Перу: Ольянта Умала между Чавесом и Обамой

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Выборы президента Перу назначены на 10 апреля.В соответствии с законом, участие в них обязательно для всех совершеннолетних перуанцев. 20 миллионам избирателей предстоит определить, кто будет править страной в ближайшее пятилетие. За президентский пост борются Ольянта Умала Тассо, кандидат левых и национально-патриотических сил, и неолиберальные претенденты - Кейко Фухимори, Алехандро Толедо, Педро Пабло Кучинский и Луис Кастаньеда.

Нынешняя предвыборная ситуация почти зеркально повторяет предыдущую. В 2006 году Умале противостоял объединённый фронт олигархов, буржуазных партий, враждебных СМИ. Тогдашний президент Перу Алехандро Толедо, рейтинг которого упал до уровня плинтуса, делал всё возможное, чтобы не допустить прихода «популиста» Умалы к власти. Он был опасным противником, его реформаторские планы угрожали привилегиям традиционной правящей элиты. К тому же Умала обещал после победы на выборах разобраться с коррупционными «делишками» самого Толедо. Круглосуточно конспирировало посольство США. Если судить по материалам Wikileaks, эмиссары Алана Гарсии, главного оппонента Умалы на тех выборах, настойчиво добивались более «эффективной поддержки» со стороны Империи. Аргумент использовался весомый: победа Умалы приведёт к усилению «антиамериканской экспансии» Уго Чавеса в Латинской Америке.

Действительно, Умала выступал за латиноамериканскую интеграцию. Призывал к совместным действиям в международных делах, критически отзывался об агрессивных действиях США на международной арене. Чавес открыто демонстрировал симпатию к Умале, бывшему военному, харизматичному политику, противнику неолиберальных экономических теорий. Поддерживая «своего кандидата», венесуэльский лидер не жалел критики в адрес проамериканских соперников Умалы. Особенно доставалось Алану Гарсии, которого Чавес заклеймил как самого большого коррупционера в истории Перу. В конечном счёте поддержка Чавеса, скорее, навредила, чем помогла, Умале. Значительной частью электората она была интерпретирована как вмешательство во внутренние дела. Попутно раздувались скандалы с «боливарианскими кружками», якобы создаваемыми Чавесом в стране для «подрывной работы».

На выборах 2006 года победил Алан Гарсия, и весь период его правления был отмечен конфликтами с Чавесом. Достаточно сказать, что в настоящее время на территории Перу действует один из наиболее активных центров античавистской эмиграции. Враждебное отношение Гарсии к Умале сохраняется. Перуанскими СМИ отмечены высказывания Гарсии о том, что в случае победы Умалы он может решиться на государственный переворот, чтобы не допустить его к власти. Умала обратился в Генеральную прокуратуру по этому поводу, но без видимых последствий. Не так давно Гарсия с удовлетворением заявил, что из пятёрки основных претендентов на президентский пост четверо идут с программами, неолиберальный характер которых не вызывает сомнений. «Каждый из них в случае победы намерен продолжать мой курс!» – воскликнул Гарсия.

В отношении Умалы он ныне отзывается более политкорректно: «Кандидат (избирательного блока) «Побеждает Перу» (Gana Perú) разделяет мои идеи о том, что надо уважать соглашения о свободной торговле, подписанные нашей страной с Соединёнными Штатами и Европейским союзом. Смена взглядов – это наше общее право. Опаснее то, что есть лица, которые не способны изменяться». Гарсия заявил даже о своей готовности помогать Умале, если он победит, в таких вопросах, как создание новых рабочих мест, справедливое распределение электроэнергии и воды, улучшение системы образования через повышение квалификации учителей». Эта внешняя лояльность Гарсии к Умале вызывает беспокойство у его соратников: неужели и на этот раз кажущаяся близкой победа будет украдена путем махинаций, подтасовок, тщательно просчитанных вариантов действий?

Почти четыре месяца опросы показывали, что Умала уступает четверке неолиберальных претендентов. Однако за две недели до выборов результаты опроса продемонстрировали иной расклад: за Умалу высказалось 23,3% избирателей; 22,3% - Кейко Фухимори, дочь экс-президента (Fuerza 2011); 21,6% - Алехандро Толедо (Perú Posible); 15,8% - Кучинский (Alianza por el Gran Cambio). Столичный экс-алькальд Луис Кастаньеда практически сошёл с дистанции из-за финансовых скандалов и неспособности внятно изложить будущую правительственную программу. Дальнейшая тенденция роста наиболее чётко вырисовывается только по рейтингу Умалы: для него 30 % голосов и более – вполне достижимо. Остальные претенденты, считают эксперты, достигли порога своей популярности. Алехандро Толедо теряет голоса с каждым рейтинговым замером. Не исключено, что это вызвано его отказом пройти тест на наркозависимость.

