Очаги внутреннего сопротивления в Евросоюзе (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Ситуация в Европе становится всё неопределеннее. Стремление брюссельской бюрократии, а вместе с ней и Берлина превратить Европейский союз в орудие всеобщей унификации наталкивается на жёсткое сопротивление. И если бунт затянутой в долговое ярмо Греции Брюсселю и Берлину удалось подавить сравнительно легко, то фронда других стран-членов ЕС сулит западным архитекторам «нового мирового порядка» гораздо более серьезные неприятности.

Если подойти к анализу расстановки сил в Евросоюзе с данной точки зрения, то на карте «объединённой Европы» зримо обозначатся несколько центров внутреннего сопротивления. Главным среди них надо признать Венгрию и лично её премьер-министра харизматичного Виктора Орбана

История отношений Будапешта с западными центрами силы за последние два десятилетия выглядит сложно. То эти отношения принимали откровенно пронатовский и антироссийский характер (как это было в период натовских бомбардировок Югославии в 1999 году), то выливались в серьезные вербальные столкновения между венгерским правительством и Брюсселем. В последние месяцы общий вектор политики кабинета Виктора Орбана обозначился совершенно ясно: в защиту национальных государственно-политических и финансовых интересов, против диктата Запада.

В начале 2012 года многолетний премьер-министр Бельгии, а ныне лидер влиятельной фракции либералов в Европарламенте Ги Верхофстадт предложил ни много ни мало лишить Венгрию голоса в Совете ЕС – впервые в истории данной организации. Уже тогда в интервью бельгийским СМИ Верхофстадт изложил основные претензии к венгерским властям. Первая из них содержала обвинение в том, что правительство Венгрии якобы неспособно решить проблему бюджетного дефицита, который по нормам ЕС не должен превышать 3% ВВП. И дело здесь не в самом факте превышения, а в том, что правительство Виктора Орбана якобы не предпринимает эффективных мер для решения проблемы. Еврокомиссар по экономической и финансовой политике ЕС Олли Рен даже заявил, что Еврокомиссия может заморозить выделение Венгрии средств из европейских фондов развития. 

Вторая претензия к Будапешту связана с принятием нового закона о Центробанке Венгрии. Документ вводит механизм государственного контроля над этим финансовым институтом, что противоречит букве и духу ЕС. Как следствие – под угрозой оказалось выделение венграм очередного транша кредитов по линии МВФ.

Критика в адрес Венгрии – лишь один из симптомов неблагополучия в рядах Евросоюза. Проблема состоит в общих настроениях «разброда и шатаний», охвативших «единую Европу». Если к «особому мнению» Великобритании все уже привыкли, то проявления самостоятельности других стран-членов ЕС стала неприятным сюрпризом для Брюсселя. Достаточно вспомнить, как Венгрия, Чехия и Швеция публично выразили сомнения в отношении предложенных Францией и Германией мер по укреплению финансово-бюджетной дисциплины в ЕС.

Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу настаивает на том, что правительство Орбана должно держать ответ перед Брюсселем за то, что венгерские власти не предприняли «эффективных мер» для обеспечения требуемых в ЕС параметров бюджетного дефицита. И хотя в первоначальном списке «бюджетных нарушителей» значились также Кипр, Мальта, Польша и даже Бельгия, принципиальное решение о запуске механизма санкций в итоге затронуло лишь венгров.

Углубление кризиса в отношениях между Евросоюзом и Венгрией имеет еще один важный аспект, выходящий за рамки отношений Брюссель - Будапешт. Речь идет о проверке решимости и способности руководства ЕС добиться выполнения собственных решений – тем более в отношении стран, не являющихся членами еврозоны. И чтобы достичь взаимопонимания с широким кругом стран по плану создания нового бюджетно-налогового союза в рамках ЕС, брюссельские чиновники, а также наблюдательная «тройка» в составе представителей Еврокомиссии, Европейского центробанка и МВФ решили борьбу за дисциплину в рядах ЕС начать с Венгрии.

При этом Брюссель на сегодняшний день не имеет возможности влиять на политику стран-членов Евросоюза в бюджетной сфере и в области получения внешних заимствований. А ведь эта политика во многом и породила нынешний кризис в еврозоне. Отсюда - попытки Германии и Франции как ведущих государств ЕС выработать новые, более жесткие механизмы контроля над финансово-экономической деятельностью отдельных государств. В то же время многие из этих механизмов не были прописаны в документах ЕС, относящихся к 2004 году, когда в Евросоюз принимали Польшу, Венгрию и Чехию. Поэтому указанные страны могут сейчас ссылаться на то, что они вступали в «другой» Евросоюз, обосновывая этим свои действия, идущие зачастую вовсе не в русле евроинтеграции, как её понимают в Париже или Берлине.

