«Чёрные дыры» мировой экономики (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

Проблемы, порождаемые офшоризацией мировой экономики

С 1970 по 2010 год, по оценкам доклада TJN, из развивающихся экономик (всего 139 стран) ушло от 7,3 до 9,3 трлн. долл. (в среднем в расчете на год получается около 200 млрд. долл.). С учетом процентов и иных видов доходов реальная величина этих капиталов уже намного превысила 15 триллионов долларов (самая консервативная оценка). Если бы эти деньги не были выведены в офшоры, бедные страны уже могли бы расплатиться с внешними долгами и серьезно ускорить свое развитие. Если взять неучтенный офшорный капитал всех развивающихся стран, которые по традиционным расчетам в конце 2010 года имели совокупный внешний долг 4,1 трлн. долл., то окажется, что их долг составляет порядка минус 11 трлн. долл., то есть, по сути, эти страны являются чистыми кредиторами, а не должниками. Проще говоря, жители небогатых развивающихся стран (85% мирового населения) могли бы жить совершенно иначе, если бы деньги оставались внутри их экономик. Но, как отмечается в докладе, выведенные активы принадлежат небольшой группе состоятельных людей, в то время как долги правительства лежат на плечах всех граждан. Если бы укрытая сумма в 21-32 трлн. долл. приносила скромный доход 3% годовых и этот доход облагался налогом 30%, пишут исследователи, офшорные активы дали бы прибыль 190-280 млрд. долл. в первый же год. Это примерно в два раза больше, чем экономически развитые государства (члены ОЭСР) выделяют на материальную помощь и развитие странам, находящимся за пределами зоны обитания «золотого миллиарда».

Недополучаемые налоговые поступления огромны, они «достаточны для того, чтобы существенно поправить финансовое положение многих стран, особенно развивающихся», подчеркивает Джеймс Генри. Вместе с тем, по словам руководителя исследования, в этой новости есть и положительный аспект: мир обнаружил «черную дыру», в которую утекают финансы, и оценил размеры этого запрятанного в офшорах «клада».

Усиление офшорного характера мировой экономики создает серьезные экономические и социальные проблемы и, по крайней мере, три основные можно назвать сразу:

1. Низкий уровень налогообложения в офшорных зонах подрывает фискальную базу стран, резиденты коих пользуются услугами офшоров. Согласно самым консервативным оценкам, бюджеты всех стран мира лишаются каждый год не менее 3 триллионов долларов, которые утаиваются в офшорах.

2. Совершение анонимных операций – предпосылки для отмывания нелегальной прибыли и финансирования мирового терроризма через офшоры. Офшоры способствуют росту организованной экономической преступности, особенно трансграничной.

3. В результате слабого регулирования финансовых операций в офшорах повышается риск неконтролируемых потоков так называемых горячих денег, что дестабилизирует глобальную финансовую систему.

Администрация Барака Обамы: «крестовый поход» против офшоров

С некоторых пор (нулевые годы нашего столетия) в мире началась борьба с офшорами, когда США и европейские страны вдруг обнаружили, что теряют значительные суммы налогов. В США, по официальным оценкам, казна ежегодно лишалась, по крайней мере, 100 млрд. долл. из-за использования американскими налогоплательщиками офшорных схем. Особенно большую энергию в борьбе с офшорами развила администрация Барака Обамы. Еще до того, как разразился финансовый кризис, в США началась подготовка законопроекта «О предотвращении злоупотреблениями налоговыми гаванями» (1); Обама продолжил проталкивание законопроекта в Конгрессе США. Наиболее существенными в законопроекте стали следующие положения: 1) установление более суровых требований для налогоплательщиков США, использующих офшорные юрисдикции; 2) предоставление Казначейству США полномочий по осуществлению специальных мер против иностранных юрисдикций и финансовых институтов, препятствующих сбору налогов; 3) введение налогообложения офшорных трастов, используемых для приобретения недвижимости, предметов искусства и ювелирных украшений для лиц США, и признание лиц фактически получающих активы офшорных трастов бенефициарами; 4) увеличение штрафа для лиц, использующих налоговые убежища, до 150 % от полученных ими от такой деятельности доходов.

Резкий рост государственного долга и дефицитов федерального бюджета в США после вхождения страны в финансовый кризис вынудили американские власти выступить с громкими заявлениями о своих планах «разобраться» с отдельными офшорами. Особенно энергичные заявления на этот счет стал делать Барак Обама. Под его особым прицелом оказались Каймановы острова - излюбленное местечко американского капитала. Дочерние фирмы там имеют такие гиганты американского и мирового бизнеса, как Coca-Cola, Procter & Gamble, General Motors, Intel, FedEx, Sprint и др. В финансовом мире в ходу шутка: самым известным зданием в мире финансов является не Нью-Йоркская или Лондонская фондовые биржи, а Аглэнд Хаус, скромное пятиэтажное офисное здание на Большом Каймане, юридический адрес многих тысяч зарегистрированных на островах компаний. «На Каймановых островах есть здание, в котором располагаются 12 тыс. американских корпораций, - заявил Барак Обама 5 января 2008 года в Манчестере, штат Нью-Гэмпшир. - Это или самое просторное здание в мире, или самое большое мошенничество в мире. И мы выясним, что это такое».  Однако, несмотря на решимость тогдашнего кандидата в президенты США, которая, кстати, с приходом его к власти не поколебалась, с Аглэнд Хаусом разобраться самый влиятельный человек на планете так и не сумел (2).

