Греция попытается развернуть Евросоюз с Востока на Юг

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Январская сессия Европарламента стала первым крупным форумом, на котором в качестве действующего председателя ЕС выступила Греция. И сразу обнаружилось намерение Афин внести коррективы во внешнеполитические приоритеты Брюсселя. Греческое правительство намерено передвинуть вектор активности ЕС в отношении стран-соседей с Востока на Юг. Это означает повышенное внимание к региону Средиземноморья и отказ от форсирования программы «Восточное партнерство»... 

«"Южное соседство" ЕС имеет для нас огромное значение, равно как и для этих стран. Литва, президентство которой закончилось, фокусировалась на «Восточном соседстве» - Украине, Армении и т.д.», - заявил вице-премьер, министр иностранных дел Греции Эвангелос Венизелос в интервью греческому информационному агентству ANA-MPA. По его словам, Греция в период своего председательства в ЕС «ставит акцент» на «Южном соседстве» Евросоюза и будет активно развивать отношения именно с этим регионом. При этом греческое правительство отказалось включить реализацию целей программы «Восточного партнерства».

«Нам хорошо известны наши основные обязательства, и мы готовы доказать всем скептикам, что, несмотря на проблемы, Греция все еще может выполнять свои функции председателя», - подчеркнул Венизелос, намекая на уже раздающиеся в брюссельских коридорах заявления о том, что переживающая финансовый кризис Греция не способна-де полноценно представлять Евросоюз и формировать его повестку дня. 

Евросоюз стал активно «обрастать» региональными программами («измерениями», «соседствами», «партнёрствами») со второй половины 2000-х годов. Причем у каждого из «измерений» были свои кураторы из ЕС.

Наиболее прозрачными были цели «Северного измерения» - внешнеполитической программы Евросоюза. Данная программа была впервые оглашена на заседании Совета ЕС в Люксембурге в 1997 году. Основными целями программы провозглашались решение проблем и реализация возможностей в регионе, охватывающем северные государства-члены ЕС, страны так называемой Европейской экономической зоны (Исландия и Норвегия), а также Россию. Акцент делался на втягивание в ЕС стран Балтии. А после того как Латвия, Литва и Эстония в 2004 году были приняты в Евросоюз, главным в программе «Северное измерение» стали экологические вопросы. 

В отличие от «Северного измерения», «Восточное партнерство» и «Южное соседство» носят гораздо более выраженный политический характер. Разработанное Польшей и Швецией и представленное в 2008 году «Восточное партнерство» изначально преследовало цель укрепления позиций Евросоюза в республиках бывшего СССР с тем, чтобы сократить их связи с Россией. Что же касается «Южного соседства», то данная программа корреспондирует с более широким проектом «Средиземноморского союза», разработанным бывшим президентом Франции Николя Саркози. В глазах французского лидера данный проект был призван укрепить позиции Франции в обширном регионе от Марокко на Западе до Сирии на Востоке. «Средиземноморский союз» и «Южное измерение» появились на свет еще до кровавых событий в Ливии и эксцессов «арабской весны», но оказались особо востребованными именно в условиях стремительного роста нестабильности во всем регионе Северной Африки и Ближнего Востока.

Надо сказать, что такой центр силы в Евросоюзе, как Германия, довольно скептически относится и к «Восточному партнерству», и к «Средиземноморскому союзу». В частности, Берлин считает, что Евросоюзу не нужно связывать себя никакими конкретными обязательствами в отношении стран-участниц «Восточного партнерства». С такой позицией солидарен и Париж. А для того, чтобы снивелировать средиземноморскую активность Франции, Германия развивает активность на Балканах, где немецкие дипломаты и военные играют роль первого плана еще с 1990-х годов.

Смещение приоритетов Греции на посту председателя ЕС в южном направлении свидетельствует о намерении Афин играть более сложную игру. Ведь как раз во времена Саркози сформировалась та невыгодная для Греции антикризисная ось Франции и Германии, которая требовала от «проблемных» стран ЕС драконовских мер бюджетной экономии. 

В сложившейся ситуации наметившееся сближение Афин и Парижа на международной арене вполне объяснимо. Греция исторически и географически тяготеет именно к Средиземноморью. Сыграл свою роль и фактический провал ставки на «Восточное партнерство». Несмотря на все усилия Вильнюса, Варшавы и других европейских столиц, Евросоюзу не удалось убедить Украину подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, что стало крупнейшим поражением Брюсселя за последние годы в его антироссийских играх. Греция же традиционно поддерживает добрые отношения с Россией, то есть ее нежелание форсировать программу «Восточное партнерство» объяснимо и с этой точки зрения.  

Впрочем, поборники «Восточного партнерства» не будут сидеть сложа руки. Да и сама Греция слишком зависит в финансовом отношении от ЕС, чтобы рассчитывать на проведение ею полностью самостоятельной политики. В сложившейся ситуации любопытную мысль высказала вначале британская газета The Financial Times. «Евросоюз должен приложить все усилия» чтобы не допустить закрепления на континенте новых разделительных линий между Востоком и Западом. Для этого Брюссель, с одной стороны, «не должен уклоняться, как он делал до сих пор, от того, чтобы предоставлять странам «Восточного партнерства» возможность в будущем стать его полноправными членами при условии выполнения ими всех требований», писала газета. С другой стороны, ЕС «должен попытаться найти способы согласовать правила торговли», действующие в Евросоюзе и Евразийском союзе. В этих целях, «когда волнения на Украине прекратятся, Евросоюзу стоит рассмотреть возможность вступить в трехсторонние переговоры с Россией и Украиной, как предлагали Москва и Киев». [1]

По сути, алгоритм, предложенный The Financial Times, предусматривает отказ от политизации программ ЕС, ориентированных на его соседей, и переход Брюсселя к более конструктивному сотрудничеству со своими партнерами, включая Россию. И вполне возможно, что председательство в ЕС Греции станет подходящей площадкой для реализации подобных идей.

[1] The Financial Times, 02.01.2014