США перекраивают Центральную Азию

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Центрально-азиатское турне госсекретаря США Хиллари Клинтон в конце октября оставляет стойкое ощущение того, что американцы намерены коренным образом перекроить геополитическое пространство региона. В результате его конфигурация может оказаться отнюдь не такой, какой она была после распада СССР и России придется иметь дело с совершенно новой геополитической реальностью.

О целях визита Х.Клинтон говорит сама его география.  Американский госсекретарь посетила Пакистан, Афганистан, Таджикистан и Узбекистан.  Пограничные с Афганистаном Узбекистан и Таджикистан - это территория транзита войск и вооружений США и НАТО в Афганистан по так называемой Северной распределительной сети (Northern Distribution Network - NDN). Особенно важен на этом маршруте Узбекистан:  по оценкам некоторых американских чиновников, через эту страну проходит сейчас более 90 процентов грузов НАТО для Афганистана.  Судя по всему, противоречия между США и Узбекистаном, возникшие после подавления волнений в Андижане (май 2005 г.), преодолены. Для Вашингтона это имеет тем большее значение, чем ограниченнее возможности переброски войск и вооружений в Афганистан по Южной сети поставок через Пакистан.

Тенденция улучшения отношений между Узбекистаном и Западом заметна, по крайней мере, на протяжении двух последних лет, а осенью 2011 года она стала особенно отчетливой. Активизация контактов между Вашингтоном и Ташкентом происходила на фоне явного охлаждения отношений Узбекистана с Россией.  Весной-летом в Ташкент зачастили американские делегации, представлявшие госдепартамент США, Конгресс, Белый дом, а также гости из Великобритании. Результат налицо: к началу осени свернутые шесть лет тому назад отношения Узбекистана с Западом были восстановлены в полном объеме.

22 сентября 2011 г. Конгресс США принял решение отменить ограничения на предоставление военной помощи Узбекистану, введенные в 2004 г. В Вашингтоне говорят, что это решение вызвано необходимостью обеспечить безопасность Северной распределительной сети. Еще раньше, в октябре 2009 г., санкции на поставки Узбекистану оружия отменил Евросоюз.

28 сентября состоялся телефонный разговор президентов Узбекистана и США, по итогам которого они заявили о планах продолжения «открытого и полноценного политического диалога», а также заинтересованности в дальнейшем наращивании партнерства «на принципах взаимного уважения». Б. Обама выразил И. Каримову признательность за участие «в урегулировании афганской проблемы и оказании помощи Афганистану в мирном восстановлении страны», подчеркнув при этом ключевое значение республики для «обеспечения стабильности и безопасности в регионе». Кроме того, президенты договорились об активизации торгово-экономического сотрудничества и «налаживании диалога между гражданскими обществами».

По итогам двухдневного визита Х.Клинтон в Ташкент не было подписано никаких документов. Помимо переговоров с президентом Узбекистана госсекретарь США посетила центр здоровья женщин, открыла совместное предприятие «General Motors Powertrain Uzbekistan» по производству двигателей и встретилась с местными правозащитниками. Толку от последней встречи, по признанию одного из членов американской делегации, было мало, но это и неважно: тема демократии и прав человека в отношениях Вашингтона с Ташкентом вообще отошла далеко на задний план.
 
Главной темой переговоров Х.Клинтон в Ташкенте стало военное и экономическое сотрудничество, сфокусированное на Афганистане. В преддверии намеченного на 2014 г. частичного вывода американских войск из Афганистана США создают опорные пункты на маршруте вывода. Если в качестве такого маршрута в Пентагоне рассматривают коммуникации Северной распределительной сети, то напомним, что на трёх ветках этого пути данная транспортно-логистическая сеть захватывает территории девяти стран бывшего СССР – Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Российской Федерации, Азербайджана, Грузии, Украины и Латвии. При это полностью покидать Центрально-Азиатский регион после 2014 г. американцы, по мнению аналитиков, вовсе не собираются. «США интенсивно готовятся к периоду, который наступит по окончании активных военных действий с участием НАТО на Гиндукуше», - говорит немецкий эксперт по Центральной Азии Гюнтер Кнабе.

В отсутствие у США планов по созданию в Узбекистане и/или Таджикистане военных баз аналитики не верят. По словам того же Гюнтера Кнабе, «у США есть выраженный интерес к тому, чтобы получить военную базу в Узбекистане или, в худшем случае, право на перелеты и посадку военных самолетов». Х. Клинтон, по мнению немецкого эксперта, в ходе переговоров с президентами Узбекистана и Таджикистана пыталась найти приемлемое решение этой проблемы. Схожую точку зрения в интервью «Независимой газете» высказал известный специалист по Центральной Азии Александр Князев. По его мнению, стратегической целью политики США является создание сети своих военных объектов в странах региона, с помощью которых они могут «сдерживать» Россию, Китай и Иран.

В американском проекте Узбекистан и Таджикистан должны быть отъединены от остальной постсоветской Центральной Азии и образовать единый геополитический район с Афганистаном и Пакистаном – в интересах, как утверждается, прокладки «нового Шёлкового пути»… Некоторые ключевые элементы инфраструктуры этого пути уже выстроены, например 80-километровая железная дорога Мазари-Шариф – Термез. Термез –  стратегически важнейший железнодорожный узел на узбекско-афганской границе; большая часть вооружения, военной техники, имущества и войск, направляемых по Северной сети для Афганистана, идут именно через Термез; здесь также расположена немецкая военная база.

Воплощение идеи «нового Шёлкового пути» приведёт к кардинальному геополитическому сдвигу в южной части СНГ и переориентации расположенных здесь государств на другие центры силы. Фактически этот процесс уже идет. Туркмения, например, в случае реализации проекта «Набукко» и расширения китайского газопровода экономически будет ориентирована на КНР и ЕС, а не на Россию, как раньше. Такая переориентация не исключена и для других стран региона, причем конкуренция за влияние на них развернётся между Западом (США/ЕС) и Китаем - с исключением России из числа активных игроков. Базы США в таком случае обеспечат военное присутствие НАТО и экономические интересы западных ТНК в Центральной Азии.