Египет: пересдача карт

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

3 июля в Египте произошел военный переворот, поставивший точку на правлении в течение года в этой стране «Братьев-мусульман». Военные отстранили президента Мохаммеда Мурси от власти и интернировали его в штабе египетской военной разведки. Они пошли на это после подъёма новой волны массовых выступлений с требованиями ухода Мурси и безуспешных попыток убедить последнего подать в отставку добровольно. Одновременно арестован верховный наставник «Братьев-мусульман» Мухаммед Бадиа. Штаб-квартира «братьев» и их офисы по всей стране разгромлены демонстрантами. 

Тем временем военные уверенно проводят первые мероприятия по выводу политического процесса в новое русло. Они приостановили действие египетской конституции и объявили о начале переходного периода, в течение которого страну в качестве временного главы государства возглавит председатель Конституционного суда Египта Адли Мансур.

По словам председателя Фронта национального спасения Мухаммеда эль-Барадеи, который уже объявил о «перезапуске» египетской революции, действия военных во многом отвечают плану либеральной оппозиции по разрешению политического кризиса в Египте. Представитель египетской армии подчеркнул, что сроки проведения будущих выборов определит временное правительство. 

Таким образом, общественно-политический кризис в Египте миновал свой пик. Заговор созрел в армии под руководством министра обороны генерала Абдель Фаттаха аль-Сиси. Высокая степень гражданской самоорганизации общества стимулировалась активной работой молодежной организации «Тамарод» («Бунт»), функционировавшей как хорошо налаженный механизм, и усилиями большинства египетских СМИ в антипрезидентской кампании

Основным итогом политического развития Египта за прошедший год стало категорическое неприятие активной частью населения попыток «реисламизации» жизни страны. «Братья-мусульмане» допустили серьезную политическую ошибку. Они восприняли свою победу на выборах год назад как победу идеологического исламизма, а не как протест против авторитаризма режима Х. Мубарака. 

Весь прошедший год президент Мурси вёл себя как президент мусульман, а это далеко не охватывает весь спектр политических настроений в стране. В падении Мурси большую роль сыграла его бездарная экономическая политика. Резкое снижение и без того невысокого среднего уровня жизни, перебои в системе коммунального обеспечения и водоснабжения, рост безработицы и равнодушие к положению массы трудового населения продемонстрировали неспособность «Братьев-мусульман» справляться с хозяйственными проблемами, а союз «братьев» с непопулярными у египтян режимами Катара и Саудовской Аравии вынес окончательный приговор действующей власти. Отстранение «Братьев-мусульман» от управления Египтом – это, конечно,  удар по региональной политике двух названных режимов. В день переворота египетские военные задержали журналистов бюро катарской телекомпании Al Jazeera, а деятельность самого этого бюро парализована. Al Jazeera так и не смогла выпустить в эфир трансляцию с митинга сторонников свергнутого Мохаммеда Мурси. 

Ущерб понесли позиции тех кругов в США, которые надеялась на объединение усилий Египта и государств Персидского залива в борьбе против Сирии. То же самое касается отношений Египта с Израилем. Новая власть как минимум не будет содействовать отправке в Сирию джихадистов и, вероятно, прекратит либо ограничит оказание военной помощи сирийской оппозиции. 

Смена режима в Египте наверняка благотворно скажется на положении ирано-сирийского тандема, с которым активно сотрудничает шиитское руководство Ирака. События в Египте не могут не служить предостережением и турецким руководителям. Политическая линия Р.Эрдогана будет вырабатываться далее с учетом египетских событий, в том числе и в отношении вмешательства Турции в сирийский кризис.

С точки зрения внутриполитического развития Египет возвращается на первый виток своей «революции», когда политизированные массы требовали устранения коррумпированного авторитарного режима Х.Мубарака и демократизации всех сфер общественной жизни.

Главную скрипку в новом правительстве собирается сыграть М.эль-Барадеи. Бунтарски настроенная и хорошо организованная молодежная организация «Тамарод», скорее всего, станет молодежным крылом нового правящего альянса, состоящего из партий, входящих во Фронт национального спасения. Впрочем, «правила» игры во внутренней политике теперь определяют в первую очередь военные.

Судя по заявлениям военного командования, в том числе министра обороны генерала аль-Сиси, у армии нет стремления сохранять власть в своих руках, и это должно сыграть роль стабилизирующего фактора в налаживании диалога различных общественно-политических сил. 

Свергнутых египетских руководителей и лидеров «Братьев-мусульман» ждут серьезные судебные разбирательства. Им запретили выезд за пределы Египта, против них готовятся обвинения по уголовным делам. Однако считать «Братьев-мусульман», организация которых существует в Египте более 80 лет,  вычеркнутыми из политической жизни всё-таки не стоит. Это движение пользуется поддержкой довольно широких слоев населения, и нельзя исключать его попыток развернуть ситуацию в обратном направлении, прибегнув в том числе к сопротивлению силой (примеры тому в истории египетских «братьев» есть). 

Переворот в Египте знаменует начало нового этапа политического развития не только этой страны, но и всего Ближнего Востока. В большой политической игре началась «пересдача карт»…

Другие материалы