Американская свобода нуждается в реставрации

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

4 июля в День независимости США вновь открылся для посещения символ американской демократии – Статуя Свободы. Если бы эта скульптура не была подарена Францией американскому народу, то спроектированная французским архитектором, отлитая из российской меди и установленная на постамент из немецкого цемента, она могла бы олицетворять не только демократию, но и умение американцев жить чужими мозгами и чужими ресурсами. Но подарок есть подарок. Его полное название - «Свобода, озаряющая мир» (Liberty Enlightening the World).

Выступая на торжественной церемонии по этому случаю, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг заявил: «Леди Свобода»… приветствует всех тех, кто хочет дышать свободно…Это суть Америки. Это возможность напомнить, как нам повезло, что мы или наши родители, бабушки и дедушки, наши прабабушки и прадедушки приехали сюда и смогли воспользоваться возможностями, которые предлагает эта самая замечательная страна в мире».

Присутствующие прослезились: не всем же повезло быть американцами!

Праздник - это всегда хорошо. Но последнее время слово «свобода» в Америке все чаще ассоциируется с проблемами. В прошлом году, словно предвестник политической бури, «озаряющую мир» статую изрядно потрепал ураган «Сэнди». А в этом году имидж американской демократии изрядно подпортил Эдвард Сноуден, бывший сотрудник Агентства национальной безопасности. Молодой человек решил показать тем, «кто хочет дышать свободно», что из себя представляет «самая замечательная страна» в действительности.

Нельзя сказать, что Сноуден был в этом деле первопроходцем. Еще в 1960 году три специалиста АНБ бежали в СССР и поведали миру, что США контролируют линии связи по всему миру, прослушивая телефонные переговоры и перехватывая шифрованные сообщения военных и политических ведомств десятков государств. Причем не только стран-участниц Варшавского договора, то есть потенциальных противников, но и союзников США по НАТО. А через три года еще один перебежчик поделился секретом, что американские спецслужбы контролируют коммуникации штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, прослушивают дипломатические представительства стран-членов этой уважаемой международной организации, читают их корреспонденцию и снимают информацию с кабелей телефонной связи. Правда, никого это не удивило. На войне как на войне. Даже если война «холодная». Поэтому союзники Америки утерлись, но промолчали.

Так на что же рассчитывал Сноуден, рассказывая журналисту британской газеты «Гардиан» Глену Гринвальду душераздирающую историю о том, как США шпионят за врагами и друзьями с помощью технологий, которые далеко продвинулись в своем развитии после скандалов пятидесятилетней давности? Наивный! Уже через несколько дней после публикации в «Гардиан» разоблачительных интервью со Сноуденом мировые средства массовой информации начали больше интересоваться тем, выдаст его Россия Америке или не выдаст, сможет он добраться до Латинской Америки или застрянет в московском аэропорту «куковать» без паспорта и денег в кармане. И уже мало кто вспоминает, а из-за чего, собственно, весь этот сыр-бор?

То, что ведомства США ведут наблюдение за гражданами своей страны, заподозренными в шпионаже или иной противоправной деятельности с помощью технических средств, никого не удивляет и новостью не является. Еще в 1978 году во времена президента Картера Конгресс США принял так называемый Акт наблюдения за иностранной разведкой (The Foreign Intelligence Surveillance Act, сокращенно FISA), который определил процедуры сбора информации об американцах, поддерживающих контакт с сотрудниками иностранных спецслужб и членами зарубежных неправительственных организаций, деятельность которых признана в Америке «враждебной». В 2001 году этот документ был дополнен Патриотическим актом США (USA Patriotic Act), а в 2008 году - Актом защиты Америки (Protect America Act), которые акцентировали внимание на противодействии организациям, использующим террор как средство достижения своих политических целей.

Казалось бы, ничего сверхъестественного. Нация имеет право защищаться от иностранного вмешательства и подрывных акций. Но есть одно «но»… FISA был принят не потому, что американские спецслужбы в 1978 году озаботились активизацией деятельности иностранных разведок на территории США, а потому, что сами американские спецслужбы были пойманы за руку, когда помогали Ричарду Никсону в его избирательной кампании вести наблюдение за группами политических и общественных активистов в нарушение Четвертой поправки к американской Конституции (т.н. Уотергейтский скандал). Вот тогда-то Конгресс и решил поставить деятельность спецслужб под контроль законодательной и судебной власти, выбрав в качестве предлога для этого «борьбу с иностранными силами» (foreign forces).