Наиболее серьезным практическим шагом в области борьбы с офшорами следует назвать принятие в США в мае 2010 года Закона о налоговой дисциплине, касающегося использования зарубежных счетов. В феврале 2012 года с Францией, Италией, Германией, Великобританией и Испанией было заключено Соглашение по совместному проведению данного законодательного акта в жизнь. В рамках этого соглашения национальные налоговые службы имеют право взаимно обмениваться информацией и предоставлять отчетность. Но особенно выигрывают от этого закона Соединенные Штаты. Данный акт предусматривает, что банки и иные финансовые институты других стран должны стать добровольными агентами американской налоговой службы. Они должны докладывать о подозрительных (с точки зрения налоговых интересов США) счетах и операциях физических и юридических лиц, имеющих американское происхождение. Если банки и иные финансовые институты других стран будут замечены в нежелании «сотрудничать» с налоговой службой США, то в отношении таких институтов США могут предпринимать соответствующие санкции. Не трудно заметить, что под прикрытием борьбы с офшорами и налоговыми злоупотреблениями власти США хотят поставить под свой прямой (административный) финансовый контроль другие страны.

Борьба с офшорами и новые финансовые схемы

Теперь для обезличивания владельца активов надо использовать не один офшор, а цепочку офшоров, в числе которых есть обязательно территория, где регистрируют компании с номинальными директорами и собственниками, а реальные собственники не фигурируют ни в одном из документов. Их стали называть бенефициарами (реальными выгодополучателями). Такая схема, например, используется коррумпированными чиновниками, лидерами организованных преступных группировок.

Сегодня в различных официальных документах (например, на официальных сайтах) фигурируют названия номинальных держателей акций, в качестве которых выступают крупнейшие мировые банки, оказывающие услуги private banking. Однако номинальные держатели не раскрывают, кто является действительным держателем акций, - такую информацию можно получить только по запросу суда. Удобная форма спрятать свою собственность лицам, не желающим «светиться».

Далеко за примерами ходить не надо. Возьмем российские акционерные общества. Держатели 97% акций ОАО «ЛУКОЙЛ» - номинальные. Три четверти акций находятся в номинальном держании у нидерландского ИНГ-банка («Евразия»), остальные у чисто российских номинальных держателей. Физлицам официально принадлежат 3% акций, хотя считается, что крупнейший пакет акций «ЛУКОЙЛа» принадлежит его менеджерам — Вагиту Алекперову (21%) и Леониду Федуну (9%). Однако проверить эту информацию невозможно.

По недавним сообщениям, у 27% акций государственного «Газпрома» - тоже номинальные держатели. Свыше 50% акций ГМК «Норильский никель» - у иностранных номинальных держателей или в офшорах. У «Русала» номинальным акционерам принадлежит 25% акций, а вся компания контролируется из офшора (3).

Фактически крупнейшие банки мира, юридические фирмы и даже отдельные физические лица взяли на себя функцию по сокрытию конечных акционеров и бенефициаров, которую раньше выполняли офшорные юрисдикции. Поэтому результаты «наезда» западных государств на офшоры как «информационно непрозрачные зоны» оказались ничтожными.

Борьба с офшорами как средство передела финансовыми группами сфер мирового влияния

Под прикрытием борьбы властей отдельных стран Запада с офшорами западные банки ведут передел сфер своего влияния. Наиболее яркий пример последнего времени – давление властей США и Великобритании на Швейцарию. Под видом борьбы с офшорами происходит процесс уничтожения третьего по значимости международного финансового центра. В 2011 г. Берн вынужден был заключить соглашения с Соединёнными Штатами, Великобританией и Францией, направленные на всяческое содействие властям этих трех стран в раскрытии информации о неуплате налогов их гражданами, являющихся клиентами швейцарских банков. В результате начался массовый исход капиталов из Швейцарии. Куда? В вотчины, контролируемые американскими и британскими банками. Прежде всего, на Багамские острова и Британские Виргинские острова, находящиеся под юрисдикцией все той же Великобритании (эти территории формально независимые, а реально являются "заморскими территориями Великобритании" во главе с монархом — королевой Великобритании Елизаветой II, назначающей губернаторов в эти земли). Часть капиталов переместилась в надежные банки, действующие на территории США и Великобритании.

Однако это еще не все. Швейцарским банкам пришлось раскошелиться. В августе 2011 г. Швейцария официально выплатила Великобритании более 600 миллионов долларов скрытых налогов ее граждан, хранивших свои капиталы на депозитах банков Швейцарии. С января 2012 г. Министерство юстиции США ведет расследование в отношении 11 швейцарских банков, включая Wegelin, Credit Suisse и Julius Baer о содействии их в "неуплате налогов американскими гражданами". Уже в начале 2012 г. один из старейших банков Швейцарии Wegelin продал свой бизнес из-за начавшегося расследования. Не исключено, что швейцарским банкам придется также вносить немалые суммы в казну США - в порядке компенсаций за не выплачивавшиеся их американскими клиентами налоги.

Борьба с офшорами: казнить нельзя миловать

Во время последнего финансового кризиса к борьбе с офшорами подключились все основные страны Запада и многие известные политики. Даже папа римский Бенедикт XVI заявил, что «лишает финансовые офшоры своего благословения». В официальном документе папского «Совета справедливости и свободы», обнародованном по итогам Международной конференции по финансированию развития в Дохе (29 ноября - 2 декабря 2008 г.), отмечается, что офшорные рынки связаны с нелегальными прибылями. Офшоры проводили неразумную финансовую политику, которая в итоге привела к нынешнему финансовому кризису. Предоставляя возможности для сокрытия налогов, они спровоцировали гигантский отток капиталов, нанесли громадный ущерб бедным странам и поэтому должны быть закрыты (4) .

Однако после завершения первой фазы финансового кризиса антиофшорный запал Запада сильно пошел на убыль. Реальная политика отдельных стран Запада в отношении офшоров весьма противоречива. С одной стороны, они поощряют сохранение (и даже развитие) тех офшорных территорий, которые обеспечивают приток со всего мира капитала на счета банков своих стран. С другой стороны, они предпринимают попытки предотвращения оттока капитала в офшоры со своих территорий, что диктуется соображениями фискального характера.

Практические шаги в деле борьбы с офшорами Карибского бассейна администрации Б. Обамы, о которых мы сказали выше, пока дали очень незначительный эффект. Точно также обещали «разобраться» со своими офшорами европейские страны (со Швейцарией, Люксембургом) и Китай (с Гонконгом). После начала кризиса 2008 года лидеры G20, обсуждая меры по борьбе с кризисом, неоднократно обещали закрыть налоговые гавани. В 2010 г. были внесены поправки в модельную конвенцию ОЭСР по налогам, которые ужесточили положения о раскрытии информации. С 2010 г. подписано более 600 соглашений об обмене информацией, которые помимо прочего резко ограничивают банковскую тайну. Однако успехи оказались очень скромными.

Заслуживает внимания практикуемая властями Германии мера борьбы с укрывательством капиталов в офшорных зонах Европы - приобретение федеральными и земельными правительствами нелегальных дисков с информацией о счетах в соответствующих банках. Мера эта оказалась весьма действенной, хотя и критикуется многими государственными деятелями и политиками в Европе как «не вполне этически чистая». Однако сегодня властям Германии, когда в Европе разразился долговой кризис и немецкая экономика переживает большие перегрузки, уже не до «этической чистоты».

Вероятно, антиофшорное законодательство является необходимым, но не достаточным условием борьбы с офшорами. Так, Италия имеет хорошее законодательство в этой области, но остается лидером по доле «теневой» экономики в ВВП, а также по размеру нелегального вывода капитала среди стран Западной Европы. В то же время на территории стран Северной Европы, где уровень налогообложения достаточно высок, использование «черных» и «серых» офшорных схем минимально. В Норвегии налог на прибыль от добычи нефти и газа достигает 80%, но иностранные нефтяные компании все равно обращают свой взор на эту страну благодаря практически полному отсутствию коррупции, эффективной государственной поддержке крупных проектов и четким, неменяющимся и прозрачным условиям.

В целом борьба против офшоров нацелена не на то, чтобы уничтожить институт офшоров, а на то, чтобы использовать его для усиления позиций отдельных участников конкурентной борьбы. В одном из последних исследований по офшорам отмечается: «Война с офшорами — очень странная война. Вести ее - всё равно что воевать со своей правой рукой. Ведь офшоры - один из краеугольных камней глобальных финансов. Вынь их - и разрушится вся конструкция… Почему война с офшорами не стала тотальной? Зачем Лондону столько офшоров? Почему под боком у США радуются жизни Карибы? Потому что офшоры — отличный способ собирать чужие деньги. Долой своих, выводящих капиталы, но что касается чужих — заходите, будем вам рады. Офшоры собирают деньги всего света, поэтому никто не отвергает права офшоров на существование» (5).

(1) Bill S. 681 ‘Stop Tax Haven Abuse Act’.
(2) "Черные дыры мировых финансов" // expert.ru, 23.07.2012.
(3) «Стратегия - эвакуация» 5.12.11// http://www.gazeta.ru/column/mikhailov/3858474.shtml
(4) Der Spiegel. 2008. Dez. 9
(5) «Борьба с офшорами: прогноз военных действий. Инфографика» //11 мая 2012 Forbes.ru: http://www.forbes.ru/sobytiya-column/finansy/82075-borba-sofshorami-pro…
 

Другие материалы