Операция «Дейтон»

В Москве считают приоритетом освобождение БиГ от элементов внешнего управления

Дейтон – один из символов международного порядка, возникшего на обломках Советского Союза, СФРЮ и мировой системы социализма. Наряду с Брюсселем, Гаагой, Страсбургом и Рамбуйе он ассоциируется с «пересдачей карт» Истории, с определением новых правил политической игры. 

21 ноября 1995 г. на базе военно-воздушных сил США в штате Огайо были парафированы документы, вошедшие в историю как Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине (Мирное соглашение, МС). Документ вступил в силу 14 декабря 1995 г. после его подписания в Париже президентами Боснии и Герцеговины (БиГ), Сербии и Хорватии А. Изетбеговичем, С. Милошевичем и Ф. Туджманом. Никого из них уже нет в живых. А президент Республики Сербской Р. Караджич, благодаря усилиям которого до сих пор живет сербская автономия в стремительно исламизирующейся БиГ и которого даже не пригласили на подписание соглашения, отбывает пожизненный срок по решению Гаагского трибунала в тюрьме Паркхерст на британском острове Уайт. Дорогую цену заплатили Радован Караджич, Ратко Младич и ещё десятки сербских патриотов за сохранение осколка исторической родины. 

Гарантами соглашения 1995 г. стали США, Великобритания, Франция, Германия и Россия. В целях осуществления международного мониторинга выполнения гражданской части Дейтонских договоренностей был создан Совет по выполнению Мирного соглашения (СВМС, 55 стран) и его исполнительный орган – Руководящий комитет (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Россия, Япония, председатель Евросоюза, КЕС и Организация Исламская конференция, представленная Турцией). Координатором международных усилий был назначен Высокий представитель в БиГ. 

За прошедшие с того момента тридцать лет мировое политическое пространство пополнилось множеством «замороженных» и горячих конфликтов. В урегулировании многих из них, так или иначе, применялся дейтонский дизайн. В чьих интересах он активно используется и кому приносит дивиденды, что ожидает страны и народы, согласившиеся на такую модель? – вопросы отнюдь не праздные. Именно поэтому Дейтон не утратил актуальность и сегодня. 

* * *

При главном политическом и гуманитарном достоинстве Дейтонских соглашений – прекращении открытого вооружённого конфликта – они зафиксировали на десятилетия вперед перераспределение суверенных полномочий БиГ в пользу международных структур и создали громоздкую и неэффективную систему организации власти. Фактически это означает новую форму протекционизма: существование БиГ с момента подписания МС находится под постоянным контролем со стороны институтов внешнего управления. Даже Основной закон этого государства появился на свет в качестве Приложения IV к Мирному соглашению. 

По Конституции 1995 г. БиГ представляет особую форму государственно-территориального устройства, которую условно можно назвать «мягкой федерацией», состоящая из двух образований (энтитетов): Федерации БиГ (боснийские мусульмане [1] и хорваты) и Республики Сербской (РС). Оба Образования на момент подписания соглашений обладали высокой степенью самостоятельности в политической, экономической, военной и других сферах, в то время как полномочия государственных институтов БиГ (Конституция, ст. III, п. 1) были ограничены. К 30-летнему юбилею дейтонская Босния подошла в новом формате (полномочия центральной власти существенно расширились) и с четко определившимися целями – сломить суверенную волю сербов, возложив на них коллективную вину за жертвы войны.

«Государство переходного периода» или дейтонская Босния формировалось, исходя из трёх принципов: (1) передачи почти всей полноты власти национальным субъектам (образованиям); (2) чёткого соотношения национального представительства трёх «основных» народов во всех центральных органах власти (1:1:1) и права вето; (3) временного участия ООН, ЕС и НАТО в работе основных секторов госуправления и в контроле над политическими институтами страны. Именно под этими принципами подписалась и ельцинская Россия. 

Формально эти установки реализованы в системе организации центральной власти: пропорциональное представительство в Парламентской ассамблее, правительстве и Президиуме БиГ. Принцип этнического представительства также зафиксирован в государственном устройстве Федерации БиГ, конституция которой вступила в силу 30 марта 1994 года. В соответствии с ней территория Федерации БиГ разделена на десять кантонов, в пяти из которых большинство составляют мусульмане, в трёх – хорваты, в двух – смешанное мусульманско-хорватское население. В Республике Сербской действует Конституция, принятая 14 сентября 1992 г., но серьёзным образом трансформированная за годы реализации МС. Особое место в политической системе дейтонской Боснии занимает район Брчко.

Наличие конституций и иных правовых актов само по себе не означает состоятельности государства. Это утверждение в отношении БиГ имеет особый смысл. Дело в том, что казус Дейтона – это, прежде всего, определение и решение всех «жизненно важных вопросов» международными структурами. C cамого начала на практике это означало особую роль института Высокого представителя (ВП), которому в соответствии с МС принадлежит ведущая роль в выполнении гражданских аспектов данного соглашения, мониторинге и координации мирного процесса. 

