На Украине не прекращаются бесчинства, именуемые революцией. Под лозунгами «евромайдана» объединились те, кто «за Европу», и откровенные нацисты. Движимые внешними силами, они идут на разрыв всех связей с Россией и с общероссийским прошлым земель, которые входят в состав современной Украины. Лидеры и идеологи Майдана – это либо униаты, либо раскольники из рядов автокефалов и филаретовского «киевского патриархата», не признанные ни одной поместной Церковью мира. Есть среди «евроинтеграторов» и те, что отстаивают «европейские ценности» не только в теории, но на практике, в личной жизни. Это гомосексуалисты, для которых превращение Украины в «Евросодом» означало бы личную победу над христианской моралью. Они ненавидят Русскую Православную Церковь…
Со сцены Майдана, в захваченных государственных зданиях и на оккупированных площадях вдохновляют своих единомышленников на беззакония имитирующие молитву римо-католические ксендзы и униатские священники, лжесвященники из украинских расколов, сектанты. Националистический дух украинского мятежа наиболее полно выражается в идеологии греко-католичества и псевдоправославного раскола. Развивают международную активность с целью смещения законной власти глава униатов Шевчук и лжепатриарх-анафема «Филарет» Денисенко, установившие прямой контакт с Вашингтоном.
Безусловно преобладающей религиозной силой на Украине, несмотря на два десятилетия мощнейшей пропаганды раскола, является каноническая Украинская Православная Церковь Московского патриархата (УПЦ МП). Однако с глубоким сожалением приходится констатировать, что ввиду целого ряда обстоятельств позицию УПЦ МП в эти судьбоносные для страны дни можно охарактеризовать двумя словами – разброд и шатание.
Половинчатая, не лишённая симпатий к настроенным на отделение от Русской Церкви элементам политика предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана) привела к тому, что в самых важных для судьбы Украины вопросах, имевших решающее влияние на формирование мировоззрения паствы, священноначалие УПЦ МП либо отмалчивалось, либо ограничивалось общими фразами и осторожно, но становилось на сторону русофобских сил, как это было, например, в случае с «голодомором», созданием комиссии по реабилитации Мазепы и др. В УПЦ МП формировалось поколение епископата, безразличное к проблеме векового единства Русского Православия, блеклое и невыразительное, оторванное от святоотеческой традиции. В то же время ряд видных иерархов, таких как митрополит Агафангел Одесский, митрополит Онуфрий Черновицкий, митрополит Сергий Тернопольский, архиепископ Феодор Каменец-Подольский, архиепископ Ионафан Тульчинский, в каком-то смысле и митрополит Иларион Донецкий, многие священнослужители и основная масса мирян стояли и стоят за единство Русского Православия, считают себя частью Русского Мира, бережно хранят русскую духовную традицию. И с этим митрополиту Владимиру нельзя было не считаться.
С появлением на церковном горизонте любимца митрополита Владимира Александра Драбинко в сан епископа в УПЦ МП всё чаще стали рукополагать ставленников последнего. Сам же Драбинко, известный своей аморальностью и неприкрытым стремлением к автокефалии, отличается ненавистью не только к русской духовной традиции, но и ко всякой святыне вообще (так, недавно он высмеял Дары волхвов).
После скандала с уголовным делом, открытым против Драбинко, и на фоне длительной болезни митрополита Владимира, который сейчас практически не приходит в сознание и живёт благодаря подключению к различным аппаратам, всё более заметная роль в УПЦ МП стала отводиться ещё недавно незаметной фигуре – митрополиту Бориспольскому Антонию (Поканичу). Люди, хорошо знакомые с церковными делами, характеризуют этого человека как крайне властолюбивого, способного переступить через многое, стремящегося навязать себя в качестве преемника митрополита Владимира. За короткое время ему удалось пройти головокружительный карьерный путь – от клерка Киевской митрополии, от викарного епископа и ректора Киевской духовной академии до руководителя самых разных общецерковных комитетов и комиссий, председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ МП, а затем – управляющего делами УПЦ МП и постоянного члена ее Синода. Удалось ему также получить в качестве самостоятельной епархии половину Киевской области.
Секретом Полишинеля является тот факт, что митрополит Антоний сделал ставку на полное подчинение Церкви властям, а те в свою очередь оказывали постоянное давление, продвигая Антония на место будущего Киевского митрополита. Сам же митрополит Антоний проводил, где мог, линию на ползучую украинизацию Церкви и богословия, дистанцируясь от Московского патриархата, но делая это весьма осторожно. Одним из тех, кто продвигал Антония наверх, являлся бывший глава администрации президента Украины Сергей Лёвочкин. О том, какова позиция в церковных вопросах нового главы президентской администрации Андрея Клюева, а также президента Украины Виктора Януковича, ничего определённого неизвестно. Если линия на бесцеремонное «продавливание» митрополита Антония (Поканича) сохранится, это будет означать, что власть предпочитает делать ставку на людей «умеренно» антироссийского и националистического склада.
