В военном министерстве США заявили, что восьмой год подряд не смогли пройти финансовый аудит.
С тех пор как Конгресс США ввел обязательные ежегодные проверки в 2018 году, Пентагон получал неудовлетворительную оценку по всем аудитам и является единственным из 24 основных правительственных ведомств, которое ни разу не прошло проверку.
«Активы министерства обороны огромны и децентрализованы, их сумма составляет 4,65 триллиона долларов, а обязательства – 4,73 триллиона долларов. Они расположены во всех 50 штатах и на тысячах объектов по всему миру.
Аудиторы выявили 26 существенных недостатков и 2 значительных пробела в системе внутреннего контроля Министерства обороны США над финансовой отчетностью за 2025 финансовый год. Существенный недостаток хуже значительного, поскольку он указывает на серьезный сбой в системе контроля, который может привести к существенным искажениям в финансовой отчетности», – сообщает Reuters.
«Министерство обороны не может решить проблемы, связанные с тянувшимися десятилетиями конфликтами, пренебрежением военно-промышленной базой и ростом государственного долга из-за неконтролируемых расходов», – заявил глава Пентагона Пит Хегсет в заявлении, опубликованном вместе с результатами аудита.
Ранее в этом году Счётная палата США в своем отчете установила, что одной из причин хронического провала всех аудитов является то, что ведомство сталкивается со «значительным риском мошенничества» со стороны военных подрядчиков, которые занимаются открытым завышением цен.
GAO рекомендует министерству обороны внедрить систему управления рисками мошенничества. С 2017 по 2024 год министерство обороны сообщило о подтвержденных случаях мошенничества на сумму 10,8 миллиарда долларов. Хотя эта сумма невелика по сравнению с бюджетом Пентагона за эти годы, «возмещенные средства и подтвержденные случаи мошенничества отражают лишь малую часть потенциального риска мошенничества для министерства обороны», говорится в отчете GAO.
Типичные примеры мошенничества и злоупотреблений в Пентагоне – мусорный бак за 52 000 долларов и кофеварка за 7 600 долларов.
В новом отчете GAO отмечается, что Пентагон «закупил компонент сошек для пулемета с неудовлетворительными производственными стандартами, потому что поставщик мошенническим путем подделал документы, чтобы отразить более высокую оценку качества изготовления».
Воровство и фальсификация отчетности стали «доброй традицией» в связке военного ведомства США и его крупнейших подрядчиков.
Так, в 2024 году генеральный инспектор Пентагона Роберт Сторч выявил перерасход Военно-морскими силами США средств, выделенных на помощь Украине, в размере $398,9 млн в 2022 финансовом году.
На брифинге для СМИ Роберт Сторч заявил, что его следователи по уголовным делам возбудили более 50 дел, связанных с помощью, предоставленной Украине, в том числе с участием подрядчиков. Нетрудно догадаться, что упомянутые Сторчем полсотни уголовных расследований направлены на поиск выявленного перерасхода почти $400 млн.
Сторч также предупредил, что, вероятно, «будут проводиться новые расследования злоупотреблений или перенаправления американского оборудования, поступающего на Украину» с целью отследить 113 млрд, выделенных Украине, «не все из которых были израсходованы» по целевому назначению.
Рассказав журналистам о возбуждении более 50 уголовных дел, связанных с финансовой помощью Украине, в том числе с участием крупнейших оборонных компаний США, Роберт Сторч уточнил, что ни одно из этих расследований не доведено до конца, а виновные не наказаны.
То, что Пентагон и военные подрядчики образовали мощнейший коррупционный картель, авгиевы конюшни которого не поддаются очистке, понимает даже нынешний глава Пентагона Питер Хегсет, который пообещал представить безупречную аудиторскую проверку министерства обороны лишь к концу срока полномочий Трампа. Однако, по мнению автора отчета GAO и независимых экспертов, такой исход маловероятен.
«Конгресс установил амбициозный срок для Пентагона – 2028 год, чтобы получить заключение аудитора без оговорок, но мало что указывает на то, что ведомство сможет его выполнить, – отмечает Джулия Гледхилл, научный сотрудник Центра Стимсона. – Законодателям было бы лучше сократить расходы Пентагона, что помогло бы ведомству снизить риск мошенничества со стороны подрядчиков. При более ограниченных ресурсах Пентагону пришлось бы решать эту проблему напрямую».
Несмотря на неудовлетворительные ответы на эти масштабные финансовые проблемы, Дональд Трамп, не желая восстанавливать против себя могущественное военно-промышленное лобби, подписал закон об увеличении военного бюджета почти до триллиона долларов.
Следует отметить, что нынешний аудит, проведенный под кураторством верного соратника Трампа Питера Хегсета, не содержит глубокого анализа коррупционных проблем американской оборонки и вооруженных сил.
На этот факт обратили внимание лидеры технологической мафии США.
Недавно на военном портале War on The Rocks вышла крайне жесткая статья главного технического директора компании Palantir Technologies Шьяма Санкара, в которой тот резко критикует новый отчёт Пентагона по итогам аудита «финансовых показателей оборонной промышленности за двадцатилетний период», где черным по белому утверждается, что «в целом оборонная промышленность финансово здорова, и ее финансовое состояние со временем улучшилось».
«На самом деле, мало кто будет спорить, что – по крайней мере для тех компаний, которые преодолели трудности и выжили в “долине смерти”, – оборонные контракты не являются прибыльным бизнесом. Но если оборонная промышленная база, и в частности традиционные основные американские компании, настолько здоровы, то почему правительство тратит так много денег, чтобы передать так мало инноваций в руки военных?» – пишет Санкар.
Под «традиционными основными американскими компаниями» Санкар имеет в виду пятерку крупнейших подрядчиков Пентагона: Lockheed Martin, Northrop Grumman, Raytheon, General Dynamics и Boeing.
Хотя контракты Пентагона реализуют около 30 тысяч компаний, две трети военных заказов размещается в пятерке этих оборонных монстров. Все остальные являются субподрядчиками. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке крайне плохо влияет на качество производимой продукции, ведёт к увеличению сроков её поставок и росту стоимости.
Долиной смерти (valley of death) в Америке называют многолетний путь прохождения через бюрократическое болото Пентагона любой военной инновации, если только та не предложена кем-то из пятерки монстров ВПК.
На сегодняшний день программа закупок министерства обороны требует множества согласований, на которые уходит, как мы писали, до трех десятков лет. За это время технология, которой повезло дойти до этапа включения в программу производства, успевает безнадежно устареть. При этом в коммерческой сфере технологии, в том числе имеющие двойное назначение, обновляются примерно каждые 18 месяцев.
Очевидно, что и концу президентского срока Трампа финансовая отчётность Пентагона прозрачной не станет и в Белом доме с этим упрямым фактом давно смирились.
Основанный на системной коррупции могущественный альянс военных и производителей оружия формирует геополитическую стратегию США.
«Наибольшее влияние на внешнюю политику США оказывают производители оружия, – пишет Asia Times. – Конфликт на Украине стал для них настоящей удачей… Компаниям, выпускающим бомбы… нужны зоны активных военных конфликтов, чтобы оправдывать ожидания Уолл-стрит по прибылям. Производителям дорогостоящей военной техники необходимы враждебные отношения с крупными странами, такими как Россия и Китай, чтобы оправдывать продажи авианосцев, атомных субмарин, истребителей F-35 и атомных бомб нового поколения».
Коррупционная мощь военно-промышленного комплекса США столь велика, что при любых составах конгресса и любых президентах основное занятие американского оборонпрома можно будет выразить одним словом: «Воруют!»