Геополитические уроки разоблачений Эдварда Сноудена (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

Третий урок. Наличие союзных отношений с Соединёнными Штатами не избавляет другие государства от нарушения их информационного суверенитета со стороны США. Дело в том, что контроль над киберпространством для США - не самоцель, он направлен в конечном счете на реализацию традиционной стратегической задачи геополитического контроля над «большими пространствами». И было бы наивно ожидать, что «кибервторжение» США в сферу суверенитета других государств может быть остановлено чьими-либо уступками или дружескими увещеваниями…

Документы, представленные Сноуденом, показывают, что США ведут пристальную слежку как за центральными органами Евросоюза, так и за отдельными входящими в ЕС странами, включая ближайших союзников, не относящихся к «англосфере». Под электронным колпаком американцев находятся и такие близкие им неевропейские страны, как Япония, Мексика, Южная Корея, Турция.

Среди 35 мировых лидеров, телефонные разговоры которых отслеживали США, значительную часть составляли именно союзники. Об этом свидетельствуют последние публикации The Guardian, располагающей документами, полученными от Э.Сноудена. Для проведения такой слежки АНБ просило сотрудников Белого дома, Госдепартамента и Пентагона предоставлять контактную информацию об иностранных политиках, указывает газета.

В документе АНБ, датированном сентябрем 2010 года, европейцы определены в качестве «объекта разработки» (location target). Миссии Евросоюза в Вашингтоне и Нью-Йорке при ООН, например, были прозрачны для американцев «сверху донизу» в рамках операции Perdido. Их телефоны прослушивались, компьютеры были взломаны, а жесткие диски скопированы, внутренняя компьютерная почта также перехватывалась. Проникновение было гарантировано от любых попыток обновления или защиты действующих систем и простиралось до центральных серверов ЕС в Брюсселе, где электронный контроль за деятельностью центрального апарата Евросоюза осуществлялся из американского офиса штаб-квартиры НАТО. 

Особенно обидно было обнаружить столь пристальное внимание к себе, видимо, президенту Франции Франсуа Олланду, который всегда демонстрировал редкую для Парижа степень солидарности с Вашингтоном. Не помогло. И он сам, и французские госучреждения, как оказалось, подвергались регулярной американской прослушке. В одном из документов АНБ, например, шпионаж за французским представительством в ООН рассматривается как «успех, который внес вклад в формирование внешней политики США». В качестве подтверждения агентство привело слова американского постпреда в ООН Сьюзан Райс: «Это помогло мне узнать правду, оценить позиции по санкциям и сохранить преимущество на переговорах».

Американцы записывали разговоры не только тех, кто подозревался ими в террористической деятельности, но и звонки видных представителей французского бизнеса и политики. Например, с 10 декабря 2012-го по 8 января 2013 года американская разведка осуществила запись 70 миллионов 300 тысяч телефонных разговоров и SMS-сообщений французов. Пик этой активности – 7 миллионов записей – был зафиксирован в канун Рождества, 24 декабря 2012 года, а также 7 января 2013-го.

Разоблачения Сноудена побудили некоторые страны провести дополнительные расследования, которые вскрыли еще более впечатляющую картину навязчивого наблюдения за ними со стороны Большого Брата. В Германии Ангела Меркель первоначально старательно помогала Вашингтону замять разразившийся скандал. Она, в частности, заявляла, что ее уж точно не подслушивают, уповая на «сверхнадежный и сверхзащищенный» смартфон немецкой специальной фирмы Secusmart, аппаратами которой оснащены все члены кабинета и высшие чиновники. Расследование по наводке журнала Spiegel, проведенное по линии разведки (БНД) и Федерального ведомства безопасности информационной техники (ФВБТ), показало, что госпожу Меркель американцы прослушивали годами. 

Теперь ясно, что АНБ вело шпионаж в направлении Германии более интенсивно, чем считалось ранее. Ежемесячно агентство сохраняет данные 500 млн соединений связи в Германии. Эти данные включают в себя телефонные звонки, электронные письма, текстовые сообщения мобильных телефонов и чатов. В самые «напряженные дни», как это случилось 7 января 2013 года, АНБ контролировало до 60 млн коммуникационных соединений.

«Разоблачительные публикации от Сноудена, - подчёркивают эксперты, - продемонстрировали, что в союзническом сообществе Запада европейские страны занимают неравноправную позицию в отношениях со своим старшим партнером - США. Европейские страны не обладают полным суверенитетом в системе империи, созданной американцами».

Четвертый урок. Наиболее навязчивой слежке со стороны США подвергаются крупные восходящие державы - Китай, Индия, Бразилия, Мексика и др. Они рассматриваются в Америке в качестве потенциальных «возмутителей спокойствия» («game changers»), способных существенным образом повлиять на сложившийся расклад сил в мире.

Вскрытые масштабы американского проникновения в киберпространство этих стран оказались столь велики, что президент Бразилии Дилма Руссефф, обнаружившая тотальную слежку за собой, отказалась от официального визита в США и потребовала от Канады разъяснений в связи со шпионажем Оттавы в рамках «англосферы» за бразильским Министерством горнодобывающей промышленности и энергетики. 

