Союз южноамериканских наций (UNASUR) всё ещё находится в «строительных лесах». Устав организации до сих пор не вступил в силу, требуется его ратификация 9-ю из 12 стран-участниц. Уругвай, на который возлагались надежды, из-за процедурных проблем в Сенате не успел оформить свой голос. Поэтому на 4-ом саммите, который прошёл в конце ноября в Джорджтауне, столице Кооперативной республики Гайаны, знаковое событие по окончательному запуску UNASUR на международную арену пришлось отложить.
Из-за этих временных, вполне разрешимых проблем UNASUR пока сосредоточивается на координации действий стран-участниц, откладывая на более поздний срок такие конкретные дела, как формирование совета министров, парламента, общей судебной инстанции и военной структуры Южной Америки. Основная стратегическая задача Союза - в течение 15-20 лет добиться интеграции экономик и создания зоны свободной торговли. Стоит напомнить, что в декабре 2008 года в Бразилии на саммите UNASUR было принято решение о создании Южноамериканского совета обороны, призванного координировать совместные усилия по обеспечению безопасности, унификации в средне- и дальнесрочной перспективе подготовки военных и техники, находящейся на вооружении южноамериканских государств.
Главным событием 4-го саммита Союза южноамериканских наций (UNASUR) стало единодушное одобрение «Дополнительного протокола о защите демократии», которым предусматривается коллективное противодействие любым попыткам свергнуть законно избранные правительства на континенте.Отныне «Протокол» станет неотъемлемой частью Устава организации, надёжным инструментом нейтрализации подрывных действий внутренних и внешних заговорщиков.
Инициативу по подготовке «Протокола» проявил Рафаэль Корреа, президент Эквадора, который сам едва не стал жертвой государственного переворота, инициированного спецслужбами США, «диссидентскими» полицейскими подразделениями и представителями офицерского корпуса. На формирование общей позиции стран-членов UNASUR повлияли также события в Центральной Америке, где не без участия Вашингтона был свергнут и выслан из Гондураса президент Мануэль Селайя.
«Протоколом» предусматриваются действия по закрытию внешних границ государства, в котором захватили власть заговорщики. В числе возможных мер воздействия - прекращение торговли, отмена авиационного и морского сообщения, перекрытие каналов связи, энергопоставок и т.д. Заговорщики автоматически отлучаются от участия в различных органах и инстанциях UNASUR. Руководители Южноамериканского союза наций будут предпринимать все необходимые меры для недопущения связей заговорщиков с другими региональными организациями, получения помощи от тех «центров силы», которые содействовали в подготовке переворота.
Президент Уго Чавес назвал Протокол «важным фактором коллективных действий UNASUR по защите демократии, пресечения государственных переворотов и попыток дестабилизации, которые остаются для региона, и особенно для Боливии, Эквадора и Венесуэлы, реальной угрозой». В официальных выступлениях участников саммита тема подрывной деятельности Соединенных Штатов в странах UNASUR звучала завуалированно, но «антиимперский» подтекст «Протокола о защите демократии» очевиден.
Южноамериканские лидеры определённо дают понять, что вмешательству США во внутренние дела их стран пора положить конец, чем бы такое вмешательство ни оправдывалось - борьбой с терроризмом, наркоторговлей, контрабандой, «защитой прав человека» или чем-то ещё.Южноамериканцы способны сами, и куда более эффективно, разобраться с этими проблемами. Достаточно вспомнить о венесуэльском решении отказаться от сотрудничества с ДЕА – Управлением США по борьбе с распространением наркотиков. Количество успешных операций и объемы изъятых галлюциногенов на порядок превысили те показатели, когда агенты ДЕА хозяйничали в Венесуэле, уделяя больше внимания шпионажу за деятелями боливарианского режима, чем своим непосредственным обязанностям.
В самом начале официальной части саммита его участники почтили вначале минутой молчания, а потом благодарной овацией память Нестора Киршнера, экс-президента Аргентины и Генерального секретаря UNASUR. На этом посту он находился с мая с.г., но успел сделать очень многое для консолидации Союза, выработки консенсуса по принципиальным вопросам, сближения позиций южноамериканских руководителей во имя общего дела.
В качестве возможных преемников Киршнера на 4-ом саммите обсуждались имена бразильца Инасио Лулы да Силва, уругвайца Табаре Васкеса и чилийки Мишель Бачелет. Окончательного решения на форуме не приняли, отложив решающую дискуссию на очередную встречу в верхах. Пока же на весь период 2011 года общее руководство UNASUR будет осуществлять президент Гайаны Бхаррат Джагдео.
Несмотря на наличие давнего территориального спора между Гайаной и Венесуэлой и попытки «третьих сил» раздуть конфликт между государствами на этой почве, Джагдео и Чавес сумели установить дружеские отношения. Гайана участвует в деятельности ALBA – Боливарианского альянса народов Латинской Америки в качестве наблюдателя, сотрудничает с Petrocaribe. По многим вопросам Чавесу легко найти общий язык с Джагдео: его Популярно-Прогрессистская партия (PPP) по ряду параметров очень близка Единой соцпартии Венесуэлы (PSUV). С пониманием Чавес относится к марксистско-ленинским взглядам Джагдео. Для обоих характерно тёплое отношение к России. Джагдео гордится тем, что учился в Университете имени Патриса Лумумбы.
Десятилетиями Гайана обреталась «на обочине» Южной Америки, ориентируясь на торгово-экономические связи с островными (англо-говорящими) странами Карибского бассейна. Джагдео обещает навсегда покончить с самоизоляцией страны, сделать всё возможное при поддержке UNASUR, чтобы «динамично участвовать в решении региональных вопросов».
И еще одно символическое событие произошло в Джорджтауне. Эквадор и Колумбия объявили о восстановлении дипломатических отношений. В ближайшее время послы этих стран вернутся в Кито и Боготу. Можно считать, что трагические события 1 марта 2008 года, когда спецназ Колумбии при поддержке самолётов США атаковал временный лагерь партизан FARC в приграничной зоне Эквадора, остались в прошлом. В отношениях обеих стран с помощью UNASUR открыта новая страница.
Нельзя не отметить, что проамериканские массмедиа в Латинской Америке практически “не заметили” проведения Саммита в Гайане, хотя сборищу ультраправых (“антипопулистских”) сил в Конгрессе США было уделено несоразмерно большое внимание. Чавес назвал собравшихся в Вашингтоне “политических мошенников, авантюристов, преступников и террористов передовым отрядом борьбы с UNASUR”. “Но им не удастся внести раскол в наши ряды, - заявил Чавес. – Мы усиливаем сотрудничество и крепим наш союз”.