Чавес. Венесуэла на пороге новых испытаний

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Полной уверенности в благополучном исходе четвертой по счёту операции, которой подвергся Уго Чавес, пока ещё нет. Кубинские онкологи и хирурги делают всё возможное, чтобы подавить болезнь, метастазы которой проявляются вопреки изнурительным сеансам химиотерапии. Чавес не теряет оптимизма, но на этот раз, 9 декабря с.г., перед вылетом в Гавану, не исключая возможности своего досрочного ухода с президентского поста, он назвал имя преемника… Обращаясь к народу и соратникам, Чавес сказал: «Именно за Николаса Мадуро вы должны будете проголосовать на новых выборах, если вдруг произойдёт что-то, что не позволит мне исполнять свои обязанности».

Вопрос о преемнике Чавеса дискутировался постоянно. Чаще всего инициаторами кампаний были оппозиционеры и проамериканские массмедиа, иногда – «умеренные чависты», выступающие за «боливарианскую революцию без Чавеса». Дескать, его радикализм, тяготение к марксистской идеологии, стремление к использованию советского и кубинского опыта (борьба с неграмотностью, бесплатное здравоохранение, образование, массовое жилищное строительство), конфронтационный подход к отношениям с Соединёнными Штатами (в ответ на провокации) не отвечают требованиям эпохи. И потому Венесуэлой должен руководить политик, способный заключать серьёзные компромиссы с политическими оппонентами внутри страны и за её пределами. Налаживанию диалога с Вашингтоном надо уделить особое внимание, ибо от готовности «идти на уступки» во многом зависит нормализация общественно-политической жизни в Венесуэле. 

Из близкого окружения Чавеса в числе претендентов на роль преемника чаще всего называли его старшего брата Адана (губернатора штата Баринас, убеждённого марксиста, одного из идеологов боливарианской революции). Постоянно упоминались Дьосдадо Кабельо (председатель парламента Венесуэлы, надёжный соратник Чавеса со времён учёбы в военной академии) и Николас Мадуро, совмещающий посты министра иностранных дел (с сентября 2006 г.) и вице-президента (с октября 2012 г.). Сейчас очевидно, что Чавес сделал свой выбор давно и последовательно продвигал Мадуро, бывшего профсоюзного активиста, боливарианца и социалиста, по ступенькам его политической карьеры. Нельзя не вспомнить выступлений Мадуро по национальному телеканалу в 2002-2005 гг., когда он неопровержимыми фактами разоблачал подрывную деятельность ЦРУ и «пятой колонны» в Венесуэле. Тогда это было небезопасно. Всего один пример. Прокурор Данило Андерсон, который вёл следствие по делам заговора ультраправых в апреле 2002 года, погиб от бомбы, заложенной в его автомашину. Угрозы расправы неоднократно звучали и по адресу Мадуро. 

Венесуэльского политика хорошо знают на международной арене. В ряде случаев он представлял страну и президента Чавеса в ООН, на форумах ОАГ и других региональных организаций. Без преувеличения можно сказать, что Мадуро – в значительной степени соавтор Чавеса в деле формирования блока ALBA – Боливарианского альянса народов Латинской Америки, а также UNASUR – Союза южноамериканских наций. В создании CELAC – Сообщества латиноамериканских и карибских государств – Мадуро принял самое непосредственное участие. Он многое сделал для вступления Венесуэлы в MERCOSUR – Южноамериканский торговый союз, - переезжая из одной столицы в другую, согласовывая формулировки и документы, преодолевая саботаж ультраправых политиков в Парагвае и Уругвае. Ему довелось решать многие проблемы политического оформления «новой нефтяной политики», которая ориентирована на укрепление позиций Венесуэлы в регионе, а не на «экспорт революции», как утверждают либеральные политологи, в том числе в России. На нынешнем этапе боливарианского процесса и Чавес, и Мадуро больше всего внимания уделяют его консолидации, налаживанию диалога с конструктивной оппозицией, а также созданию благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для развития страны. «Мы никому не навязываем наших взглядов, - говорят боливарианские руководители, - но если кому-то нравится наш опыт построения общества социальной справедливости, bienvenido, добро пожаловать в ALBA». 

Операция в Гаване длилась шесть часов, прошла с осложнениями и на восстановление Чавеса, судя по всему, потребуется немало времени. Между тем в Венесуэле 16 декабря прошли выборы губернаторов. Кандидаты от правящей Единой социалистической партии (PSUV) победили в 20 штатах, в 3 верх взяла оппозиция. Примечательно, что боливарианские кандидаты добились успеха в штатах Монагас, Нуэва-Эспарта, Мерида и Сулия, ранее находившихся под контролем оппозиции. Особенно важен триумф в нефтедобывающем штате Сулия, который считался оплотом античавизма, центром сепаратистской активности. «Независимой республикой Сулия» называли штат послы США, регулярно навещавшие оппозиционных губернаторов. Спецслужбы США осуществляли комплексные мероприятия по превращению Сулии в «плацдарм сопротивления режиму». Через этот штат, граничащий с Колумбией, в страну забрасывались группы парамилитарес для организации акций саботажа, осуществлялся наркотрафик, в поддержке которого (в случаях разоблачения) обвинялись венесуэльские власти. Теперь после победы Ариаса Карденаса, одного из основателей боливарианского движения, действиям заговорщиков будет положен конец. 

