Сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион — наиболее динамично развивающаяся часть планеты, а форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) является крупнейшим международным торгово-экономическим форумом, объединяющим свыше двух десятков государств. Не имея большого бюрократического аппарата и жесткой структуры, АТЭС функционирует как свободное и престижное консультативное объединение стран-участниц. Их совокупное население превышает 2,5 млрд. человек (около 40% населения мира), на них приходится более 53% (порядка 19 трлн. долларов) общемирового ВВП и примерно 44% мировой торговли.
Российская Федерация крайне заинтересована в масштабных проектах, подобных АТЭС. Помимо геополитики и общих проблем безопасности, ключевую роль здесь играют задачи социально-экономического развития Русского Зауралья. В начале сентября традиционные встречи руководителей государств-участников АТЭС впервые пройдут на территории России, во Владивостоке и на острове Русском.
Дальний Восток — это не только свыше 6,2 миллиона квадратных километров, составляющих более трети территории РФ, но и земля с колоссальным, нереализованным инвестиционным потенциалом. И естественно-природным, и энергетическим, и транспортно-коммуникационным, и производственным. Это настоящая кладовая ещё мало освоенных минерально-сырьевых и биологических богатств.
Перспективы этого края Российской державы во многом зависят от меняющегося баланса между центрами мировой экономики. Уже сейчас в роли локомотивов мирового экономического развития выступают такие азиатские гиганты, как Китай и Индия. Обеспечение максимально выгодного взаимодействия России с государствами АТР, проникновение на финансово-инвестиционные, товарные, технологические и прочие рынки – одна из главных задач российской внешнеэкономической политики на восточном направлении.
В ельцинское время государственное видение необходимости инкорпорации огромных богатейших территорий в единый социально-экономический организм или, проще говоря, видение целостности страны как единого экономического комплекса просто отсутствовало. В развитие региона ничего не вкладывалось, богатейшие по своим запасам земли приходили в запустение.
В 2000-е годы, после безвременья 90-х, Россия наконец-то начала формировать свою восточную политику, предусматривающую создание современной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры с привязкой к уже имеющимся и строящимся населенным пунктам. Конкретные меры, уже предпринятые на данном направлении, дают надежду на превращение Зауральской России в обширную зону экономического роста. В числе этих мер можно назвать:
• подготовку Владивостока к саммиту АТЭС, ставшую одним из приоритетных национальных мега-проектов,
• формирование вокруг Владивостока инфраструктуры, увеличивающей возможности этого города-порта на Тихом океане как центра международного сотрудничества с лидерами мирового экономического роста в АТР,
• масштабное строительство, финансируемое государством и дающее новые стимулы бизнесу,
• инвестиционные проекты самого региона, защищенные федеральным бюджетом,
• формирование на базе аэропорта Владивостока хаба (транспортно-логистического узла), позволяющего интегрироваться в макрорегиональную систему перевозок в качестве «ворот» России в Азию,
• строительство объектов и мостов как меру поддержки внутреннего спроса и одно из средств решения насущных проблем укрепления «восточных ворот» России.
Недавно китайская «Жэньминь Жибао» в числе пяти важнейших задач нового президентства В.В.Путина назвала «необходимость ускорения развития Сибири и Дальнего Востока и содействие экономическому росту» этих «далеко не полностью освоенных регионов, которые богаты природными ресурсами, но имеют отсталую инфраструктуру». Сам В.В.Путин, выступая в Государственной Думе, назвал обустройство территории России и развитие Сибири и Дальнего Востока, наряду с решением демографической проблемы, главным направлением своей работы.
Для того, чтобы эта работа была успешной, у страны есть всё… И, прежде всего, уникальный по меркам мирового хозяйства потенциал – транзитный и энергетический. Россия готова играть одну из ключевых ролей в создании новой транспортно-энергетической архитектуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе - вместе с партнерами по АТЭС и с опорой на их возможности.
Прекрасно известно, например, что перевозка грузов через русскую территорию намного дешевле, чем многие торговые пути, по которым идут грузопотоки между Европой и Азией. Реализация заключенных здесь возможностей, о чём неоднократно говорил российский президент, требует международного сотрудничества в рамках сверхкрупного региона. АТЭС как раз и является механизмом подобного сотрудничества.
Энергетический сегмент деятельности АТЭС не менее выгоден. России он позволяет не только расширять географию поставок газа и прочего энергосырья, но и полностью обеспечить им свои отдалённые территории (например, газифицировать Восточную Сибирь).
В рамках АТЭС уже родилась и кристаллизуется идея создания большой Тихоокеанской зоны свободной торговли от Канады и Чили до Китая и Дальнего Востока. Благодаря такому объединению «мастерская мира», например, будет в состоянии предложить участникам проекта выгодные им решения, которые уже не сможет заблокировать ориентированное на США «золотое большинство», заправляющее в ВТО. Здесь надо отметить, что государства Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана более года назад начали переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли, и теперь Россия намерена продвигать согласованную позицию всех участников Евразийского экономического пространства на форуме АТЭС, в повестке которого важное место занимают вопросы либерализации торговли и снятия барьеров на пути экономического сотрудничества.
Экономические, транспортные и энергетические проекты, направленные на ускоренное социально-экономическое развитие Русского Зауралья, самым непосредственным образом влияют на перспективы России и в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), и в Арктике, учитывая то пристальное внимание, которое Москва уделяет сейчас Северу, в частности деятельности в Арктическом совете.
Серьезные возможности для успешного выхода на рынки Восточной Азии имеет и продукция сельского хозяйства Сибири. Мы уже не говорим о сосредоточенных в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке колоссальных запасах нефти, природного газа, драгоценных камней, золота, серебра, меди, других полезных ископаемых. Освоение всех этих богатств требует всемерного укрепления суверенитета России над её зауральскими пространствами посредством форсированной ликвидации их инфраструктурной неразвитости. Здесь требуется очень многое: и стимулирование общего интереса отечественного частного капитала к инвестициям в Русское Зауралье, и привлечение малого предпринимательства в сферу обеспечения населения северных регионов продовольственными товарами, и повышение производственно-технологического уровня использования природных ресурсов, включая ресурсы Тихого океана, и реконструкция железных дорог, и формирование модернизированной системы морских портов и причалов, и устойчивые, взаимовыгодные экономические связи со странами АТЭС, и многое другое.
А самое главное – создание людям достойных условий жизни, привлекающих квалифицированных специалистов из европейской части России и СНГ. Сегодня на Дальнем Востоке, занимающем треть территории РФ, живёт всего около 5% граждан страны, и численность проживающих здесь с каждым годом уменьшается. Требуется же, чтобы русские сами ехали туда, а не оттуда. И не просто приезжали, а жили, работали, укоренялись, рожали детей. Именно такую цель ставил полтораста лет назад, осваивая огромные необжитые территории, первый генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский, прекрасно понимавший, что залог успеха в формуле «государство для людей, а не люди для государства». Сегодня это формула возрождения державы сильной и процветающей - от «тайги до самых до окраин». Самый главный государственный приоритет.