Согласно требованиям FISA, спецслужбы с тех пор были обязаны получать санкцию специально созданного суда (Foreign Intelligence Surveillance Court) на ведение наблюдения за гражданином США в течение 72 часов после того, как этот гражданин попал в их поле зрения по четко прописанным признакам шпионской или подрывной деятельности. Невыполнение спецслужбами этого условия влекло за собой уголовное преследование виновных в нарушении американской Конституции.

И все бы было хорошо, если бы не теракт 9/11 и развернутая затем администрацией президента Буша истерия по поводу того, что «связанные по рукам и ногам» американские спецслужбы не способны бороться с исламистами эффективно. В той атмосфере ужаса и всеобщей подозрительности неоконсерваторам удалось убедить американское общество в необходимости добровольно пойти на ограничение своих прав и свобод, что было закреплено в 2001, 2006 и 2007 годах последовавшими за FISA Патриотическим актом, Актом наблюдения за террористами (Terrorist Surveillance Act) и Актом защиты Америки, которые, в частности, позволили американским спецслужбам без всяких санкций контролировать в течение года контакты любого гражданина США с иностранцами по электронным системам связи, если возникло подозрение, что он замешан в подготовке террористического акта.

Трагедия Америки, о которой попытался рассказать миру Эдвард Сноуден, заключается в том, что в результате истеричной её борьбы с так называемым международным терроризмом еще ни одна спецслужба ни одного самого тоталитарного государства не додумалась признать подозреваемыми всех граждан своей страны и установить тотальный контроль над целой нацией, как это сделали ЦРУ и НБУ в «самой замечательной стране в мире».

Ведь что такое сбор метаданных со всех систем электронной связи, включая социальные сети Интернета? Это значит, что спецслужбы США контролируют каждого американца: с кем и когда он общается безотносительно того, каков характер этого общения, несет оно угрозу безопасности США или нет.

Представим на мгновение, что автора этих строк американские спецслужбы подозревают в принадлежности к какой-либо организации, которая считается враждебной Америке. Он имеет свой аккаунт в различных социальных сетях и чем-либо заинтересовал собой гражданина США, который, допустим, как и автор, увлекается разведением роз или гортензий. Между нами завязывается переписка, обмен «ботаническим опытом». И что в итоге?

В итоге этот человек, которому повезло быть американцем, выделяется электронными роботами, допустим, компании Facebook как связь иностранца - потенциального террориста. И этот американец как минимум на год попадает в базу данных АНБ, ФБР и ЦРУ как «неблагонадежный гражданин». И пока спецслужбы будут разбираться в характере его контакта с иностранцем (если вообще будут из-за огромного массива этой базы данных), несчастный американец будет лишен возможности продвигаться по службе в каком-либо государственном ведомстве, если он чиновник; его не примут на работу, связанную с выполнением оборонных заказов, если он, к примеру, инженер или менеджер; ему откажут в приеме на работу в престижный университет, если он ученый или преподаватель. Это не говоря уже о том, что его права будут нарушены просто в силу того, что государство будет контролировать его личную жизнь: связи, поездки, покупки.

При этом сам гражданин США ни сном ни духом не будет догадываться о причинах, почему в его жизни настала черная полоса. Его судьба оказывается в «руках» электронной программы, тупо ведущей в Интернете поиск по выделенным адресам, именам, названиям и употребленным в переписке словам, которые какой-то программист АНБ решил использовать в качестве признака принадлежности адресата к «шпионам» или «террористам».

Хороша демократия по-американски! Страна «равных возможностей»! Страна, объявившая крестовый поход против тоталитаризма! Страна, присвоившая себе право «нести демократию» другим нациям «огнем и мечом».

Между прочим, читая положения американского законодательства касательно Суда по наблюдению за иностранной разведкой, невольно ловишь себя на мысли, что где-то такое уже было. И на ум приходит слово «тройка». Та самая, которая во времена всевластия НКВД и ОГПУ лишь на основании оперативных данных контрразведки, без суда и следствия решала, кто из советских граждан «иностранный шпион», а кто - «подрывной элемент». И никто не мог проконтролировать, соответствуют ли данные контрразведки действительности или они просто надуманы ретивым службистом.

Деятельность американского Суда по наблюдению за иностранной разведкой окружена такой же тайной. Никто - ни Конгресс, ни суд высшей инстанции - не может проверить, на основании чего одиннадцать судей, сидящих в здании Министерства юстиции США, дают санкцию спецслужбам следить за гражданином США и ограничивать его в правах.

Судьи отчитываются только о количестве рассмотренных обращений спецслужб за таким разрешением, но никому не позволяют заглянуть в документы, которые были спецслужбами предоставлены. Никому и никогда.

Вот об этом и хотел Эдвард Сноуден предупредить американцев, защищая их права, закрепленные в американской Конституции.

Услышит ли его Америка? Будем надеяться. Потому что американцам, судя по всему, уже давно пора реставрировать не Статую Свободы, не скульптуру, которая стоит как воспоминание об американской мечте, а саму американскую демократию, если они хотят, чтобы она «озаряла мир», а не превратилась в посмешище и угрозу для этого мира, даже для партнеров США по НАТО.

Кстати, об обиженных союзниках Америки.

Понятно, что разоблачения Сноудена не прошли мимо внимания европейских лидеров, которые вместе с рядовыми гражданами США оказались под колпаком ЦРУ и АНБ. Естественно, в столицах Европейского союза выразили недоумение и все такое, потому что объяснять прослушивание американскими спецслужбами руководства ЕС под предлогом борьбы с международным терроризмом - это, знаете ли, уж из ряда вон.

Но из поля зрения европейской общественности как-то мягко ушла в тень информация Сноудена о том, что Штаты делились данными прослушки и электронного контроля с Великобританией.

Ну то, что Вашингтон и Лондон всегда и во всем работают в связке, это не новость. Но в данном случае стоит напомнить об одном пикантном обстоятельстве. Соглашение между США и Великобританией об обмене разведывательными данными (The United Kingdom – United States of America Agreement, сокращенно UKUSA) было подписано в марте 1946 года. Но позже к нему присоединились еще три страны: Канада, Австралия и Новая Зеландия. Поэтому есть все основания полагать, что информация, добытая АНБ в Париже, Риме, Берлине или Брюсселе, попадала не только в Лондон, но также в Оттаву, Канберру и Веллингтон.

Таким образом, Эдвард Сноуден представил достаточно доказательств, что сложившийся альянс англосаксонских государств занимается тотальным политическим и экономическим шпионажем, в том числе и против своих союзников по НАТО. И это является еще одним свидетельством того, что англосаксы строят собственную империю, в которой немцам, французам и прочим европейцам предначертана роль сателлитов, а не равноправных партнеров.

При этом особенно настораживает, что за деятельностью спецслужб этих стран просматриваются интересы неподконтрольного правительствам и парламентам частного капитала. Европейцам стоит обратить внимание на то, что фирма Booz Allen Hamilton, в которой трудился Сноуден и которая выполняет контракт с АНБ по тотальному электронному контролю, является дочерней фирмой Группы Карлайл (Carlyle Group).

Эта группа, хорошо известная в кругах военно-промышленного комплекса и производства электроники для военных целей, тесно связана с семьей двух президентов США, Буша-старшего и Буша-младшего, а также с их окружением из числа американских ястребов, бывших высокопоставленных чиновников разведки и Госдепа в администрациях республиканцев. Именно эти люди на десятилетия превратили Ближний Восток в зону войн и конфликтов. Именно они исповедуют идею американской исключительности и права США на управление всем миром. И по какому-то странному стечению обстоятельств именно в Carlyle Group были вложены деньги семьи Усамы бин Ладена, имя которого превратилось в страшилку для американцев, добровольно отказавшихся от свободы во имя борьбы с откуда-то взявшимся «международным терроризмом».

* * *

Американская статуя Свободы одной ногой попирает разбитые кандалы, символизируя одержанную когда-то американцами победу над рабством. А в это время потомки тех, кто прибыл в Америку, чтобы «дышать свободно», куют для мира новые оковы. Невидимые и потому более надежные. Разбить их будет сложно. Проще остановить новоявленных кузнецов «американского счастья». Пока не поздно.
 

Другие материалы