Почему Евросоюз не может создать свой суперистребитель?

Совместная европейская программа создания авиационного комплекса дышит на ладан

Германия и Франция хотят отказаться от планов создания совместного истребителя и сосредоточиться на разработке общей облачной системы управления под названием combat cloud («боевое облако»), пишет Financial Times.

По данным издания, крупнейшая в Европе программа вооружений Future Combat Air System (FCAS) находится на грани краха из-за разногласий между концернами Airbus и Dassault Aviation.

FCAS – это совместная европейская программа создания авиационного комплекса, в которой участвуют Франция, Германия и Испания. Включает разработку истребителя шестого поколения, который должен прийти на смену французскому Dassault Rafale и немецкому Eurofighter Typhoon. Генеральные подрядчики – Dassault Aviation (Франция) и Airbus Defence and Space (Германия).

Один из вариантов – сузить сотрудничество до совместного «боевого облака», рассказали источники газеты. Это концепция создания облачного интерфейса, который свяжет истребители и их пилотов с датчиками, радарами и беспилотниками, а также с наземными и морскими системами управления, пишет издание. Источники при этом подчеркнули, что окончательное решение пока не принято.

«Мы можем позволить себе несколько самолетов в Европе, но нам нужна одна облачная система для всех», – заявил изданию источник, знакомый с ситуацией.

Заметим, что подобный случай описан в басне Эзопа «Лиса и виноград».

Другой источник FT отметил, что сосредоточение внимания на облачной системе может означать переосмысление некоторых аспектов FCAS, например сокращение сроков реализации программы на десять лет – с 2040 до 2030 года.

Изо всех европейских стран НАТО лишь Франция обладает передовыми военными технологиями почти по всему спектру вооружений и военной техники. Но ей не хватает финансовых ресурсов для разработки новых военных технологий, соответствующих внезапно открывшимся реалиям современной войны. Под сильнейшим давлением США французы пошли на военно-техническое сотрудничество с немцами, приступив к интеграции своих крупнейших военных предприятий, при этом соперничая. При этом США заинтересованы, чтобы победа досталась потомкам тевтонов. 

Локомотивом военно-промышленной франко-германской интеграции стал «Европейский аэрокосмический и оборонный концерн» (European Aeronautic Defence and Space Company, EADS), основанный в июле 2000 года слиянием немецкой компании Daimler-Benz Aerospace AG, французской Aérospatiale-Matra и испанской CASA (Construcciones Aeronáuticas SA). Здесь мажоритарным акционером являются французы.

В июне 2019 года на авиасалоне в Париже французская компания Dassault Aviation и Airbus представила совместный проект истребителя нового поколения SCAF (воздушная боевая система будущего), идущего на смену французским Rafale и немецким Eurofighter. К этому проекту присоединилась Испания.

Французские промышленники старались во что бы то ни стало сохранить контроль над FCAS. Dassauit Aviation, единственный европейский производитель, умеющий создавать конкурентоспособные на мировом рынке боевые самолеты, не хотел делиться технологиями с немцами. И только гибель в авиакатастрофе при странных обстоятельствах главы компании Оливье Дассо сняла это препятствие.

Дассо упорно сопротивлялся передаче авиационных технологий германскому концерну Eurofighter. В марте 2021 года он погиб в авиакатастрофе. Научный сотрудник Парижской академии геополитики Алеся Милорадович, которая встречалась с Оливье Дассо незадолго до его гибели, в интервью для нашего издания выразила свое мнение, что «его убрали американцы, чтобы устранить препятствия по втаскиванию Франции в четвертый рейх». 

Против передачи Германии французских технологий резко выступил Аймерик Шопрад, указывая, что союз французского и немецкого ВПК противоестественен из-за несовместимости геополитических стратегий двух стран. «Германия глубоко привержена НАТО. Её армия является составной частью трансатлантического блока, возглавляемого Вашингтоном, и готова участвовать в интенсивной войне против России»,написал он в газете L'Opinion.

В течение нескольких лет проект FCAS находился в зачаточном состоянии, на уровне обсуждения мелких технических деталей конструкции истребителя будущего, но после того, как французская компания Dassault потребовала 80% доли в проекте, французская коса нашла на немецкий камень.

«Над проектом FCAS нависают тучи. Минобороны Германии обвинило французскую сторону в блокировании оборонной программы. На фоне разногласий между Парижем и Берлином звучат предположения о том, что Германия может выйти из этого проекта и присоединиться к другому. Речь идет о GCAP (Глобальной боевой авиационной программе). Это ещё одна инициатива по разработке истребителя шестого поколения. Ее возглавляют Великобритания, Италия и Япония. Рассматривается еще один вариант – закупка большего количества американских F-35, что нанесло бы ущерб стратегической автономии Европы», пишет Euronews. 

Франция и Германия оказывают давление на промышленников, требуя решения проблемы проектирования совместного истребителя Future Combat Air System (FCAS), передаёт агентство Reuters со ссылкой на два осведомленных источника.

«Германия и Франция оказывают давление на промышленных лидеров, чтобы те нашли решение по проблемному проекту истребителя FCAS к середине декабря», – сообщает Reuters.

Ранее агентство со ссылкой на собственный источник передавало, что правительство ФРГ готово продолжать работу над проектом по созданию военного истребителя Future Combat Air System (FCAS) без Франции, если не получится договориться с французской компанией Dassault. Позднее министр обороны Германии Борис Писториус и вовсе не исключил закрытия проекта, если к концу года не будет найдено компромиссное решение со всеми сторонами.

Если президент Франции Макрон сумеет преодолеть сопротивление главы Dassault Эрика Траппье и вынудит его допустить немцев к ключевым авиационным технологиям, то FCAS может быть продолжен.

Если же Траппье упрется, то нельзя исключить, что он скоро встретится с Оливье Дассо.

В ином мире.