Вопрос о достижении соглашения между Белградом и Приштиной обретает не только общеевропейский, но и всё более глобальный характер. По данным источников в штаб-квартире Европейского союза, данная проблема является ключевой в серии переговоров, которые проводит в ходе своего срочного турне по балканским столицам верховный комиссар Евросоюза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон… [1].
В настоящее время основные усилия Евросоюза и лично госпожи Эштон направлены на достижение, как им кажется, «решающей» уступки со стороны косовских властей. А именно – обеспечения согласия Приштины на предложенные делегацией Сербии принципы формирования полиции и судов в северных районах Косова, а также обещание не размещать там подразделения «Косовских сил безопасности» «в течение определенного времени». Согласно сценарию Брюсселя, именно уступки по данным позициям могут не только убедить Белград подписать документ, получить который так стремятся на Западе, но и привести к той самой «нормализации двусторонних отношений», которая позволит Евросоюзу и США закрыть свой косовский проект как успешно выполненный.
Однако подобный подход видится нам не только половинчатым, но и сознательно уводящим в сторону от главной проблемы. Главная проблема - не поиск и фиксация принципов формирования и деятельности судов и полиции на севере Косова, тем более не сроки неприемлемого для косовских сербов размещения в этих районах «Косовских сил безопасности», а выработка всесторонней модели взаимоотношений Сербской метрополии и её мятежной провинции, чья независимость не признается Центром – Белградом.
Примечательный момент. Нынешний министр по вопросам функционирования «Косовских сил безопасности» и бывший премьер Косова Агим Чеку может совсем скоро значительно расширить свои властные полномочия [2]. Косовско-албанские источники убеждены в том, что именно Агим Чеку еще в 2006 году стал главной фигурой, поддерживаемой Вашингтоном в Косове. По выражению приштинской газеты «Трибуна», «американцы готовили Чеку в качестве премьер-министра независимого Косова», и лишь не учтенное ими стечение обстоятельств привело к тому, что все лавры достались Хашиму Тачи. И вполне вероятно, что в случае окончательного провала диалога Белграда и Приштины Запад поспешит избавиться от Хашима Тачи, с тем чтобы вернуться к своей более испытанной и проверенной креатуре.
Однако это всего лишь «приштинское измерение» переговорного процесса, в котором любая уступка сербской стороне трактуется как покушение на «суверенитет» и «территориальную целостность» Косова и дает новые предвыборные очки албанским радикалам из «Самоопределения». Что же касается «сербского измерения», то здесь главное на сегодняшний день - раскол внутри самого сербского сообщества.
Если для правительства Сербии переговоры с Приштиной являются фактически единственным средством продвижения сербской заявки в Евросоюз, то для косовских сербов подобный мотив не имеет никакого смысла. Зато для них имеет смысл «встроенность» договоренностей в более широкую проблему статуса их органов самоуправления. Ведь любое зафиксированное на брюссельской бумаге формальное расширение полномочий сербских муниципалитетов в Косове одновременно означает их фактическое подчинение центральным властям в Приштине. Иными словами, «Ассоциация сербских муниципалитетов» будет функционировать в де-факто независимом Косове, но уже при согласии на это Белграда.
Осознают ли этот важнейший для понимания всей ситуации момент в Сербии? Судя по активным попыткам премьер-министра Ивицы Дачича организовать «размен территориями» между Косовом и южносербскими общинами Прешево, Медведжа и Буяновац, отчасти подобное понимание присутствует. Однако судьба еврозаявки Белграда, по-видимому, все-таки продолжает доминировать в умах сербской политической элиты над иными соображениями. Говоря словами того же И.Дачича, «цель Сербии - достичь договоренности», причем договоренности всё о том же «статусе сербских муниципалитетов на севере Косово». [3]
Определенное прояснение, а точнее отрезвление, может наступить 22 апреля. В этот день баронесса Эштон доложит министрам иностранных дел стран-членов Евросоюза о состоянии и перспективах диалога Белграда и Приштины с точки зрения достижения «компромиссов». [4] От содержания её доклада будет зависеть оценка реальности европерспектив для Сербии. Если подобные перспективы окажутся негативными, это может побудить Белград переосмыслить свои подходы к косовской и к другим проблемам, в том числе касающимся выстраивания взаимоотношений с Соединёнными Штатами, ЕС и Россией. Пока же остается лишь согласиться с брюссельскими источниками, констатирующими, что «соглашение между Косовом и Сербией стало выглядеть менее реальным». [5]