Латинская Америка «под колпаком» Южного командования США

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Милитаризация внешней политики Соединённых Штатов на глобальном уровне – очевидный факт. И к Латинской Америке это относится так же, как к другим частям света. Госдепартамент не выказывает обычной ведомственной ревности по поводу резко возросшей военно-дипломатической активности Южного командования США (US Southcom). Таков общий курс, и в обозримой перспективе его изменение не предвидится. Поэтому не стоит удивляться, что генералы, возглавлявшие Южком в последние десять лет, воспринимались латиноамериканцами в качестве ключевых проводников политики Вашингтона. Последний из них – генерал-лейтенант Дуглас Фрейзер (Douglas Fraser) – близок к завершению своей миссии на континенте, ему на смену придёт Джон Келли, генерал, воевавший в Ираке и других «горячих точках».

Инфраструктура Южкома в Латинской Америке модернизируется ударными темпами: аэродромы, порты, центры связи, жилые комплексы, в которых могут быть размещены дополнительные воинские контингенты. Новый командный центр, обеспечивающий управление военными базами в регионе с использованием передовых технологий, возведён в городе Дорал (Майами, штат Флорида). Предусмотрена даже возможность ракетно-атомной атаки, поэтому подземные этажи центра надёжно защищены бетоном и сталью. Всё указывает на то, что Пентагон готовится к радикальному ухудшению оперативной обстановки в Западном полушарии. По оценкам аналитиков, подобное развитие событий более чем вероятно, если США и Израиль попытаются силой решить проблему «нейтрализации» гипотетического ядерного оружия Ирана.

В Вашингтоне всерьёз воспринимают угрозы Тегерана в отношении ответного удара по территории США в случае нападения на Иран. Судя по всему, иранцы имеют в виду «боевые группы возмездия», которые могли создаваться в предвидении рокового «Часа Икс». ФБР и другие американские спецслужбы не раз и не два «прошерстили» весь подозрительный (на преступные связи с Ираном) человеческий контингент в США, но утверждать, что зачистка была эффективной, никто не рискнёт. Ещё более проблематична борьба с ячейками иранских и прочих террористов в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Пропагандистская кампания в отношении вездесущих исламских экстремистов, действующих в странах к югу от Рио-Гранде, достигла такой интенсивности, что отличить реальность от вымысла трудно. Легко поддаются панике рядовые американские граждане, но чувство страха охватывает порой и профессиональных военных. В холле Управления по обороне (Defense Department) Южкома недавно обнаружили «бесхозный» атташе-кейс. Была объявлена срочная эвакуация, и сотни сотрудников, теснясь и толкаясь, устремились к выходу: враг подстерегает повсюду и способен наносить удары в, казалось бы, самых защищённых местах.

Лучший способ защиты от терроризма – создание пояса безопасности на дальних подступах к Соединённым Штатам. Именно этим объясняет Пентагон свои усилия по расширению сети военных баз на континенте. Впрочем, термин «база» американские военные при общении с партнёрами употребляют всё реже. На этот счёт даны соответствующие инструкции. Ныне в ходу иная терминология, соответствующая стратегии «мягкой силы», не вызывающая ассоциаций «конфронтационного типа»: «Пункты совместной безопасности» (Cooperative security location - CSL) или «Передовые операционные районы расположения» (Forward Operating Location - FOL). Американские базы действуют в Колумбии, Сальвадоре, Гондурасе, Гватемале, Коста-Рике, Панаме, Перу и Парагвае. В Карибском море Южком располагает базами на Кюрасао и Арубе. Усиленными темпами строится «Пункт совместной безопасности» в Доминиканской республике. По утверждению Фрейзера, эта военно-морская база на курортном острове Ла-Саона необходима для борьбы с незаконным оборотом наркотиков и пресечения нелегальной эмиграции в США. Конечно, эта база войдёт в комплексную систему, обеспечивающую наблюдение за территориальными водами Венесуэлы и её флотом.

Существенным успехом Южкома по укреплению позиций в регионе можно считать соглашение с Аргентиной о создании военной базы в Чако, её северной провинции. Эту работу американцы начали шесть лет назад, предложив (для начала) помощь в борьбе с природными катаклизмами. Затем всё настойчивее поднимался вопрос об использовании военных США для акций гуманитарного характера. Сотрудники военной группы при американском посольстве зачастили в провинцию, делились достижениями в этой сфере в Гондурасе, Коста-Рике, Парагвае и других странах. Одновременно раскручивалась кампания вокруг активизации исламских экстремистов в регионе, особенно в «Зоне трёх границ» между Аргентиной, Бразилией и Парагваем. Тезис использовался простой: только в сотрудничестве с Южкомом и спецслужбами США можно избежать таких масштабных террористических акций, которые были осуществлены в Буэнос-Айресе против посольства Израиля (1992) и благотворительной еврейской организации AMIA (1994).

Президент Кристина Фернандес, которая критично относится к имперским тенденциям в политике Вашингтона, всё-таки дала согласие на создание «Центра по борьбе с чрезвычайными ситуациями». Не исключено, что Барак Обама приватно обещал ей содействие в «справедливом» для Аргентины решении проблемы Мальвинских островов.

