Всё тревожное и нелепое, чем оборачиваются в последние дни события в Киеве, чем-то напоминает сценарии, отработанные ранее в Сербии, Грузии и той же Украине. Вместе с тем главным отличием нынешней украинской ситуации от «цветных революций» первого поколения является использование в качестве повода для антиправительственных выступлений отказ В. Януковича от подписания соглашения с Евросоюзом. И это прямо указывает на геополитический смысл происходящего. Речь идет о попытке заставить суверенное государство постсоветской Евразии подчиниться тому, что ему предпишет евроатлантический центр силы.
Все понимают, что закончившийся крупным дипломатическим провалом Запада саммит «Восточное партнерство» готовился главным образом с прицелом на Украину. Для руководства Европейского союза, застигнутого врасплох финансово-экономическим кризисом, было важно продемонстрировать успех на внешних фронтах, главным из которых был стратегически точно определён российско-украинский фронт - строго по рецептам «живого классика» геополитических шахмат Збигнева Бжезинского, убежденного, что без Украины Россия потеряет свой геополитический статус.
В Вашингтоне отказ Киева подписывать Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом восприняли едва ли не как удар по всей политике США в Европе и Евразии. В США даже заговорили о введении санкций против Виктора Януковича и его семьи; для пущей важности призывавшая к этому петиция была вывешена на официальном сайте Белого дома. Ее инициаторы, видимо, искренне полагают, что отказ подписывать документы с Брюсселем автоматически переводит Украину в категорию «стран-изгоев».
Вашингтон, как всегда, с готовностью поддерживают младоевропейцы. В то время как умудренная опытом Ангела Меркель весьма здраво призывает своих коллег по ЕС начать «интенсивные переговоры» с Россией по всему комплексу проблем региона, страны «молодой Европы» вновь спешат встать под американские знамена. Литва, например, как действующий председатель ЕС призвала все страны-члены Евросоюза выступить с категорическим осуждением «империалистического давления» на Украину, обратиться к украинскому народу с подтверждением своего обещания поддерживать евроинтеграционные устремления, а также осудить позицию нынешнего украинского руководства, которое, по мнению официального Вильнюса, действует «вопреки интересам собственного народа».
В совместном заявлении председателя Совета ЕС Хермана ван Ромпея и председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу также говорилось «о внешнем давлении, которое испытывает Украина». А председатель Европарламента Мартин Шульц прямо призвал своих коллег по ЕС «четко и громко сказать, что экономическое и политическое давление России в отношении наших восточных партнеров просто неприемлемо».
Отвечая на продолжающие звучать из Брюсселя обвинения, постоянный представитель России при Европейском союзе Владимир Чижов заметил, что если отношения России с Украиной рассматривать как «давление», то действия самого Евросоюза в отношении Киева «остается сравнить только с паровым катком». А российское Министерство иностранных дел в своем комментарии подчеркнуло, что вышеуказанные заявления, «очевидно, вызваны стремлением возложить на Россию ответственность за проблемы, возникшие в украинском обществе вследствие политики неприкрытого давления, проводившейся Евросоюзом в отношении Украины и ряда других государств в рамках инициативы "Восточного партнерства"».
Не стоит забывать, что отказ Киева подписать в Вильнюсе документы об ассоциации Украины с ЕС имел, прежде всего, финансово-экономическую подоплеку. Киев до последнего момента пытался получить от Брюсселя хоть какие-то гарантии по вопросу компенсации тех огромных потерь, которыми чревата ломка существующих региональных моделей торгово-экономического сотрудничества. Однако Евросоюз категорически отказывается что-либо гарантировать своим партнёрам – неважно, украинским, сербским или албанским.
Конечно же, украинские политики во многом сами довели ситуацию до нынешнего кризиса затянувшимися попытками сидеть на двух стульях, московском и брюссельском. Ведь все параметры Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, как и возможности углубления торгово-экономических отношений с Россией, давно и хорошо известны. Обнаружились они отнюдь не 21 ноября, когда украинский Кабмин заявил о приостановке подготовки к подписанию соглашения с ЕС.
Здесь следует также иметь в виду, что предлагаемое Евросоюзом Украине Соглашение об ассоциации принципиально отличается от документов со схожим названием («Соглашения о стабилизации и ассоциации»), которые ЕС заключает со странами-кандидатами на вступление в число его членов. В последних прописана дорожная карта присоединения того или иного государства к Евросоюзу и содержатся конкретные обязательства сторон. Соглашения же, заготовленные в Брюсселе для стран бывшего СССР, – это, так сказать, документы второго сорта, которые не содержат никаких конкретных обязательств со стороны ЕС по отношению к партнёру. Зато требования к «младшему» партнёру, которого заведомо ставят в неравноправное положение, предъявляются предельно жёсткие.
Так что о выходе украинских производителей на рынки Европы как равных с равными нечего и мечтать. А вот потеря рынков Таможенного союза емкостью 170 миллионов человек (Россия, Белоруссия, Казахстан) может превратиться в реальность. Да и уже просчитанную украинскими экономистами стоимость перехода Украины на евростандарты (160 млрд. евро) никто и никогда в Евросоюзе компенсировать не будет. Для Еврокомиссии и Европейского центробанка Украина - не Греция, а гривна – не евро.
В Брюсселе сейчас обсуждается возможность введения против Киева европейских санкций. Об этом, в частности, заявил брюссельский эксперт в области расширения ЕС Алехандро Гонсалес. «Первым шагом для введения европейских санкций, - говорит он, - является инициатива со стороны институтов ЕС или группы европейских стран. В отношении Украины эта идея в настоящий момент рассматривается рядом восточноевропейских государств».
Незадолго до саммита в литовской столице президент Румынии Траян Бэсеску уверенно предсказал: «Вильнюс станет провалом для Евросоюза». Так и произошло. Сегодня «Восточное партнёрство» как проект радикальной геополитической переориентации шести постсоветских государств мертво. Тем не менее Запад продолжает повышать ставки в своей украинской партии. И по-прежнему опрометчиво не принимает в расчёт Россию…
Фото: Эксперт