1. На пресс-конференции по итогам саммита ОДКБ в Москве 4 февраля 2009 года, комментируя вопрос о силах оперативного реагирования Организации (КСОР), российский президент Дмитрий Медведев заявил: «Это будут серьезные формирования, достаточные по своему объему, укомплектованные самой современной техникой, эффективные. Они должны быть по своему боевому потенциалу не хуже, чем силы Североатлантического альянса».
Не могли бы Вы, Николай Николаевич, рассказать о том, что представляют собой КСОР ОДКБ сегодня, по прошествии двух лет? Каковы основные задачи этих сил?
Позволю себе напомнить, что предложение о создании Коллективных сил оперативного реагирования внесено Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым и Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым на неформальном саммите президентов пяти государств-членов ОДКБ 19-21 декабря 2008 года в Боровом. А на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности 4 февраля 2009 года в Москве оно уже было оформлено в виде соответствующего решения глав государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности.
На очередной (Московской) сессии СКБ 14 июня 2009 г. было подписано базовое Соглашение о КСОР ОДКБ и утвержден их состав. В него включены для совместного выполнения боевых задач как мобильные соединения и воинские части постоянной готовности из состава вооруженных сил государств-членов Организации, так и формирования сил специального назначения, состоящие из подразделений органов внутренних дел (полиции), безопасности и спецслужб, а также уполномоченных в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
К настоящему времени в утвержденном главами государств составе КСОР насчитывается порядка 17 тысяч военнослужащих и около 2 тысяч сотрудников формирований сил специального назначения.
Что касается задач КСОР, то основными из них являются:
- участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, оружия и боеприпасов, другими видами транснациональной организованной преступности;
- участие в предотвращении и отражении вооруженного нападения, в том числе агрессии, локализации вооруженных конфликтов;
- участие в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании чрезвычайной гуманитарной помощи.
Кроме того, формирования сил специального назначения в зависимости от конкретной обстановки могут также применяться в решении таких задач, как проведение специальных операций по освобождению захваченных террористами заложников, объектов повышенной технологической и экологической опасности, атомной промышленности, транспорта, энергетики и иных объектов (здания и помещения органов государственной власти и управления, дипломатических представительств, международных организаций); разоружение и ликвидация незаконных вооруженных формирований; пресечение деятельности террористов, террористических и других преступных группировок; противодействие массовым беспорядкам, препятствующим выполнению поставленных задач.
В целях подготовки КСОР к выполнению перечисленных задач особое внимание в истекший период было уделено практической отработке основ применения воинских контингентов и формирований сил специального назначения в ходе совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки органов управления и контингентов сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ. Первое совместное комплексное учение с участием КСОР было проведено в октябре 2009 года на территории Республики Казахстан (Учебный центр Сухопутных войск Вооруженных Сил, полигон «Матыбулак») в ходе стратегического командно-штабного учения «Взаимодействие-2009».
Формат участия государств-членов Организации на учениях был различным от оперативных групп министерств обороны до воинских контингентов КСОР (батальон, рота), выделенных от вооруженных сил Казахстана, Армениии, Кыргызстана и России, а также подразделений МВД и МЧС Казахстана и России. В общей сложности в учении от КСОР было задействовано свыше 7 тысяч военнослужащих, значительное количество военной и специальной техники.
Практическим действиям контингентов КСОР на учении была дана высокая оценка присутствующими на них главами государств-членов Организации.
В июне 2010 года на полигоне внутренних войск МВД России «Кадамовский» в Ростовской области прошли совместные тактико-специальные учения формирований сил специального назначения «Кобальт–2010», на которых впервые на многосторонней основе были отработаны вопросы взаимодействия специальных подразделений органов внутренних дел Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.
В октябре 2010 года состоялось совместное оперативно-тактическое учение с воинскими контингентами КСОР «Взаимодействие–2010» на территории Российской Федерации в Челябинской области на полигоне под Чебаркулем. В нем приняли участие подразделения от вооруженных сил Армении, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, а также оперативная группа минобороны Беларуси. В ходе учения отработаны вопросы управления воинскими частями и подразделениями при ведении боевых действий по ликвидации мелких групп иррегулярных вооруженных формирований, блокировании их в населенном пункте, а также при отражении атаки и разгроме крупного отряда боевиков.
В 2011 году планируется провести очередные комплексные учения с участием воинских контингентов и формирований сил специального назначения, входящих в состав КСОР.
Во исполнение решения Совета коллективной безопасности развернута работа по оснащению КСОР современным и совместимым вооружением и военной техникой. Разработан проект Целевой межгосударственной программы по оснащению КСОР, который в настоящее время проходит предварительную проработку в заинтересованных министерствах и ведомствах.
В связи с созданием КСОР осуществлялось уточнение действующей нормативной правовой базы, направленное на «встраивание» Коллективных сил оперативного реагирования в систему коллективной безопасности Организации.
Таким образом, всего за два года, прошедших со дня выдвижения инициативы, проделана сложная и весьма значимая работа для укрепления коллективной безопасности государств-членов Организации. Сформирован силовой компонент, позволяющий оперативно реагировать на широкий спектр вызовов и угроз. Осуществлено его нормативно-правовое оформление. Проведена практическая проверка правильности принятого решения. Определены направления дальнейшего совершенствования механизма оперативного реагирования на кризисные ситуации и намечены конкретные меры по их реализации.
2. По мнению многих экспертов, наиболее устойчивыми военно-политическими объединениями являются те, которые помимо военных скрепляются экономическими, культурными, религиозными связями. Что касается пространства ОДКБ, то здесь сформировались объединения экономического характера – Таможенный союз, Единое экономическое пространство.
Насколько бесспорным Вам кажется это заключение экспертов? Каковы в связи с этим сильные и слабые стороны ОДКБ?
В том, что касается ОДКБ, необходимо констатировать, что наша Организация с самого начала находилась в некотором привилегированном положении. Она была создана на постсоветском пространстве, где существовали теснейшие связи между союзными республиками во всех областях жизнедеятельности. СНГ и ЕврАзЭС, участниками которых являются почти все государства-члены ОДКБ, также способствуют поддержанию тесного взаимодействия в экономической, культурной, духовной и иных областях, содействуя тем самым их сплоченности в рамках нашей Организации. Очевидно, что и Таможенный союз, особенно по мере вхождения в него других государств-членов ОДКБ, и формирующееся Единое экономическое пространство будут развивать и укреплять экономические связи наших стран.
Нет сомнения в том, что взаимодействие в рамках многосторонних интеграционных структур по вопросам, представляющим общие интересы, помогает в работе ОДКБ. Ведь по существу речь идет о большей сплоченности и более глубоком взаимопонимании между союзниками. Кроме этого, в ряде случаев есть и прямая связь. Например, налаженные в рамках других интеграционных структур экономические связи облегчают нам сотрудничество в военно-технической сфере. То есть в целом высокий уровень сотрудничества в экономической и иных областях помогает обеспечивать тесное взаимодействие непосредственно в военно-политической сфере.
И всё же стоило бы подчеркнуть, что главным фактором нашей сплоченности, готовности Организации к дальнейшему развитию является совпадение интересов государств, активно работающих ради укрепления коллективной безопасности и обеспечения стабильности. Всё остальное является дополнительным фактором.
Что же касается тех или иных выводов экспертов насчет устойчивости военно-политических объединений, то это скорее вопрос к политологам. Во всяком случае, для сомнений в прочности нашей Организации никаких оснований нет.
3. Трагические события в Кыргызстане дали импульс к принятию решения о создании Миротворческих сил ОДКБ. На московской встрече Организации 10 декабря 2010 года МС получили статус общепризнанных, даже без согласия Узбекистана по отдельным пунктам.
Можно ли говорить о необходимости дальнейшего реформирования ОДКБ в связи с новыми потенциальными угрозами государствам региона и России?
Прежде всего, необходимо сделать несколько уточнений. Дело в том, что Миротворческие силы ОДКБ созданы задолго до событий 2010 года в Кыргызстане. Напомню, что Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ было подписано главами государств-членов, за исключением Республики Узбекистан, 6 октября 2007 года, которое с 15 января 2009 года вступило в силу для шести государств-членов ОДКБ. С учетом того, что все они ратифицировали данное Соглашение и выделили национальные контингенты «голубых касок» в состав коллективных миротворческих сил, на саммите Совета коллективной безопасности 10 декабря 2010 года в Москве главами государств принято заявление о готовности Миротворческих сил к решению задач по «предотвращению вооруженных конфликтов и мирное урегулирование возникающих конфликтов и кризисных ситуаций». В составе около 3,5 тысяч военнослужащих и более 500 представителей правоохранительных органов Организации. В 2010 году были проведены сборы командиров подразделений, представленных государствами в состав КМС. В этом году будут проведены тренировки и учения по возможному использованию миротворческих сил как на территории ОДКБ, так и за ее пределами по мандату ООН.
В целом в ОДКБ создана и функционирует система сил и средств коллективной безопасности, способная обеспечить решение стоящих задач перед Организацией задач.
Созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) и Миротворческие силы, о чем мы говорили выше. Осуществляются мероприятия по оптимизации сформированных в 2001 году Коллективных сил быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России, два от Казахстана, остальные страны ОДКБ представлены одним батальоном. Общая численность личного состава коллективных сил — около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолётов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии. С силами и средствами системы коллективной безопасности систематически проводятся учения, в ходе которых отрабатываются актуальные вопросы их предназначения.
Отработана система и введено в практику регулярное проведение серии операций по противодействию незаконному обороту наркотиков («Канал»), нелегальной миграции («Нелегал»), а также в сфере обеспечения информационной безопасности («Прокси»). Операции проходят достаточно результативно, в них активно участвуют соответствующие структуры всех государств-членов, а в операции «Канал» и целый ряд других стран.
На декабрьском 2010 года саммите Совета коллективной безопасности приняты очень важные документы, регламентирующие деятельность ОДКБ в кризисных ситуациях. В целом сформирована нормативная правовая база, обеспечивающая выполнение задач, возложенных на Организацию. С учетом этого в текущем году все усилия будут сосредоточены на решении практических задач.
Что касается вашего вопроса относительно реформирования, то ОДКБ – живая организация и в ней постоянно осуществляется процесс совершенствования и адаптации к существующим реалиям.
4. Несмотря на внешнюю схожесть НАТО и ОДКБ, каковы, на Ваш взгляд, принципиальные различия этих двух организаций?
И НАТО, и ОДКБ изначально создавались как военно-политические союзы стран, главной целью которых было обеспечение безопасности в случае вооруженной агрессии против одного или группы государств-членов, входящих в эти организации. По мере изменения обстановки в мире, появления нетрадиционных, современных угроз и вызовов безопасности происходила адаптация как ОДКБ, так и НАТО к новым реалиям, и обе структуры по существу трансформировались в многофункциональные организации.
При этом в их предназначении, статусе, составе сил средств, регламентации деятельности, а также по многим другим концептуальным вопросам существуют серьезные, принципиальные различия.
Так, в НАТО исходят из того, что эта организация является ключевым «поставщиком» стабильности туда, где возможно и где она сочтет необходимым, в том числе далеко за пределами территории своих государств-членов.
ОДКБ ставит перед собой задачи, нацеленные на укрепление мира, безопасности и стабильности, а также защиту на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. При этом приоритет в достижении этих целей отдается политическим средствам. ОДКБ ограничивает зону своей деятельности исключительно территорией своих государств-членов, а за ее пределами она возможна только в рамках миротворческих операций, проводимых по мандату ООН.
НАТО опирается на систему сдерживания, основанную на комплексе ядерных и обычных вооружений своих государств-членов, который является ключевым элементом ее стратегии, и отмечает, что «пока существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным альянсом». Группа ядерного планирования НАТО, в которой принимают участие министры обороны стран как обладающих, так и не обладающих ядерным оружием, принимает участие в разработке политики альянса в области ядерного оружия и решений, касающихся построения ядерных сил НАТО.
В ОДКБ эта сфера деятельности относится исключительно к компетенции Российской Федерации, а в Центральной Азии создана зона, свободная от ядерного оружия.
В последнее время НАТО считает, что ее функциональное предназначение значительно расширилось и теперь, кроме традиционных угроз безопасности, включает в себя также такие сферы, как борьба с киберпреступностью, обеспечение энергобезопасности, защита объектов энергетической инфраструктуры и транзитных путей доставки энергоресурсов, парирование рисков, связанных с изменениями климата, нехваткой воды, ростом заболеваний. Но при этом НАТО опирается исключительно на военный потенциал.
В деятельности ОДКБ приоритет отдаётся прежде всего коллективному противодействию современным вызовам и угрозам: проявлениям международного терроризма и экстремизма, наркоугрозе, особенно исходящей с территории Афганистана, совместному обеспечению информационной безопасности, противодействию нелегальной миграции, оказанию взаимной помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций, последствий природных и техногенных катастроф. То есть приоритет сотрудничеству органов безопасности и спецслужб, органов внутренних дел (полиции), ведомств, отвечающих за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
В сфере международного сотрудничества в качестве своих партнеров по диалогу из числа международных организаций в НАТО всерьез рассматривают лишь ООН и Европейский союз, подчеркивая при этом, что альянс является «уникальной организацией по обеспечению безопасности» и способен решить все возникающие проблемы, опираясь исключительно на собственные силы.
В ОДКБ, напротив, готовы к развитию тесного сотрудничества со всеми международными и региональными организациями, которые ставят в качестве своих целей обеспечение мира и международной безопасности.