Что хочет Запад от Украины? В плену парадигмы Бжезинского (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

Закрепив за собой когда-то авторство громкой, но по сути пустой формулы «Россия без Украины - не империя», З. Бжезинский не мог остаться в стороне и от нынешних событий на Украине. Сначала на своей страничке в "Твиттере" он обрушился на президента Виктора Януковича и правительство Украины за то, что они «поддались российскому давлению и приостановили процесс ассоциации с ЕС», а затем стал активно подбадривать протестующих в Киеве, заявляя ни больше ни меньше, что «Украина только сейчас обретает независимость на баррикадах»...Правда, посулить что-либо гражданам Украины Бжезинский не в силах. По его словам, «украинцы должны понять, что… затягивание поясов станет необходимым предварительным условием для подписания соглашения. Оно же станет проверкой Украины на решимость подтвердить свои европейские устремления». Бжезинский рассуждает о том, что «национальная государственность после ее обретения входит в привычку, и отнять ее почти невозможно — разве что за счет мощной внешней силы», [1]  но разве Брюссель не требует значительно большего отказа от национального суверенитета, чем все предлагаемые Москвой формы интеграции на постсоветском пространстве?

Корреспондент швейцарского телеканала SRF в Москве Кристоф Францен не может скрыть удивления от иррациональности поведения  участников «евромайдана». Его удивляет, например, что лидеры протестующих «предпринимают неудачные шаги, то и дело меняя свои требования». [2] Однако то, что понятно швейцарцу, не всегда доходит до обитателей «евромайдана», которым внушили, что их хотят лишить демократии и жизненной перспективы. Никто не объяснил им, что  навязываемый Западом выбор ни того ни другого им не даст.  

Украинский министр финансов заявил, что безболезненная реализация предлагаемого Евросоюзом варианта соглашения потребует как минимум 20 млрд евро. И что же ему ответили? Реакция официального Берлина: «Януковичу лучше поразмыслить над требованиями Международного валютного фонда: «"отпустить" обменный курс и цены на газ, то есть позволить им повыситься». [3] Комиссия ЕС устами еврокомиссара по вопросам расширения Штефана Фюле в одностороннем порядке приостановила всякую работу над текстом соглашения об ассоциации, не желая хоть в чем-то идти навстречу Киеву. К чему тогда звучащие на Западе безответственные призывы к митингующим продолжить борьбу «за интеграцию в Европу», если никто в этой Европе и не собирается возрождать украинскую экономику? Евросоюз в данном случае выступает как классическая имперская сила, озабоченная лишь приростом колониальных владений, нимало не заботясь о том, что же будет дальше с «туземцами». Отказ от разговора по существу в тройственном формате Брюссель – Киев – Москва только подтверждает это.

Весьма своеобразна и американская тактика в украинских шахматах. Помощник госсекретаря Виктория Нуланд, побывавшая в украинской столице, высокопарно возвестила: "Весь мир смотрит на Украину. Все принципы и ценности, на которых была основана ОБСЕ 40 лет назад, сегодня находятся на кону - это суверенитет, свобода выбора, свобода ассоциации союзов, демократия". Однако разве не Вашингтоном и его союзниками начисто попирается сейчас свобода выбора украинского народа? На встрече с В. Януковичем госпожа Нуланд от лица администрации США провозгласила: «Насилие против демонстрантов является недопустимым для демократической европейской страны, но у украинского правительства еще есть возможность «двинуться в правильном направлении» и вернуться на путь евроинтеграции». А что, возврат на этот путь сделает насилие уже допустимым?

Госсекретарь США Джон Керри заявил, что «США выражают отвращение» в связи с решением украинских властей разогнать бунтарей в Киеве». При этом, защищая право на мирные демонстрации на Украине, американцы начисто игнорируют факт захвата митингующими государственных учреждений в Киеве. А ведь в самой Америке, где перед Белым домом в Вашингтоне постоянно проходят какие-то пикеты, вздумай кто-то из пикетирующих попытаться захватить резиденцию президента, он, скорее всего, расстался бы не только со свободой, но и с жизнью. Об этом говорит и недавний эпизод с расстрелом вблизи Белого дома потерявшей ориентацию женщины с ребёнком в машине. Разве этот расстрел не вызывает отвращение?

Свои силы в роли защитника свободного выбора украинского народа, но «в одном заданном направлении» решил попробовать и американский сенатор Джон Маккейн. 15 декабря он обратился к митингующим на площади Независимости со словами о том, что «Украина заслуживает быть в Европе», что «Европе будет лучше с Украиной», что «Америка с ними в этой борьбе».[4] В тот же день глубину своего понимания происходящего Маккейн продемонстрировал в интервью CNN: «Нет никаких сомнений, что Украина жизненно важна для Владимира Путина, - заявил он. - Кто-то сказал, если не ошибаюсь, Киссинджер, что без Украины Россия - это восточная держава, а с Украиной – западная…» Полдела, что «эрудит» Маккейн спутал Бжезинского с Киссинджером. Второпях он ещё и объявил к тому же, что вместе с Украиной Россия становится «западной державой». Тогда о чём ему, собственно, беспокоиться?

Однако есть в Америке мудрецы и покруче. Эдвард Лукас в респектабельной The Wall Street Journal пишет, например: «НАТО уже сейчас с трудом защищает страны Прибалтики и Польшу от взаимодействующих и продолжающих усиливаться вооруженных сил России и Белоруссии. Добавьте к этому альянсу Украину, и головная боль превратится в кошмар». [5] От этих рассуждений так и веет паранойей времен холодной войны.

Конечно, украинские власти своими постоянными метаниями и непоследовательностью также подливают масла в огонь кипящих вокруг страстей. Результаты проведенного недавно опроса показывают, что условия ассоциации с Евросоюзом считают выгодными всего 30% украинцев, тогда как 39% респондентов полагают, что требования этого соглашения категорически неприемлемы. 48% украинцев полагают, что у президента Януковича были основания не подписывать его. Значительно меньше – лишь 35% опрошенных считают, что таких оснований не было. При этом, однако, около половины украинцев (49%) поддерживают киевский «евромайдан». Почти столько же (45%) высказываются против того, что там происходит.

О чём это говорит? Наверное, о том, что умом большинство граждан Украины понимают оправданность отказа от подписания соглашения с ЕС, а собравшимся на «евромайдане» симпатизируют из-за укоренившегося недоверия к власти как таковой. Спекуляции насчёт того, что требования демонстрантов – это, мол, позиция народа, здесь абсолютно неуместны.  «Евромайдан» раскалывает народ Украины: если на западе большинство выступает в поддержку киевских беспорядков,  то на востоке 81% населения являются  противниками «евромайдана». Может, кто-то и сделал ставку на такой раскол?

Сегодня затеянная Западом и украинской оппозицией игра на обострение губительна для единства Украины. Можно согласиться с мнением эксперта Центра изучения президентской власти и Конгресса в Вашингтоне Джоба Хеннинга, полагающего, что в данных обстоятельствах никакой объем помощи и никакие усилия по «гармонизации» не способны ощутимо улучшить положение дел на Украине. Хеннинг допускает, что протестующие могут свергнуть Виктора Януковича, но, сделав это, они только обнаружат, что любой другой правитель на его месте окажется в таком же положении. «Этот регион, - пишет эксперт, - уже видел более чем достаточно «цветных революций» и теперь отчаянно нуждается в нормализации процесса управления. В противном случае он рискует пойти по тому же пути, что и Египет, увязший в постоянных народных волнениях, которые мешают властям сделать хотя бы попытку справиться со стоящими перед страной серьезными проблемами».[6]