Политологи, анализируя рейтинговую статистику, считают вероятным, что она последовательно занижалась для Умалы опросными фирмами. Подобные манипуляции, несмотря на внешнюю жёсткость опросных нормативов, характерны для избирательных кампаний в Перу. Эксперт из Перу – Хосе Суарес Данос – пришёл к мнению, что обнародование более или менее реалистичных данных в отношении Умалы вызвано приближением даты выборов. Разночтение в прогнозах опросных фирм (Compañía Peruana de Mercados и Ipsos Apoyo Opinión y Mercado) и реальными результатами поставили бы под сомнение их объективность. Суарес Данос считает, что для выявления победителя потребуется проведение второго тура, намеченного на 5 июня с.г.

По этой причине информационная война вокруг выборов в Перу приобретает всё большую остроту.На сегодняшний день в качестве возможного оппонента Умалы на финальной стадии чаще всего называют Кейко Фухимори. Умала и Кейко, именно они воплощают недовольство той значительной части населения, которая ничего не получила от неолиберальных реформ. Из всех кандидатов только Умала и Кейко воспринимаются в социально дискриминируемых слоях населения как “свои”, как потенциальные защитники их жизненных интересов. Только они говорят о планах по социальной корректировке экономического курса. За 19 лет фактической неолиберальной диктатуры и равнодушия сменявших друг друга правительств к народным требованиям потенциал протеста приблизился к опасной черте. Власть нуждается в качественном обновлении, в свежих лицах.

Тем не менее в Перу право-консервативными кругами ведётся всё более шумная кампания в поддержку президентских амбиций Кучинского, 72 лет, неутомимого защитника неолиберальной догмы и стратегического союза с Соединёнными Штатами. Немолодой кандидат считает такой союз необходимым для противодействия странам-членам ALBA – Боливарианского альянса народов Латинской Америки. Американский паспорт Кучинского не раз возникал в процессе предвыборных дискуссий как доказательство его «антипатриотизма». Кучинский в некоторых случаях говорил, что откажется от гражданства США сразу же после победы, в других  -  что уже подал соответствующее заявление в американское консульство. В Вашингтоне всегда считали Кучинского ключевой фигурой в перуанских делах, в том числе по обеспечению интересов США в горнодобывающей отрасли страны. Даже в случае поражения Кучинского американцы изыщут возможность пристроить его в новое правительство.

«Рука Чавеса» в избирательной кампании 2011 года в Перу не фигурирует. Умала в серии своих последних интервью заявил, что в новых для себя условиях ориентируется на политический опыт бразильского экс-президента Инасио Лулы да Силва. Умала был приглашён на инаугурацию Дилмы Русефф, делал умеренные заявления для прессы, говорил о перуанском пути развития без копирования каких-либо «экзотических моделей». Журналистами были зафиксированы визиты Умалы в посольство США в Лиме. Скорее всего, он пытался доказать недоверчивым gringo, что «не так страшен чёрт, как его малюют». Затем последовала поездка Умалы в Вашингтон. Нет сомнений, что в беседах с кураторами Перу в Госдепартаменте он заявил о «дистанцировании» от «проекта Чавеса», старался показать себя, так сказать, более зрелым, реалистично мыслящим политиком. Вернувшись в Лиму, Умала добился приёма у кардинала Хуана Луиса Сиприани, самого консервативного представителя католической церкви в стране. Они нашли общий язык. На прощание кардинал вручил Умале чётки, которые благословил папа Римский Бенедикт XVI. В ответ Умала обещал, что в ходе предвыборной кампании будет воздерживаться от таких крайностей, как защита абортов и однополых браков.

Сторонники Умалы из блока «Gana Perú» не всегда с пониманием относятся к его идейно-политической эволюции. Да, за победу надо бороться, но не ценой отказа от принципиальных позиций. В Эквадоре «компромиссы» революционного подполковника Лусио Гутьерреса с Империей завершились сотрудничеством с ЦРУ и организацией покушения на президента Рафаэля Корреа. Многие в Перу, особенно в правых кругах, воспринимают «трансформацию» Умалы как ловкий манёвр. Кейко Фухимори утверждает, что «Команданте Умала» всего лишь волк в овечьей шкуре. Он забудет обо всех гарантиях и обещаниях после победы на выборах: устрашающий силуэт Чавеса снова нависнет над Перу!   

Умала опровергает наветы подобного рода: против меня ведётся грязная война! Я последователен и честен в своих шагах. Все, что я делаю, предпринимается только в интересах Перу. Никаких тайных уступок, компромиссов и тем более секретных соглашений с Обамой и Чавесом! Однако сомнения посеяны. Если Умала пробьётся во второй круг, ему придётся сразиться с кандидатом, представляющим интересы сплочённого неолиберального фронта. Помогут ли Команданте Умале чётки Бенедикта XVI?

Другие материалы