Почти все украинские СМИ отметили эпизод с проповедью известного киевского миссионера протоиерея Андрея Ткачева, в которой тот обличил Майдан и заявил о его дьявольской сути. Отец Андрей был вызван к управляющему УПЦ митрополиту Антонию «на ковёр», о чем оперативно оповестил официальный сайт УПЦ МП. Отцу Андрею не только устроили разнос, но от него потребовали ещё и письменного раскаяния в своих словах, на что тот, сломавшись, согласился. В этом возмутительном и прискорбном происшествии есть показательные детали, характеризующие нынешнее состояние церковной и околоцерковной жизни.
Если власть и после смены главы президентской администрации видит преемником митрополита Владимира митрополита Антония, а тот согласовал с властью такой политически важный демарш, как публичное осуждение протоиерея Андрея Ткачёва, выступившего против майданщиков, то это означает, что В.Янукович готов идеологически капитулировать перед «евромайданом», включая и неонацистов, и сам стать сам защитником Майдана, лишь бы сохранить власть. Однако, на мой взгляд, более вероятно, что чуткий к политическим ветрам митрополит Антоний решил, что чаша весов в революции склоняется на сторону тех, кто выступает под знамёнами Бандеры, а значит, нужно публично прогнуться перед «евромайданом», отчитавшись в СМИ о подавлении в Церкви даже зародыша антифашистского сопротивления.
Уверенность митрополита Антония в своей неуязвимости и непотопляемости обнаруживает уже сам факт вызова им, архиереем Борисполя, для «отчёта» и «внушений» клирика Киевской епархии, находящейся, подчеркнём, в ведении его непосредственного начальника и главы всей УПЦ МП – митрополита Владимира. Это - прямое попрание церковных канонов, и, в принципе, отец Андрей Ткачев мог проигнорировать вызов. Вся ситуация говорит о том, что нынешний предстоятель УПЦ МП, видимо, действительно очень плох, и Бориспольский митрополит не только не опасается санкций за нарушение субординации, но и уверен в своём будущем. Поэтому он спокойно решил сделать шаг, который многие маститые архиереи охарактеризовали как узурпацию церковной власти и грубую попытку «прогнуть» Церковь под революционеров с Майдана.
В узурпации митрополита Антония кулуарно обвиняет сегодня уже большинство епископата УПЦ МП - не только в связи с рассмотренным эпизодом, но и в связи с общим стилем его поведения в период последнего всплеска болезни митрополита Владимира. Предстоятель УПЦ МП месяцы не появляется ни на одной службе, нигде не выступает, никого не принимает. Однако за подписью митрополита Антония епархии облетают циркуляры, в том числе важного политического значения, направляемые якобы по благословению не приходящего в сознание митрополита Владимира. Митрополит Антоний активно выступает на политических мероприятиях, круглых столах с президентом и оппозицией, оглашает «позицию Церкви», не будучи на это уполномочен ни Киевским митрополитом, ни Синодом УПЦ МП. По нашим данным, он не связывается с членами Синода, чтобы проконсультироваться по тому или иному церковному вопросу, даже по телефону. Заметим здесь, что, согласно Уставу УПЦ МП, в общественно-политических делах Церковь представляет не Управление делами, а Отдел внешних церковных связей. Нашумевшее «Обращение украинских церквей» в поддержку ассоциации с «Евросодомом» было подписано уже мало что понимавшим митрополитом Владимиром с подачи того же Антония, который затем попытался путём письменного опроса с неукоснительным требованием подписи заставить украинских архиереев согласиться с новой «европейской» линией якобы митрополита Владимира.
Недееспособность митрополита Киевского и всея Украины Владимира, длящаяся уже давно, выгодна как определённым силам внутри УПЦ МП, так и тем украинским политикам, которые хотели бы воспользоваться ситуацией дестабилизации Украины. Традиционное почтение к фигуре предстоятеля, а также боязнь проявить инициативу и попасть под шквал огня антицерковных СМИ, каковых в украинском медиапространстве большинство, мешают ревнителям церковного единства в украинском Синоде собраться на заседание и признать очевидное, а именно: паралич церковной власти в канонической Церкви на Украине будет продолжаться в течение всего времени, пока её глава будет лежать в беспамятстве, подключённый к медицинской аппаратуре. Учитывая возможности современной медицины, это может продолжаться долго.
В сложившейся ситуации особое значение приобретает активность организаций православных мирян, способных противостоять попыткам извратить церковную позицию. К числу таких попыток относится акция архимандрита Кирилла Говоруна и киевского священника Андрея Дудченко, выступивших вместе с несколькими «оранжевыми попами» с воззванием, восхваляющим Майдан, революцию, евроинтеграцию, провозглашающим «заповеди мирного сопротивления» и выставляющим следующий за патриархом и святыми отцами народ Божий стадом обманутых профанов. Большую надежду вселяет то, что православные братства канонической Церкви проводят сейчас сбор подписей под хорошо аргументированным, дышащим болью за судьбу Православия на Украине обращением к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой о лишении сана главного идеолога упомянутого революционного воззвания и автокефалистского движения внутри УПЦ МП - архимандрита Кирилла Говоруна. Как это уже было в XVI-XVII веках, в критические моменты истории именно верующий народ становится на земле Украины решающей силой сохранения церковного единства и охранения канонического Православия.