Направление - ШОС

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

 

Организация Договора о коллективной безопасности и Шанхайская организация сотрудничества являются наиболее важными межгосударственными союзами, созданными при активном участии России. По своему значению и эффективности они превосходят СНГ - организацию, которая в какой-то мере должна была заменить Советский Союз, но не смогла соответствовать возлагавшимся на нее надеждам. Не в самом лучшем состоянии находится и Союзное государство Белоруссии и России, которое по идее должно было стать примером успешной интеграции во всех областях.

ОДКБ - пример довольно удачного военно-политического союза. Хотя её мощь не идет ни в какое сравнение с Организацией Варшавского Договора (ОВД), она играет свою положительную роль в поддержании мира и безопасности. Её силы пока ограничены, цели не определены достаточно четко (наиболее спорной является проблема урегулирования внутренних беспорядков в странах-членах), но союз постепенно наращивает свои возможности.

 Особое место занимает Шанхайская организация сотрудничества. Она позиционирует себя как региональная организация, не являющаяся военным союзом, но возникла она в связи с военно-политическими проблемами, прежде всего с пограничными урегулированиями. Именно решение этих вопросов привело к созданию Шанхайской «пятерки» в 1996 г., куда входили РФ, КНР, Казахстан, Киргизия, Таджикистан.

В 2001 г. эти страны плюс Узбекистан и создали ШОС как региональную организацию многостороннего сотрудничества. 15 июня 2001 г. в Шанхае главы этих стран подписали уставной документ - Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества. В следующем году в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 г. была подписана Хартия ШОС, являющаяся вторым уставным документом организации. К основополагающим документам ШОС относится также Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве стран-членов Организации, заключенный в 2007 г. в Бишкеке.

Порядок работы был согласован в 2003 г., основные органы приступили к работе с января 2004 г. С этого времени ШОС функционирует в качестве полноценной международной организации.

Хотя неоднократно многие руководители стран-членов ШОС подчеркивали невоенный характер союза, одной из главных его целей является укрепление безопасности. Правда, основные вызовы, которым уделяется особое внимание, - терроризм, сепаратизм, экстремизм - это проблемы, скорее, внутреннего характера, чем внешние угрозы.

В ШОС действуют два постоянных органа: Секретариат и Региональная антитеррористическая структура (РАТС). Не совсем удачно штаб-квартира РАТС была размещена сначала в Киргизии, но затем была перемещена в Ташкент.

 Наряду с шестью странами-членами ШОС важную роль играют наблюдатели - Индия, Пакистан, Иран и Монголия, однако в вопросах расширения ШОС за счет этих стран среди членов организации нет полного единства.

Уже сейчас страны-члены ШОС насчитывают примерно одну четверть населения планеты. Если в союз войдут на полноправной основе Индия и Пакистан, что вполне возможно, то ШОС охватит практически половину населения Земли.

Главное, что делает Шанхайскую организацию сотрудничества исключительно важной для России организацией, это то, что только в ШОС (исключая ООН и некоторые региональные организации) РФ может напрямую работать по самым важным проблемам с Китаем, роль которого в мире постоянно возрастает. Поэтому я предлагал и предлагаю развить российское предложение относительно нового договора о европейской безопасности в предложение заключить Договор о евроазиатской безопасности, который включал бы и Китайскую Народную Республику.

К работе ШОС подключаются также Шри-Ланка и Белоруссия (последняя не принята в наблюдатели т.к. не является азиатской страной); они имеют статус партнеров по диалогу.

Наконец, надо специально отметить страны и организации, приглашаемые на различные мероприятия ШОС: Афганистан, США, ООН, АСЕАН, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ОЭС, ЭСКАТО.

Стоит подчеркнуть, что в отличие от многих других организаций с участием постсоветских государств ШОС выделяется стабильным членством. К положительным сторонам деятельности ШОС относится и то, что для неё не характерно затягивание сроков исполнения политических договоренностей.

