Сегодня в Бишкек прилетает заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Венди Шерман. Её маршрут из Индии в Киргизию пролегал через Астану, где она встретилась со студентами Евразийского университета для обсуждения американского проекта «Нового шёлкового пути» - очередной креативной находки из серии заморских бизнес-планов типа «Набукко», отнюдь не призванной способствовать комплексному развитию азиатского макрорегиона. Идея Вашингтона заключается в том, чтобы блокировать или как минимум поставить под свой контроль все нацеленные на возрождение Центральной Азии инициативы региональных держав и под благостные реляции и небольшие подачки дождаться «афганизации» ЦА...
Киргизия, находящаяся в поле периферийного зрения США, рассчитывает, судя по всему, на соответствующий её географическому положению статус в рамках евразийской интеграции. На этой неделе обсуждение практических шагов по вступлению Киргизии в Таможенный союз получило новый импульс. На открывшейся 28 ноября в Бишкеке представительной киргизско-российской межрегиональной конференции по вопросам устойчивого развития было отмечено, что в составе Таможенного союза Киргизия станет ключевым транзитным и таможенным пунктом в торговле с Китаем. Думаю, не ошибусь, если предположу, что детальное технико-экономическое обоснование развития бишкекского авиатранспортного узла «Манас» с учётом перспективы экономического воссоединения евразийского пространства и дальнейшего роста товарооборота с Китаем уже готовится профильными российскими министерствами.
Тем удивительнее повестка, с которой в Бишкек прибывает г-жа Шерман. В своём портфеле она везёт ни много ни мало «большой пакет предложений» по трансформации Центра транзитных перевозок в аэропорту Манас. Как стало известно, ещё в конце августа с.г. Агентство США по торговле и развитию (USTDA) объявило закрытый тендер на разработку бизнес-плана по увеличению грузо- и пассажирооборота этого киргизского аэропорта. «Победителем» тендера стала небольшая консалтинговая фирма из штата Мэриленд Ascendant Program Services, которой по удивительному стечению обстоятельств нередко достаются контракты USTDA, связанные с техническим содействием зарубежным государствам в развитии инфраструктурных проектов в авиационной сфере. Стоимость контракта, заказчиком которого выступает ОАО «Международный аэропорт Манас», составляет 118 800 долларов США. За эту сумму контрактор обязался провести в Республике Кыргызстан как минимум 5 рабочих дней, встретиться с представителями посольства США и посетить Министерство транспорта и коммуникаций РК, офисы ОАО «Международный аэропорт Манас» и управляющей компании аэропорта, а также авиакомпании «Кыргызстан». Перед этим вояжем, состоявшимся в начале октября с.г., в головном офисе USTDA в Арлингтоне, штат Вирджиния, контрактор дал подписку о неразглашении конфиденциальной информации, которая станет ему известной при реализации этого контракта.
Возникают естественные вопросы: каким образом не владеющий киргизским и русским языками сотрудник малоизвестной американской фирмы смог за пять рабочих дней досконально изучить внушительный азиатский рынок авиаперевозок, аэропортовое хозяйство Манаса, нормативную базу Республики Кыргызстан, регулирующую авиационную отрасль этой страны, и вникнуть во множество специфических нюансов ведения там бизнеса? Что за бизнес-план он в итоге направляет в правительство Киргизии? Кому и зачем нужна эта игра в «техническое содействие»?
Представляется, что речь идёт о достаточно неуклюжей попытке Вашингтона в той или иной форме сохранить Центр транзитных перевозок (ЦТП) в аэропорту Манас после установленного правительством А.Атамбаева срока, истекающего в 2014 году. Конечно же, за океаном никого особо не интересует проблема развития аэропортового хозяйства далёкой среднеазиатской страны. По всей видимости, американцам удалось заручиться поддержкой влиятельных лиц в окружении президента Атамбаева по вопросу сохранения экстерриториального статуса части аэропорта и обслуживающего персонала ВС США на киргизской земле. Под предлогом необходимости частичной или полной приватизации аэропорта Манас (есть ли сомнения в том, что такое требование будет одним из ключевых в «бизнес-плане»?) территория ЦТП будет выведена из-под киргизской юрисдикции и впредь использоваться в сомнительных перевалочных схемах из Афганистана под охраной частных американских военизированных агентств.
По большому счёту киргизское руководство стоит перед весьма простым выбором: пойдет ли оно по пути естественной реинтеграции на евразийском пространстве и обеспечит Киргизии место логистического хаба и транспортного моста между Евразийским союзом и Китаем, став, таким образом, ключевым звеном развития Средней Азии, либо станет соучастником цивилизационной деградации этого региона в обмен на преходящие личные блага?