Так или иначе, «точка невозврата» в отношениях Венгрии и МВФ, очевидно, была пройдена в середине июля, когда управляющий Национальным венгерским банком Дьердь Матольчи направил письмо директору-распорядителю МВФ Кристин Лагард с требованием закрыть представительства Международного валютного фонда в Венгрии, а сотрудникам этого учреждения покинуть страну. В качестве обоснования в письме говорится о намерении венгерского правительства до конца текущего года выплатить весь внешний долг. 

Имеющаяся информация дает основания утверждать, что в основании решительного шага Будапешта лежит не отсутствие «каких-либо причин, оправдывающих работу миссии МВФ в Венгрии» (как сказано в письме Дьердья Матольчи), а реальная угроза финансово-экономическому суверенитету национального государства вследствие присутствия в ней институтов МВФ, ЕС и аналогичных им структур.

Общий объем иностранных займов, полученных Венгрией в разгар финансового кризиса от МВФ и Всемирного банка, составил порядка 20 млрд. евро. К настоящему времени венгерской стороне осталось погасить примерно 2,2 млрд. В сравнении с состоянием дел в Греции, Португалии или Ирландии – суммы не такие уж и значительные, но главная угроза – не в величине цифр, а в условиях получения займов: займы МВФ и ВБ обставлены жесткими условиями фактической передачи Брюсселю и Вашингтону контроля над национальными финансами. Правительство Орбана, инициировавшее внесение изменений в Конституцию Венгрии с целью укрепления экономического суверенитета страны и упрочения государственного контроля над финансовой сферой, не захотело мириться с таким положением дел.

Примечательная деталь. Одновременно с получением займа от МВФ на тех же жестких условиях, которыми обставлено сотрудничество Фонда с «проблемными» странами Евросоюза, венгерское правительство обратилось к США с просьбой посодействовать в получении отдельного займа на сумму в 15 млрд. евро. Эти средства Виктор Орбан намеревался направить в экстренно создаваемый в стране антикризисный «Фонд безопасности», напрямую подчиненный правительству. Однако, по имеющейся информации, Вашингтон категорически отверг просьбу венгерской стороны. Причина - нежелание хоть как-то содействовать нормализации экономического положения Венгрии и тем самым лишать себя и Брюссель важного рычага давления на Будапешт. [1]

Симптоматично, что отнюдь не все в Европе безоговорочно встали на сторону критиков Виктора Орбана, полагая, что дальнейшее углубление конфликта чревато серьезной угрозой единству ЕС и его геополитических интересов. Как отмечает итальянское издание Limes, «борьба Брюсселя против венгерского премьер-министра не приносит желаемых результатов: популярность лидера партии «Фидес» растет, а Будапешт, третируемый Евросоюзом, сближается с Москвой». Ведь это именно Виктору Орбану принадлежат знаменитые слова: «Европа нуждается в России. Рано или поздно, скорее рано, чем поздно, нам понадобится стратегический союз с Москвой».

Достаточно определенно высказывается и лондонская The Guardian, указывая на то, что Европа раздражена не столько антидемократическими мерами венгерского премьер-министра, сколько его независимостью от глобальной финансовой системы.

В настоящее время правительство Орбана — это единственное европейское правительство, которое ввело так называемый «налог Робин Гуда» (налог на транзакции банков). Налоги на энергетические компании и предприятия по снабжению водой выросли в 2013 году с 8% до 11%. Центральный банк Венгрии принял решение одобрить предоставление специальных займов под низкие (менее 10%) проценты малым предприятиям в целях экономического роста. Эти и другие меры, уже ставшие известными в стране и в мире под названием «национальная революция», не только противоречат программным антикризисным установкам Брюсселя, но и подают сигнал другим странам-членам ЕС. [3] Отсюда настойчивое стремление руководства Евросоюза и депутатов Европарламента лишить Будапешт права голоса в данных структурах.

Что же касается финансово-экономических показателей Венгрии, то правительству Орбана удаётся держать бюджетный дефицит в рамках требуемых Евросоюзом 3% ВВП. К концу текущего года независимые эксперты ожидают возобновления экономического роста в стране. 

Социально-экономические успехи венгерского руководства и его независимая политика в банковской сфере не дают покоя Вашингтону и Брюсселю - ведь этим дискредитируются «антикризисные модели» глобальной элиты, навязываемые другим странам. Венгерский пример становится заразительным.

«Европа сурово порицает Орбана за его политическую линию, далекую от эквилибристики бюрократов Брюсселя», - заявляет итальянская Panorama и продолжает: «Брюссель знает, что в Венгрии провернуть ту же операцию, которая была проделана с правительствами Италии и Греции, невозможно, поскольку Орбан в отличие от Берлускони и Папандреу может рассчитывать на большинство в парламенте». [4] Это ещё один важный козырь Будапешта – в условиях, когда, говорит Виктор Орбан, влиятельные силы «блокируют путь Венгрии». [5] И характер этой «блокады» таков, что она не ограничивается венгерским направлением.

 
[3] The Guardian, 18.01.2012
[5] The Guardian, 14.06.2009