Хотя в уставных документах ШОС специально отмечается, что союз не направлен против каких-либо государств, не вызывает сомнений, что одной из главных целей организации является защита от возможных агрессивных действий единственной сверхдержавы – США. Конечно, и внутри «большого» ШОС есть проблемы, проходящие по разделу «безопасность»: пограничные споры между Индией и Пакистаном, территориальные споры между Ираном и Казахстаном (и Азербайджаном) о разделе акватории Каспийского моря. Однако эти проблемы не нарушают существующее единство в организации.

Члены ШОС регулярно проводят антитеррористические военные учения с участием представителей вооруженных сил и/или правоохранительных органов. Однако – и в этом особенность организации – ШОС отличается от ОДКБ, которая защищает своих членов от внешних угроз. В работе ШОС значительное, а может быть, преобладающее место занимают экономические, гуманитарные и подобные им проблемы.

Если основные органы ШОС – Совет глав государств, Совет глав правительств и Совет министров иностранных дел – обеспечивают сотрудничество по важнейшим стратегическим вопросам совместной деятельности, то в сфере безопасности противодействием терроризму, сепаратизму, экстремизму, наркотрафику, другим видам организованной преступности конкретно занимаются совещания секретарей Советов безопасности, генпрокуроров, верховных судей, министров обороны, чрезвычайных ситуаций, внутренних дел и общественной безопасности, руководителей антинаркотических структур.

Приняты и выполняются программы и планы развития торгово-экономического сотрудничества, чем заняты совещания министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, финансы, сельское хозяйство, председателей национальных банков. Созданы и работают Деловой Совет и Межбанковское объединение. В результате в том числе и этой работы растут экономические связи между странами-членами ШОС, например, внешнеторговый оборот между РФ и КНР только за 2008-2011 гг. вырос с 56 до 70 млрд. долл. (данные за 2011 г. предварительные), а к 2015 г. он должен достичь и 100 млрд. долл. США.

 Определенная работа проделана и в культурно-гуманитарной области – развивается сотрудничество в сферах культуры, здравоохранения, науки, техники и инноваций, охраны окружающей среды, туризма и спорта. Этими вопросами занимаются соответствующие министры стран-членов ШОС. Работает Форум ШОС.

Важно, как Организация позиционирует себя в окружающем мире. ШОС установил прочные партнерские связи с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЭСКАТО, ОЭС. Государства-члены ШОС, взаимодействуя на мировой арене по глобальным и региональным проблемам, солидарно противостоят вызовам безопасности. Особую роль они отводят ООН и ее Совету Безопасности, стремятся усилить позиции ООН в современном мире. Однако главное внимание они уделяют своему региону – Азиатско-Тихоокеанскому, Центрально-Азиатскому, Средневосточному с такой горячей точкой, как Афганистан. Представитель Афганистана практически регулярно участвует в работе организации, то есть в ШОС пытаются нащупать пути решения афганской проблемы.

Возникает и такая достаточно деликатная проблема, как отношения ШОС с «главным» союзом современности – НАТО. Иногда выдвигается даже идея вступления США в ШОС, однако она, как представляется, еще более экзотична, чем вступление России в НАТО. Можно, конечно, найти между НАТО и ШОС нечто общее: это крупные, суперрегиональные союзы; в НАТО есть три державы, обладающие ядерным оружием, и в ШОС - две (плюс еще две страны-наблюдателя - Индия и Пакистан). Однако различия между этими двумя организациями – фундаментальные. НАТО – сверхактивный, если не сказать, агрессивный союз, который пытается расширить свою сферу ответственности на весь мир и при этом размещает ядерное оружие за пределами территории тех своих государств-членов, которые являются ядерными державами. Вряд ли между НАТО и ШОС возможно будет когда-либо широкое сотрудничество, кроме, пожалуй, протокольных связей.

Для России всемерное усиление ШОС и ОДКБ остаётся актуальной внешнеполитической задачей, связанной с укреплением и собственных рубежей, и международной безопасности в целом. В случае ШОС – это стратегический вопрос взаимодействия с Китаем, развития геополитического сотрудничества в сфере безопасности и укрепления мира. В случае с ОДКБ – развитие военно-политической составляющей союза постсоветских государств, имея в виду стремление к уровню ОВД.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться