Часто бывает так, что простая арифметика позволяет легко разобраться в самых сложных задачах «политической алгебры». И загадка поведения Лиги арабских государств (ЛАГ), неожиданно давшей в руки Западу инструмент дестабилизации Сирии и мощный рычаг давления на президента Башара Асада, – проблема из этого ряда.
То, что Вашингтону требовался весомый аргумент в постановке ребром вопроса «об Асаде», стало понятно, как только в Сирии в марте прошлого года начались выступления с требованиями «изменить существующий режим». В том, что они обязательно начнутся и в этой стране, вслед за инспирированными Вашингтоном и его европейскими союзниками «демократическими выступлениями» в Тунисе, Египте, Ливии и Бахрейне, мало кто сомневался. Как и в том, что это был далеко не последний «адресат» Вашингтона, перекраивающего карту Северной Африки и Ближнего Востока под интересы «глобального гегемона». Вслед за Сирией «демократия» потребовалась в Йемене, Алжире, Иордании, Марокко и Омане.
Обозреватели отметили любопытную деталь: сирийские выступления начались с города Деръа на юге страны и по большей части приходились на пятницу, на время после молитв. Потому «сирийскую революцию» тут же окрестили «пятничной». Беспорядки из Деръа вскоре распространились и на другие города. Требования при этом мало отличались от «тахрирских»: от отмены закона о чрезвычайном положении и отставки правительства до свержения «режима», который правит страной уже десятки лет. В отличие от Мубарака, Асад отменил закон о чрезвычайном положении сразу, но митингующим это было не надо, ими двигало другое…
Современная Сирия стояла у колыбели рождения Арабской лиги: протокол о намерении ее создания 7 октября 1944 года в Александрии подписали представители Сирии, Трансиордании, Ирака, Ливана и Египта. Среди заявленных ими целей организации главные - координация политических действий, обеспечение независимости и суверенитета. И в 1948 году сирийская армия уже принимала участие в арабо-израильской войне, объявленной Лигой арабских государств выпестованному Великобританией новому еврейскому государству.
Вообще арабо-израильская тема – главная на всем Арабском Востоке. Игнорировать ее можно только сидя где-нибудь в Европе или по ту сторону Атлантики. Но именно там ее умело используют для продвижения собственных, а отнюдь не арабских интересов.
Молодое еврейское государство со дня его создания стало главным военно-политическим инструментом Запада – прежде всего США – в системном раздроблении арабского мира. Недолго панарабское движение на Ближнем Востоке праздновало начавшееся объединение арабских государств. 22 февраля 1958 года Сирия и Египет, объединившись, провозгласили создание Объединённой Арабской Республики. Президентом нового государства стал египетский лидер Гамаль Абдель Насер, а сирийские политики заняли многие важные государственные посты. И то, что уже через три года этот первый арабский государственный союз распался, – итог усилий тайной дипломатии США.
А через 6 лет стала возможной и оккупация Израилем Голанских высот.
В 1973 году Сирия вместе с другими арабскими государствами начала «Войну Судного дня» за освобождение оккупированных Израилем территорий, в течение которой военные действия на сирийском фронте разительно отличались от фронта египетского. Ожесточенное сражение за Эль-Кунейтру, получившее название «сирийского Сталинграда», окончилось с большими потерями для израильтян. Однако Голаны сирийцам вернуть не удалось даже тогда, когда в 1974 году туда были введены Чрезвычайные вооруженные силы ООН и была создана демилитаризованная зона.
Воодушевленные неспособностью ООН изгнать их с захваченных территорий, израильтяне в 1981 году приняли «Закон о Голанских высотах», утвердивший суверенитет Израиля над аннексированными у Сирии Голанскими высотами. Тогда же резолюция Совета Безопасности ООН признала аннексию недействительной. А Генеральная Ассамблея ООН осудила ее еще раз - в 2008 году. Ну и что? Голанские высоты и по сей день контролируются Израилем. Теперь они – экономически один из самых благополучных районов еврейского государства. Здесь нет безработицы, производится более половины минеральной воды Израиля, около четверти всех вин, до половины отдельных видов фруктов и овощей. Хорошая погода и наличие исторических и природных памятников обеспечивают приток туристов. Более трети питьевой воды Израиль черпает из источников, протекающих по территории Голанских высот…
Теперь вы понимаете, почему западный сосед Сирии всеми фибрами души ненавидит Иран, решительно стоящий на защите сирийского государства.
Почти четыре года назад, 27 мая, в ходе всенародного референдума в Сирии Башар аль-Асад был переизбран на новый семилетний президентский срок. Его поддержали 97,62 процента избирателей. Вопрос: почему Асад, который нравится абсолютному большинству арабов-сирийцев, не нравится арабам, управляющим Лигой арабских государств?
Новое нашествие Запада на Ближний Восток радостно приветствовалось Лигой арабских государств, благословившей введение в Сирию неких «миротворческих сил», которые отняли бы власть у законно избранного президента и передали ее… Кому? То ли Арабская лига поторопилась с услугами, не дав времени западным спецслужбам сформировать необходимую «оппозицию», то ли тех соблазняет идея и вовсе руками самих арабов задушить неугодного арабского лидера... Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг уже заявил: «Мы не считаем, что кризис в Сирии может быть урегулирован путем размещения солдат западных стран на ее территории в какой-либо форме, в том числе в качестве миротворческого контингента. Они могут быть из любых других стран, и если такая концепция окажется жизнеспособной, мы будем поддерживать ее всеми обычными способами».
Раздвоение позиций проявилось и в Париже. «Франция одобряет решение ЛАГ назначить спецпосланника в Сирии и оказать поддержку оппозиции, а также призыв к ООН выразить жесткую политическую позицию», - заявил официальный представитель французского внешнеполитического ведомства Бернар Валеро. И промолчал относительно вторжения «голубых касок».
Любое независимое государство восприняло бы инициативу Арабской лиги ввести в Сирию «третью силу», миссия которой будет состоять в том, чтобы лишить власти законное правительство и передать ее вооруженной оппозиции, как организацию интервенции. Именно так воспринял «арабскую идею» и Дамаск.
«Сирийский народ ожидал от генсека ЛАГ и арабских министров осуждения взрывов в Дамаске и Алеппо, в результате которых погибли и получили ранения сотни мирных граждан и военнослужащих. Он рассчитывал, что будет остановлена подстрекательская кампания и поддержка деньгами и оружием банд террористов», - говорится в заявлении сирийского правительства. Откровенное вмешательство во внутренние дела и посягательство на национальный суверенитет, предусмотренные резолюцией ЛАГ по Сирии, «не заставят правительство отказаться от защиты мирных граждан и мер по восстановлению стабильности и безопасности в стране», поскольку указывают лишь на наличие заговора с целью иностранного вмешательства в сирийские события, заявляют в Дамаске.
Однако мнение Дамаска сейчас мало кого интересует на Западе. Главное теперь – сама Лига арабских государств, рупор всего Арабского Востока, требует устранения Асада. Чей же это рупор, если учреждала его в том числе Сирия?
Среди 22 членов ЛАГ вы отыщете всё. Богатейшую страну мира по размеру внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения – Катар, где нефть и газ дают больше половины ВВП и 70 процентов дохода государственного бюджета. Основные покупатели катарского сжиженного газа и нефтепродуктов Япония, Южная Корея и Сингапур – союзники США в тихоокеанском регионе.
Кувейт, обладающий 9 процентами мировых запасов нефти. Нефть даёт стране около 95 процентов дохода госбюджета и 7-е место в мире по уровню ВВП на душу населения. Основные покупатели его нефти те же - Япония, Южная Корея, Тайвань, США, Сингапур.
Алжир, где газ и нефть дают 60 процентов доходов. Главные плательщики за его ресурсы - США, Италия, Испания, Франция, Нидерланды и Канада.
Живущие реэкспортом и сырой нефтью с газом Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Добывая 2,2 миллиона баррелей в день, они продают ее в основном Японии, непотопляемому авианосцу США на Тихом океане.
Марокко? Пожалуйста - основные торговые партнёры по экспорту Испания, Франция, США, Бельгия, Италия.
Крупнейшие нефтеэкономики Лиги насмерть привязаны к Западу и его союзникам на Востоке. Могут ли быть близки хозяевам этого нефтегазового богатства интересы самой арабской нации? И имеют ли вес в ЛАГ голоса других арабских стран, не сидящих на мешке с нефтедолларами, вроде Мавритании, где уровень ВВП на душу населения - 185-й в мире и ниже уровня бедности живет 40 процентов населения, а основные поставщики продовольствия - Франция, Нидерланды, Испания, Бельгия и США? Или Сомали, перебивающаяся полукочевым скотоводством и пиратством?
Так что Вашингтону нетрудно управлять таким удобным антиарабским оружием, в какое удалось превратить Лигу арабских государств.