На протяжении последнего года в Казахстане наблюдается явное обострение внутриполитической ситуации, связанное с двумя главными проблемами – усилением активности радикальных исламских организаций и социальных конфликтов. Так, в конце июля в Алматы была ликвидирована группа вооруженных террористов, напавших на полицейский патруль, а в Жанаозен, где вновь началась забастовка нефтяников, были введены внутренние войска. Одной из ключевых причин внутренней нестабильности казахстанские аналитики считают клановый дисбаланс, который провоцирует «недопредставленные» в политике и экономике кланы бороться за «место под солнцем».
Казахстан имеет довольно специфическую родоплеменную и этнотерриториальную структуру, сложившуюся до включения его территории в состав Российской империи. Казахи делятся на три больших племенных союза – жуза, каждый из которых включает несколько племен. Старший жуз исторически занимает территорию Семиречья и Южного Казахстана, Средний — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, а Младший жуз — Западный Казахстан. В русской дореволюционной литературе вместо понятия «жуз» обычно употреблялся термин «орда». На жузы казахские племена делились по старшинству, которое считалось по прямой линии. После того, как столица Казахской ССР в 1936 г. была перенесена в Алма-Ату, в политической элите Казахстана традиционно доминируют представители Старшего жуза. К нему принадлежит и действующий президент Н.А. Назарбаев, который является выходцем из влиятельного племени шапрашты.
По оценке казахстанского аналитика Марата Шибутова, дисбаланс региональных элит является одной из главных причин прошлогодних беспорядков в Жанаозене, жертвами которых, по официальным данным, стали 16 человек. Причины «недопредставленности» интересов мангистауской элиты он связывает с двумя главными факторами – ее относительной немногочисленностью и сложившейся еще в советский период специализацией в сфере нефтяной промышленности. После распада СССР ключевыми направлениями в Казахстане стала не промышленность, а сфера идеологии, кадров, силовые структуры и средства массовой информации, где мангистаусцев не было. Доминирующее положение в стране заняли гораздо более многочисленные и влиятельные элиты Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбыльской, Карагандинской областей и частично города Алматы. Такое положение явно не соответствует промышленному потенциалу Мангистауской области, которая по объему промышленного производства занимает второе, а по размеру валового регионального продукта – пятое место среди регионов Казахстана.
Негативную роль в нынешнем положении мангистауской элиты по мнению М. Шибутова сыграл и ее менталитет. На территории Мангистауской области компактно проживают адайцы – один из крупных родов в составе племенного союза Байулы, входящего в состав Младшего жуза. Адайцы проживают в Мангистауской, в Атырауской областях, Актюбинске, а также в Туркмении, Каракалпакстане, Иране и Афганистане. В Казахстане их родиной считается полуостров Мангыстау и плато Западный Устюрт, куда они переселились в XVIII веке, вытеснив оттуда туркмен. Адайцев отличают такие особенности характера, как бескомпромиссность, любовь говорить правду в глаза, недоверие и нелюбовь к чужакам. Сотрудничеству с другими региональными элитами, а значит, и продвижению по служебной лестнице это не способствует и потому в центральных органах власти адайцев очень мало.
В начале августа казахстанское исследовательское агентство «Рейтинг.kz» опубликовало «Рейтинг представленности регионов во власти», подготовленный на основании информации о региональном происхождении 232 политических деятелей различного ранга. Все они были разделены на 9 групп – от областного акама (губернатора) до президента. Каждой из групп присваивался определенный бал - от 1 до 20. Подсчеты, произведенные с учетом численности населения, показали, что лидером по уровню представленности во властных структурах является Алматинская область. Она в 9,5 раза опережает по этому показателю Мангистаускую область, которая занимает в рейтинге последнее место. При этом среди региональных элит Западного Казахстана существует определенная градация. Во властных структурах этот регион представлен в основном выходцами из Атырауской и Актюбинской областей, тогда как представителей Западно-Казахстанской и Мангистауской областей в высших эшелонах власти почти нет.
К числу аутсайдеров относятся и северные регионы – Павлодарская, Костанайская, Северо-Казахстанская и Восточно-Казахстанская области, которые являются исторической территорией Среднего жуза. Здесь проживает и большая часть славянского населения республики. В Северном и Восточном Казахстане сконцентрировано 2/3 проживающего в Казахстане русского населения. Составляя почти 1/4 жителей Казахстана (3,8 млн. чел. по переписи 2009 г.), русские явно недопредставлены в органах власти и управления, где требуется знание государственного (казахского) языка. В докладе комитету ООН по ликвидации всех форм расовой дискриминации, представленном в августе 2007 г. заместителем министра информации Казахстана О. Рябченко, отмечается, что среди государственных служащих казахи на тот момент составляли 79%, русские - 14,5%, а украинцы - 0,9%. То есть русских в составе казахстанских чиновников на тот момент было в 1,8 раза меньше, а казахов - в 1,3 раза больше их удельного веса в населении республики.
По оценке «Рейтинг.kz» лидерами по уровню представленности в высших эшелонах власти являются Алматинская область, город Алматы, а также Атырауская и Актюбинская области. Доминирование Алматинской области объясняется тем, что она является родиной действующего президента. Многие из политиков-уроженцев Алматинской области родились с Н.А. Назарбаевым в одном районе. Наиболее видные уроженцы Алматинской области - председатель Комитета национальной безопасности Нуртай Абыкаев и спикер верхней палаты парламента (сената) Кайрат Мами. Кроме того, выходцами из Алматинской области являются управляющий делами президента, председатель счетного комитета, аким Алматы и четыре действующих министра. Высокий уровень представительства Атырауской и Актюбинской областей – следствие покровительства ряда высокопоставленных политиков. Среди них - глава Администрации Президента Аслан Мусин, мэр Астаны Имангали Тасмагамбетов и секретарь Совета безопасности Марат Тажин. Благодаря им среди чиновников появилась неформальная квота для представителей западных регионов. Причем ее заполнение осуществляется почти исключительно за счет Атырауской и Актюбинской областей. Большинство северных и две южные области - Северо-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская и Мангистауская - представлены в высших органах власти только депутатами парламента.
Дисбаланс этнорегиональных элит, наиболее остро сказывающийся сегодня в Мангистау, существует уже много лет. По оценке М. Шибутова, он может привести к повторению событий в Жанаозене, так как в регионе сохраняется напряженная экономическая и политическая обстановка, а возможности для трудоустройства местной молодежи в нефтяной промышленности практически исчерпаны. Выходом является создание эффективных социальных лифтов, и в частности механизма перераспределения элит между регионами Казахстана. Такой шаг позволит не только снизить социальную напряженность в Мангистау, но и обеспечит более равномерное представительство регионов в структуре власти, придав ей большую стабильность. Сохранение существующей ситуации представляет явную угрозу для национальной безопасности Казахстана. Тлеющий социальный конфликт, имеющий к тому же этнорегиональную подоплеку и грозящий усилением сепаратистских настроений, представляет массу возможностей для «непрямого» вмешательства извне.