Косово и сербы: многоходовые комбинации в тайне от народа

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Накануне намеченного на 17-18 мая очередного, четвертого по счету, раунда переговоров делегаций Белграда и Приштины по Косову появились новые серьёзные признаки того, что официальный Белград готовит сдачу позиций албанским сепаратистам.Вслед за неожиданным визитом в Приштину главы делегации сербского правительства на переговорах Борислава Стефановича  вице-премьер и министр внутренних дел Сербии Ивица Дачич впервые на столь высоком уровне заявил о необходимости поскорее разделить край на сербскую и албанскую части.

Толчок этому беспрецедентно пораженческому шагу дало заявление комиссара по вопросам расширения Евросоюза Штефана Фюле, сообщившего, что время, отведенное для заявки Сербии о вступлении в ЕС, «истекает» и она должна «использовать эти последние, недели и месяцы, чтобы заняться остающимися вопросами», на решении которых настаивает Брюссель.

Господин Фюле выделил два ключевых вопроса: 1) выполнение Сербией требований Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии по аресту Ратко Младича и Горана Хаджича; 2) «достижение конкретного результата» на переговорах с властями Косова [1].

До сих пор Брюссель напрямую не увязывал одобрение заявки Сербии на вступление в Европейский союз с подписанием каких-либо документов на переговорах с делегацией Приштины. Наоборот – наличие подобной связи всячески отрицалось, и внимание акцентировалось на сотрудничестве Белграда с Гаагским трибуналом. В ближайшие дни в Белграде и Приштине в качестве «тяжелой артиллерии» Брюсселя в сопровождении Штефана Фюле должен побывать председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, и то, что он имеет сообщить сербским властям, очевидно, будет носить еще более ультимативный характер.

Можно ли считать инициативу И. Дачича об окончательном разделе Косова попыткой Белграда продемонстрировать требуемую Евросоюзом готовность к достижению «конкретного результата»? Если вспомнить историю «вхождения во власть» этого нового лидера некогда всесильной Социалистической партии Сербии, напрашивается именно такой вывод. Летом 2008 года Дачич стал одной из «козырных карт» президента Бориса Тадича на переговорах по формированию прозападной коалиции. Он заставил своих однопартийцев торпедировать готовые увенчаться успехом попытки создать в Сербии широкий патриотический фронт. Взамен Дачич получил посты министра внутренних дел и вице-премьера. Он сохраняет их за собой уже почти три года, несмотря на крайне незначительные успехи сербских властей в социально-экономической сфере и области борьбы с преступностью. Так что фигура закаленного в подковерных баталиях «непотопляемого» Дачича как нельзя лучше подходит для оглашения провокационных, но удобных Тадичу и выгодных Западу инициатив. Если сербское общество отвергнет идею, Дачича можно будет принести в жертву возмущенному общественному мнению.

Комбинация не укрылась от внимания косовско-албанских СМИ. Как подчёркивает издание «Бота сот», речь не может идти о личном мнении Ивицы Дачича, поскольку он «открыто подтвердил позицию Белграда в поддержку раздела Косова», то есть выступил не только от своего имени [2]. Да и сама идея главы МВД и вице-премьера Сербии о разделе Косова была высказана со страниц косовско-албанской прессы. В интервью газете «Зери» господин Дачич заявил, что «единственное реальное решение - оставить сербов в Сербии, а другую часть, где живут албанцы, отделить. Это будет действующий механизм, позволяющий быстро решить проблему. Другие варианты станут пустой тратой времени» [3].

Тональность выступления Дачича соответствует не только требованиям Штефана Фюле, но и оценкам «Международной кризисной группы» - этого информационного оружия архитекторов «нового мирового порядка». Как отмечено в докладе МКГ, тупик вокруг статуса населенных сербами северных районов Косова «будет держать Сербию вне ЕС, а Косово – вне ООН» [4]. А глава косовской переговорной команды Эдита Тахири заявила, что последние действия властей Сербии, в том числе посещение Приштины ее коллегой Бориславом Стефановичем, - это «позитивный сигнал о том, что Сербия выступает за признание независимости Косово» [5].

В какую же форму может быть облечен пресловутый «конкретный результат» брюссельских переговоров по Косову, устраивающий одновременно ЕС, власти Косова и правительство Сербии, и вместе с тем (как надеются в окружении Тадича) приемлемый для патриотически настроенного сербского общественного мнения? Курирующий переговоры спецпредставитель ЕС Роберт Купер уже дал понять, что документ о разделе края будет представлен сторонам до конца мая [6]. Борислав Стефанович тут же пообещал, что никакие совместные документы с косовской стороной Белград не подпишет, а вместо этого договорённости Белграда с Приштиной будут оформлены в виде согласованных решений правительств Сербии и Косовского края. И произойдет это до конца текущего года [7].

Не спешит рассеивать туман и министр по делам Косово и Метохии в сербском правительстве Горан Богданович. Однако и он намекает на возможность достижения компромиссов «даже по сюжетам, исключительно чувствительным и трудным» [8]. Осталось узнать о цене подобных «компромиссов» для Сербии и её многострадального народа…

_____________________

[1] AFP131944 GMTMAI11

[2] BotaSot, 16.05.2011

[3] Zëri, 16.05.2011

[4] North Kosovo: Dual Sovereignty in Practice. Pristina-Mitrovica-Brussels, 2011. P.21.

[5] Epoka e Re, 14.05.2011

[6] Express, 03.05.2011

[7] Koha Ditore, 03.05.2011

[8] AFP 031227 GMT MAI 11

 

 

Петр ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться