ЦРУ в Парагвае, или Как избавиться от президента

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Нынешнего президента Парагвая Фернандо Луго в прошлом называли «Священником бедняков». Он довольно быстро поднялся в католической иерархии, стал епископом. Луго был избран на высший пост благодаря массовой народной поддержке и 15 августа 2008 года приступил к исполнению своих обязанностей.

Он рассчитывал сделать много полезного для страны. Отказаться от прежнего неолиберального курса, разрушительного для национальной экономики. Присоединиться к президентам, которые взялись за строительство «Социализма XXI века» в Латинской Америке. Однако осуществить задуманное президенту Луго не дали. Прежде всего пришлось на годы отложить обещанную аграрную реформу. Парламент, в котором у сторонников Луго нет большинства, встал на сторону латифундистов, а не бедных крестьян.

Постоянным фактором политической жизни в стране стала угроза военного переворота.

Положение обострилось после того, как в сентябре 2009 года президент Луго заявил, что не намерен продлевать соглашение о военном сотрудничестве с Соединёнными Штатами. Для посольства США в Асунсьоне эти слова прозвучали как гром среди ясного неба. Такой категоричности от парагвайского президента не ожидали. Пошла насмарку многомесячная подготовительная работа по программе Пентагона «Новые горизонты», по которой на 2010 год планировалось прибытие в Парагвай американского контингента в 500 человек. Официальная цель - обкатка морских пехотинцев в местных климатических условиях, отработка взаимодействия с парагвайскими военными. На самом деле администрация Обамы намеревалась закрепить на десятилетний срок использование Пентагоном базы «Маршал Эстигаррибиа» («Mariscal Estigarribia»), которая расположена в 200 километрах от “популистской” Боливии.

Подобные «десанты» в Парагвай Южное командование ВС США в прошлом уже осуществляло. Они маскировались «гуманитарными операциями» по медицинскому обслуживанию населения и строительством школ, но на деле использовались для ведения разведки в «Зоне трёх границ» (между Парагваем, Бразилией и Аргентиной) и подготовки инфраструктуры для полномасштабного развёртывания войск США на случай кризисного развития событий в регионе.

Главной причиной предупредительных военных манёвров в Парагвае Вашингтон называл наличие в Зоне террористических гнёзд Аль-Каиды и Хезболлы. Однако подлинным основанием для наращивания военного присутствия США являются не мнимые террористы, а «недружественные США популистские режимы» в Венесуэле, Никарагуа, Эквадоре и Боливии. Весьма тревожными кажутся Пентагону и усилия стран-членов Союза Южноамериканских наций (Unasur) по укреплению региональной системы обороны (без участия США).

Фернандо Луго отказался от реализации «Новых горизонтов», ознакомившись с материалами, полученными от коллег из стран Unasur: американские базы в Колумбии использовались для атаки на лагерь FARC в пограничной зоне Эквадора. Предоставлять территорию Парагвая для возможных авантюр Вашингтона президент Луго не захотел.

Посол США Лилиана Айалде отозвалась о решении парагвайского лидера как «вызывающем сожаление» и выразила надежду, что все другие программы сотрудничества - и гражданские, и военные - останутся в силе. В первую очередь, она имела в виду подготовку офицерских кадров и приобретение вооружений. Разве можно допустить, чтобы парагвайские офицеры обучались в военных академиях «популистских» стран, а в сфере ВТС – позволить Парагваю переориентироваться на страны Unasur, Бразилию или Аргентину? Для посольства США такой поворот событий означал бы полное фиаско.

Тяготение Луго к «популистским» лидерам на континенте изначально беспокоило посольство США и представителей специальных служб, обосновавшихся под его крышей. Если Луго пойдёт на стратегическое сближение с Боливарианским альянсом,  для народов Латинской Америки (ALBA) это станет очередным доказательством ослабления позиций США в регионе, чего нельзя допускать ни при каких условиях! Ведь ещё Генри Киссинджер предупреждал в 70-е годы: “Если мы не способны контролировать Латинскую Америку, то как мы будем доминировать в мире?”

Против Луго была развязана настоящая война. Пропагандистскую кампанию по его компрометации развернули в континентальном масштабе. В СМИ появились материалы о разгульном образе жизни президента, в недавнем прошлом – священника, “многочисленных” внебрачных детях, его тяготении к роскоши, попустительском отношении к коррупции в ближайшем окружении. “Луго заискивает перед бедняками, но живёт, как олигарх”, “Луго призывает к классовой борьбе, сидя в джакузи” - такими «разоблачительными» заголовками запестрели газеты. Через агентуру ЦРУ в парагвайских СМИ стали распространяться “достоверные сведения” о давнем сотрудничестве Луго со спецслужбами США. При этом настойчиво указывалось, что его дядя - Эпифанио Мендес Флитас - был разоблачён Филиппом Эйджи, “дезертиром” ЦРУ, как агент этой организации в Парагвае. “Почти все родственники Фернандо Луго имели отношение к американским учреждениям, Госдепартаменту или USAID” - встречались и такие утверждения. Весьма хитроумный ход врагов Луго, побудивший многих из его сторонников отказать ему в поддержке.

            Без видимых причин в Парагвае вдруг появились партизаны «марксистско-боливарианской» тенденции. «Армия парагвайского народа» (Ejército del Pueblo Paraguayo) изредка совершала нападения на полицейских и грабила продуктовые магазины. В СМИ всячески подчёркивалась связь «Армии народа» с геррильей в Колумбии (FARC и ELN). Её глубоко «законспирированные» главари делали демагогические заявления, угрожали расправой президенту Луго и даже объявили вознаграждение за его голову.

Эти партизаны очень напоминали голливудскую массовку, но охота за ними была развёрнута по всем правилам антиповстанческой борьбы, конечно, с привлечением инструкторов ЦРУ, военной разведки США и сотрудников ДАС – колумбийской контрразведки. Агенты влияния ЦРУ внушали Луго: без помощи американцев мы не справимся, их военное присутствие – стабилизирующий фактор. В конце концов, президент дал согласие на объявление чрезвычайного положения в северных регионах страны.

В августе - сентябре 2010 года в СМИ просочились первые сообщения о том, что у президента, человека по жизни здорового, энергичного, с крепкой нервной системой, настоящего «macho», выявлена раковая болезнь. Журналисты называли её по-разному – лимфома, лимфосаркома, неходжкинская лимфома и т.п. Информация специалистов о ходе лечения носила успокаивающий характер: от лимфомы можно избавиться с помощью химиотерапии, президенту ничто не угрожает. Луго совершил несколько поездок в Бразилию, где подвергся необходимым процедурам. Близкие сотрудники делали (и делают) успокаивающие заявления: ничего тревожного нет, Луго уверенно управляет страной и в августе 2013 года лично передаст власть новоизбранному президенту строго в соответствии с конституцией.

Правда, посол США Лилиана Айалде сделала довольно странное заявление, при внимательном прочтении которого создаётся впечатление, что она уже не слишком рассчитывает на Луго.

Нужно отметить, что сегодня внешний вид президента Луго не внушает оптимизма. После химиотерапии у него выпали волосы, не столь напористой стала речь, да и внешне он очень постарел. Внутренние переживания, как он ни старается, трудно скрыть. Не исключено, что он уже догадывается, откуда и почему на него нагрянула болезнь. Зато его вечный оппонент - вице-президент Федерико Франко - явно находится на подъёме. В посольстве США у него много друзей. Надо ли говорить, что, по мнению Франко, «Новые горизонты» - очень перспективный проект. Надо только немного подождать.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Статьи по теме