Особую заинтересованность в реализации проекта «по борьбе с катаклизмами» проявил губернатор провинции Хорхе Капитанич, который, оказавшись в центре внимания североамериканских СМИ, сделал несколько заявлений, явно противоречащих политическому курсу, осуществлявшемуся покойным президентом Нестором Киршнером и продолженному Кристиной Фернандес де Киршнер. Капитанич призвал к стратегическому партнёрству с Соединёнными Штатами (оно ранее существовало, но ничего хорошего от него Аргентина не получила) и к новой попытке создания ALCA, интеграционного блока в интересах США. Особенные надежды губернатор Чако возлагает на строительство предприятия по переработке сахарного тростника в биоэтанол. «Гарантированные» инвестиции в 100 млн. долларов, создание новых рабочих мест, другие возможные проекты с участием бизнеса США вдохновили губернатора на заявления, в которых легко угадываются обещания, в изобилии раздаваемые американскими дипломатами и разведчиками на стадии «обработки перспективного контакта».

Внедрение американской базы в аргентинскую провинцию Чако обеспечивает Южкому надёжный мониторинг «Зоны трёх границ», изучение перспектив «освоения» богатейших резервов питьевой воды «Системы Гуарани», проведение вербовочной работы в регионе, в первую очередь среди военных и сотрудников полиции. Противники Южкома в Аргентине организуют митинги и манифестации, чтобы не допустить использования базы США в Чако для шпионажа и спецопераций против соседей – Боливии, Парагвая и Бразилии. Однако губернатор Капитанич настаивает на том, что аэропорт Ресистенсии (столицы провинции) будет использоваться американцами только для оказания помощи в условиях чрезвычайных (погодно-климатических) ситуаций и в качестве перевалочно-складского пункта (Centro de Operaciones y Almacenamiento). «Я категорически отвергаю версию, появившуюся в социальных сетях, - заявил губернатор. – Версию, что Ресистенсия превратилась в базу Южного командования США. Что вот-вот прибудут морские пехотинцы, танки, вертолёты и начнёт функционировать военно-морская база на морских берегах провинции Чако». Губернатор шутит, полагая, что это самый лучший способ опровергнуть слухи: моря в Чако нет.

Полковник Эдвин Пассмор (Edwin Passmore) сделал немало для реализации проекта Южкома в Чако. Его служебная деятельность в деталях освещалась аргентинскими СМИ. Профессиональный разведчик работал в Афганистане, был советником по разведке в министерстве обороны Кувейта. В 2005-2008 гг. Пассмор действовал в Венесуэле. Местная контрразведка не раз фиксировала его встречи с заговорщиками из военной среды. Как следствие – высылка американца из страны. Последнее назначение Пассмора – Аргентина. Нужно отметить, что в посольстве США в Буэнос-Айресе собралась многочисленная компания «засвеченных» сотрудников военной разведки и ЦРУ. Пока что они эффективно решают поставленные перед ними задачи. Южкому «зацепиться» в Аргентине удалось, теперь важно развить успех.

А вот их коллеги в Бразилии не сумели создать необходимых предпосылок для реализации «базового проекта» Южкома. Сам генерал Фрейзер пять или шесть раз под разными предлогами посещал страну, даже памятные таблички о боевом бразильско-американском сотрудничестве в годы Второй мировой войны торжественно открывал. Однако Бразилия, несмотря на уговоры и увещевания gringo, отказывается “делить” с американцами базу Алькантара. Причины понятны: этот космодром на атлантическом побережье обеспечивает научно-технический прогресс страны и её самостоятельность в создании передовых военных технологий. Неудачи с некоторыми прежними запусками бразильские учёные и военные приписывали саботажу агентуры ЦРУ и военной разведки США. Если американцы обоснуются в Алькантаре на законных основаниях, то на космической программе Бразилии можно поставить большой жирный крест. Империи не нужны конкуренты в Западном полушарии.

Генерал Фрейзер, выступая в марте с.г. в Конгрессе, с военной прямотой дал понять, что Южное командование предвидит кризисное развитие событий в странах ALBA (Боливарианского альянса народов Латинской Америки), отслеживает процессы в регионе и готово действовать, если того потребуют обстоятельства. Фрейзер говорил о «растущем уровне насилия» в этих странах, «экономической нестабильности» и «геополитических катаклизмах». Всё это не может не отразиться на американцах – гражданских и военных, имеющих отношение к Латинской Америке. Особо упомянут «иранский фактор» в международных связях стран ALBA. О недопустимости близких отношений с Тегераном Соединённые Штаты заявляли не раз, обращаясь в первую очередь к Венесуэле, Боливии, Эквадору и Никарагуа. «Экспансия» Ирана на континенте тем не менее продолжается. Открываются новые посольства (было 6 - стало 10) и культурные центры – сейчас их 17. Эта статистика приводится в сводках Южкома как нечто тревожное. Ещё больше беспокоят Южком регулярные авиарейсы венесуэльской компании «Conviasa» по маршруту Каракас – Тегеран - Каракас. В субсидируемую разведкой США прессу забрасывается информация о том, что «вполне возможна» переброска в Венесуэлу иранских ракет.

Так – шаг за шагом - создаются «мотивированные» варианты использования баз Южкома против «недружественных режимов» в Латинской Америке. Можно предположить, что эти «превентивные» действия совпадут с началом агрессии США и Израиля против Ирана.

Статьи по теме