Инаугурация президента должна пройти 10 января. В Венесуэле разворачиваются всё более жаркие споры о том, сумеет ли выздороветь Чавес к этому сроку. В информационное поле постоянно вбрасываются сведения от некоего «бывшего врача» президента, живущего в Майами, который предрек «смертельный исход весной 2013 года». Одновременно спецслужбы США предпринимают шаги по раздуванию соперничества в боливарианском руководстве, идеологическая неоднородность которого очевидна. Основных группировок две: бывшие военные, пытавшиеся захватить власть в стране вооруженным путём в феврале и ноябре 1992 года. Чавес никогда не забывал о военном братстве, способствовал успешной политической карьере многих своих соратников, нередко прощая им непоследовательность или откровенное предательство. Ариас Карденас был его соперником на президентских выборах 2000 года и вёл свою кампанию с использованием личных, часто оскорбительных нападок на Чавеса. После затяжной серии политических неудач Карденас пошёл на примирение с Чавесом и получил возможность работать в руководстве PSUV, был представителем Венесуэлы в ООН. 

Вторая группировка сторонников, на которую опирается Чавес, это Единая социалистическая партия, в которую в основном входят бывшие члены небольших лево-марксистских и лево-националистических партий и движений. Часть левых партий, среди них коммунисты, не захотели растворяться в PSUV. Поддерживая Чавеса, они укрепляют собственные ряды, пытаются добиться большего влияния на политическую ситуацию в стране. Чавес был разочарован таким подходом: «Те движения, которые не принимают объединительных усилий, будут иметь право на сохранение своих аббревиатур, (политической) сферы действия, символов, (наши) двери будут открыты (для вас), но я буду идти вперёд». Конфликтных ситуаций внутри PSUV было предостаточно. До последнего времени попытки демократизировать партию, прочно связать её с первичными организациями, натыкались на сопротивление партийной бюрократии. В ряде случаев выдвижения на командные посты в PSUV осуществлялись вопреки мнению низовых организаций. «Сигналы» рядовых членов о том, что тот или иной выдвиженец политически ненадёжен, игнорировались. Агентура «пятой колонны» явно взяла курс на разложение партии изнутри. 

Важнейшей опорой режима являются вооружённые силы. Чавес сделал многое для укрепления их идеологической стойкости (теоретическое наследие Симона Боливара изучается досконально), а также лояльного отношения к социалистическим идеям. Из воинских уставов изгнано всё, что отдаёт доктриной Пентагона, даже форма приобрела иные очертания. Венесуэльские военные ориентируются на ведение оборонительной (асимметричной) войны и считают главной угрозой агрессию со стороны США с целью захвата нефтяных месторождений. Тщательно изучается опыт военных кампаний США/НАТО в Ираке и Афганистане. Разрабатываются планы ведения народной партизанской войны против потенциального агрессора. Даже в годы Четвёртой (буржуазной) республики в армию шли в основном представители низших социальных слоёв. Сейчас они доминируют по всей вертикали – от рядового состава до командного. Служить в боливарианской армии престижно: это хорошее денежное содержание, возможность получения высшего (гражданского) образования, социальные гарантии для всех членов семьи, вплоть до выделения стипендий для обучения детей за рубежом. 

Чавес очень рассчитывает на стабилизирующую и организующую роль армии в случае утраты возможности управлять страной. По этой причине он обратился к армии и милиции в своем прощальном обращении с призывом быть вместе с народом, укреплять единство всех революционных сил. «Я говорю это, - подчеркнул Чавес, - потому что враги, ненавистники страны не возьмут передышки, никогда не откажутся от интриг, от внесения раздоров, и особенно в условиях наподобие этих. Следовательно, каким должен быть наш ответ? Единство, единство и ещё раз единство!»

Два года назад, в Москве, Уго Чавес принял участие в церемонии установки закладного камня на месте будущего памятника Симону Боливару, освободителю Латинской Америки от испанского колониального ига. Памятник, точная копия того, что стоит в центре венесуэльской столицы, планировалось открыть в конце 2011 года. Болезнь нарушила планы Чавеса. Будем надеяться, что в 2013 году он сможет приехать в Москву, исцелившийся, полный энергии и оптимизма. Невозможно представить мир современной политики без Чавеса. Равноценной замены ему нет.