Аналогичный скандал в Мексике только разгорается. Китай и Индия объявили о разработке широкомасштабных национальных программ контрмер.

Пятый урок. Россия остается приоритетным объектом кибершпионажа со стороны США, несмотря на ее односторонний добровольный отказ от глобального противостояния с Америкой. В отличие от публичных деклараций, в секретных документах АНБ она признается лишь «условным партнером», в отношении которого допускаются самые крайние меры. В силу геополитических причин (российское «большое пространство») ожидать изменения подобного подхода к себе России не приходится. 

Контроль за российскими представительствами в США носит тотальный характер, о чем свидетельствует и последний скандал вокруг филиала Россотрудничества. Помимо этого, Эдвард Сноуден передал The Guardian карту, на которой отмечена вся зарубежная шпионская инфраструктура АНБ – система слежки XKeyscore. Согласно карте, один из крупнейших серверов системы XKeyscore находится в Москве в посольстве США.

Одним из ярких примеров сотрудничества по линии «англосферы» в наблюдении за Россией является саммит G20 в Лондоне в 2009 году, когда Дмитрий Медведев впервые встречался с президентом США Бараком Обамой. Как отмечает The Guardian, доклад АНБ «Коммуникации российского руководства для обеспечения работы президента Медведева на саммите G20 в Лондоне» был готов только через четыре месяца после окончания лондонской встречи – настолько велик был объём сведений, содержавшихся в докладе. Перехват осуществлялся станцией Менвит Хилл в Йоркшире, используемой совместно Англией и США. Отчёт был направлен также Австралии, Канаде и Новой Зеландии, и только им.

25 октября The Washington Post сообщила, что американское правительство разослало зарубежным партнерским разведслужбам информацию о том, что Сноуден может придать гласности имеющиеся у него данные об их тесном сотрудничестве с США в деле электронного шпионажа за рядом государств, в том числе за Россией. Если эти документы будут опубликованы, то это, как опасаются американцы, «скомпрометирует проводимые операции». Пока, утверждает The Washington Post, эти операции приостановлены против «союзных стран», но не против «условных партнеров», к коим отнесена та же Россия. По сообщению разведывательного источника газеты, в одном из таких досье может, например, содержаться информация о том, как «с территории одной из стран НАТО осуществяляется масштабная программа, направленная против России, в результате которой добывается значительный объем разведданных, ценных для ВВС и ВМФ США».

Шестой урок. Ведущие международные организации - ООН, МАГАТЭ и др. - рассматриваются Соединёнными Штатами как конкуренты в контроле над человечеством, а потому также являются «объектами проникновения». Сохраняя при этом претензии на безусловное мировое лидерство, Вашингтон в своей слежке за этими международными организациями не останавливается перед попранием международного права и моральных норм дипломатии. 

АНБ осуществляет многолетний тотальный контроль за всем, что происходит в стенах ООН, создавая тем самым значительные преимущества американской дипломатии. В самом здании этой организации постоянно находится группа специалистов АНБ под дипломатическими прикрытиями, к которым на время проведения генеральных ассамблей прибывает подкрепление из Вашингтона. То же относится к МАГАТЭ и ряду других международных институтов. Особую пикатность разоблачениям Сноудена придает то обстоятельство, что, согласно внутренним инструкциям, абсолютно все американские сотрудники международных организаций, а не только относящиеся к спецслужбам, обязаны, оказывается, собирать и передавать «по команде» всю личную информацию об известных им иностранцах без разбора.

Оправдывая американскую практику тотального шпионажа, Майкл Хайден, бывший директор АНБ и ЦРУ, в интервью CBS высказался так: «Четвертая поправка к конституции, которая защищает право американцев на личное пространство, не является международным соглашением. Любой европеец, который намеревается рвать на себе одежду по поводу международного шпионажа, должен, прежде всего, проверить, что делает его собственное государство». В похожем духе изъяснялся президент США Барак Обама, заметивший, что «в европейских столицах есть люди, которые заинтересованы узнать, если не что я съел на завтрак, так хотя бы что я собираюсь сказать их лидерам при встрече».

Иначе как лукавством такие заявления не назовёшь: естественно, что в целях защиты национальной безопасности американцы делают то, чем испокон веков занимались разведки всех стран мира. Однако в этой своей деятельности США перешли все мыслимые пределы и создали монстра, который пытается контролировать абсолютно всё, что происходит на планете. Здесь количество переходит в новое, угрожающее всем качество. Претензии на то, что демократия, дескать, предполагает, что внутри Америки контроль является выборочным, а за ее пределами допустим и тотальный, выглядят своего рода «застенчивым тоталитаризмом». 

Седьмой урок. Контроль над киберпространством, осуществляемый Соединёнными Штатами, означает не только сбор информации, но и массированные акции психологического воздействия, невиданные по масштабам, то есть является и контролем над поведением. Отсюда вывод: любое современное государство, стремящееся к самостоятельной роли на международной арене, помимо традиционных компонентов национальной мощи, должно обладать собственной развитой информационной средой и средствами её надёжной защиты.