социальным вопросам и вопросам прав человека.

Тем не менее правые по-прежнему являются ведущей численной силой, особенно с Национальным обновлением (9 сенаторов) и республиканцами (5), которые извлекают выгоду из смещения электората в сторону более жестких позиций.

Если предположить, что во втором туре президентских выборов все-таки победит Жаннетт Хара от Коммунистической партии, все равно у правых в руках будет законодательная власть. А конгресс определяет структурные реформы, экономическую политику, повестку дня в области социальных прав, отношения с предпринимательством и любые попытки возродить конституционный процесс, который был полностью провален при Габриеле Бориче (на референдуме по изменению Конституции в декабре 2023 г. большинство высказалось против).

Но худшим вариантом будет, если все-таки во втором туре прорвется Каст. Не только символически, отсылая к его нацистской родословной и любви к авторитаризму Пиночета. Чили – это президентская республика, поэтому верховный глава является и руководителем правительства, а с правым большинством в конгрессе у него будет больше власти. Сама страна имеет хорошие экономические показатели по региону и занимает важное стратегическое положение, охватывая более половины тихоокеанского побережья континента. И в последнее время Чили активно развивала отношения с Китаем. Две страны имеют соглашение о свободной торговле, а Чили подключилась к китайской инициативе «Пояс и путь». Проамериканский президент, очевидно, будет стараться переориентировать внешнюю политику. Не понятно, как Каст поведет себя и в отношении региональных объединений. Стратегические партнеры России в регионе, такие как Куба, Никарагуа и Венесуэла также столкнутся с дополнительным давлением от более правого правительства Чили.

Другие материалы