Определяющая роль интеграционных процессов в стабилизации как политической жизни в Беларуси, так и её экономической сферы, проявляет себя еще более заметно.
Стабильность экономического положения республики в 2012 году проявилась, во-первых, в стабильном курсе белорусского рубля, который оставался на протяжении всего 2012 года в запланированном Нацбанком коридоре 8000-9000 рублей за доллар. Во-вторых, в сохранении прошлогоднего уровня золотовалютных резервов (ЗВР), которые за истекший год, несмотря на выплаты госдолга, не опустились ниже 8 млрд. долларов, а под конец года даже немного подросли - до 8,2 млрд. долларов. В-третьих, в постепенном и плановом снижении уровня инфляции, которую, как уже сейчас видно, по итогам года удалось удержать в пределах 23-25%.
Конечно, 20-25% инфляции в год – это многовато. Это серьезно тормозит кредитование производственного сектора и населения, а банки испытывают повышенную нагрузку по привлечению средств. Однако 20-25% инфляции несравненно лучше, чем 300-процентная инфляция, которая была в Белоруссии в 2011 году и которая вымыла оборотные средства предприятий и обесценила вклады населения в белорусской валюте. В 2013 году правительство надеется удержать инфляцию в 15-процентном коридоре, что уже совсем неплохо (хотя в два раза превышает уровень инфляции в этом году в России и в три раза уровень инфляции в Казахстане).
Снижение инфляции, однако, привело к существенному падению темпов роста ВВП. Если ранее белорусский ВВП ежегодно прирастал на 8-10% (кроме 2011 года), то в 2012 году рост составил только 3,2%, или около 3 млрд. долларов.
По объему привлеченных иностранных инвестиций (1,2 млрд. долларов) правительство к концу года вышло на заявленные прогнозные цифры. Вместе с тем власти республики ранее заявляли о том, что в этом году будет осуществлена и программа приватизации белорусских активов на сумму 2,5 млрд. долларов для получения осеннего транша в размере 400 млн. долларов из фонда ЕврАзЭС. Однако с середины лета правительство отказалось от предыдущих обещаний, а Россия не настаивала на дословном следовании белорусской стороной требований выделения траншей. В результате некоторое время назад 400 млн. долларов были республике предоставлены, а требования по приватизации активов перенесены на 2013 год.
Еще одним важным параметром, позволяющим оценить общее состояние белорусской экономической системы, является торговое сальдо. После хорошей первой половины года, когда белорусское внешнеторговое сальдо было положительным, ситуация стала стремительно ухудшаться. С учетом выплаченных в российский бюджет вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты общее сальдо внешней торговли товарами и услугами в августе составило минус 387 млн. долларов, в сентябре - минус 421 млн. долларов, в октябре – минус 427,7 млн. долларов.
Цифры однозначно показывают прямую зависимость белорусского положительного торгового сальдо от объемов российской нефти, перерабатываемой на белорусских НПЗ, и объема выработанных из нее нефтепродуктов, идущих на экспорт, в том числе по серым схемам. Объем растет – сальдо становится положительным. Объем снижается – сальдо тут же уходит в минус. Из этих цифр становится понятным и стремление белорусских властей получить в следующем году из России не 21 млн. тонн нефти, как в 2012 году, а 23 млн. тонн нефти. Поскольку для внутренних белорусских нужд достаточно 6-8 млн. тонн, то около 13-15 млн. тонн нефти идет на экспорт и на выработку нефтепродуктов, тоже практически полностью уходящих в Европу.
Конечно, если Россия пойдет на увеличение объемов поставляемой в республику нефти, это хорошо – торговое сальдо останется положительным; вместе с тем республиканскому руководству нельзя не думать о диверсификации экономики, чтобы иметь и другие источники стабильного пополнения бюджета. Понимание необходимости диверсификации источников энергии у белорусского руководства есть. Во-первых, начато строительство АЭС, которая позволит республике не только производить более дешевую и экологически чистую электроэнергию, но и приблизительно на 4 млрд. кубометров (т.е. сэкономить около 800 млн. долларов в нынешних для Беларуси ценах на газ) снизить потребление российского газа. Во-вторых, Белоруссия и «Газпром» намерены в течение 2013-2015 годов на 30% увеличить прокачку газа по белорусской территории и произвести модернизацию газотранспортной системы Белоруссии (стоимость работ по модернизации - 1 млрд. долларов); одновременно стоит вопрос о прокладке через территорию Беларуси второй ветки газопровода Ямал - Европа, в результате чего пропускная способность белорусского направления экспорта газа в Европу должна возрасти вдвое…
Сегодня Беларусь играет роль первого промежуточного хаба по транспортировке российских энергоресурсов на европейский рынок. С учетом перехода стран Евросоюза к единой энергетической политике на основе «третьего энергопакета» значение такого хаба будет только возрастать, причём его услугами в полной мере смогут воспользоваться и другие участники Таможенного союза, в частности Казахстан, который давно ищет возможности получить доступ к белорусской нефтепроводной системе и НПЗ.
Что касается белорусско-казахского сотрудничества, то за время, прошедшее с момента образования Таможенного союза, товарооборот Беларуси и Казахстана вырос в 2 раза, что сопоставимо с ростом оборота Беларуси и стран ЕС. Товарооборот Беларуси с Россией вырос на 30%. Экспорт белорусских машиностроительных гигантов, таких как МАЗ, МТЗ, вырос соответственно на 40% и 16%, БелАЗ обеспечен заказами на полтора года вперед.
Присоединение к совместной работе по созданию Евразийского экономического союза дало мощный импульс белорусской нефтепереработке, а также позволило сохранить присутствие на российском рынке белорусских товаров, предпосылки к уходу которых с рынка РФ появились в 2009-2010 годах. Не менее важно и то, что по мере роста совокупного экономического потенциала стран-членов Евразийского союза он становится всё более привлекательным партнером и для других экономических центров мира, прежде всего Евросоюза и Китая. С точки зрения роста такой привлекательности трудно, например, переоценить значимость реализации проекта Северного морского пути.
Всё более очевидно, что процессу интеграции стран постсоветского пространства нет альтернативы. Несмотря на возникновение естественных в таком процессе трудностей и нестыковок, единое экономическое пространство будущего Евразийского союза на глазах приобретает реальные очертания.