За прошедшие с момента подписания Соглашений годы приоритеты деятельности аппарата Высокого представителя (АВП) менялись, но неизменным оставалось «окончательное право толкования гражданских аспектов осуществления МС, вынесения рекомендаций, а также обязательных решений, которые он считает необходимыми». Кроме того, работает принцип согласования политических, экономических и иных решений, который распространяется даже на послов, аккредитованных в БиГ. Такая антисуверенная практика сценаристами Дейтона мотивируется необходимостью минимизации конфликтных ситуаций. К сказанному следует добавить, что аппарат имеет довольно внушительный для небольшой республики штат – около 100 чел., содержание которого выливается в серьезную сумму, которую выделяет ООН. Только Высокий представитель имеет зарплату 24 тыс. евро в месяц, помимо оплаты труда сотрудникам нужно учесть расходы на содержание кабинетов, квартиры, транспорт и т.п. В итоге набегает более пяти млн долл. в год. 

Более 10 лет предпринимаются попытки закрытия АВП. В ходе визита 21 сентября 2018 г. в БиГ министр иностранных дел России С.В. Лавров чётко зафиксировал позицию Москвы по этому вопросу: «Мы считаем абсолютно своевременным, если даже не перезревшей задачей, освобождение БиГ от элементов внешнего управления и окончательное превращение страны в независимое суверенное государство, которое распоряжается своей судьбой». С тех пор позиция Кремля не изменилась, однако это не оказывает никакого влияния на работу ВП. С 1 августа 2021 г., несмотря на официальные протесты России и Китая (22 июля 2021 г. СБ ООН отклонил российско-китайскую резолюцию об упразднении института Высокого представителя по Боснии и Герцеговине с 2022 года), этот пост занимает немецкий политик, член ХСС К. Шмидт. 

Присутствие Высокого представителя в республике продиктованы геополитическими интересами внешних игроков – прежде всего, США и НАТО. Несмотря на то, что ответственность за миротворческую миссию в БиГ принял на себя Европейский союз, НАТО сохраняет штаб в Сараево и остается гарантом Мирного соглашения. Показательно, что в ходе пресс-конференции в Сараево, комментируя ситуацию, связанную с политически мотивированным приговором суда БиГ президенту Республики Сербской Милораду Додику, генсек НАТО М. Рютте заявил, что «НАТО не допустит вакуума безопасности в Боснии и Герцеговине». В переводе с натовского на русский это утверждение означает прямое вмешательство альянса и США во внутриполитический процесс республики. Вынужденная мера Скупщины РС о назначении 18 октября 2025 г. временно исполняющей обязанности президента республики Аны Тришич-Бабич направлена на предотвращение институционального вакуума и обеспечение непрерывности работы органов власти. Снятие американский санкций с руководства РС как следствие этого решения – еще одно свидетельство прямой включенности Вашингтона в балканские дела. 

В процессе замыкания кольца НАТО-властия Босния наряду с Сербией является важной стратегической зоной. Подготовкой БиГ к вступлению в НАТО фактически и озабочен Высокий представитель – он должен снять оставшиеся между энтитетами и общинами противоречия, что возможно лишь в случае полной десуверенизации и поглощения федеральной властью Республики Сербской. 

Таким образом, Дейтон – многоходовая операция. На первом этапе под прикрытием гуманитарного занавеса было сформировано неустойчивое, переходное образование под внешним управлением. На втором – мягкая и перманентная ревизия МС ведет к централизации страны при доминирующей роли мусульмано-хорватского сегмента, полностью контролируемого внешними игроками. На третьем этапе прогнозируется вступление страны с реформированной политической системой в НАТО. Дейтонские соглашения представляют еще одну технологию переформатирования балканского пространства и окончательного выдавливания из этой части мира России как исторического союзника православных народов. Получается, что главное предназначение «государства переходного периода» – инструментальное. Именно эта его функция актуальна для ведущих игроков: государство-фантом позволяет манипулировать различными политическими силами и оказывать влияние на региональные и глобальные процессы. 

[1] Термин «мусульманин» в СФРЮ появляется впервые по данным переписи 1961 г. как определение не религиозной, а этнической принадлежности. Например, в анкетах жители БиГ писали: «вероисповедание – атеист, национальность – мусульманин». По переписи 1971 г. мусульмане получили статус народности, а по конституции 1974 г. – нации. В 1946 г. в Союзной скупщине посланник от БиГ Чсута Чишич во время обсуждения конституции предложил, чтобы мусульмане назывались боснийцами, но это не было принято. 

Другие материалы