Решительный поворот в сирийской войне: победа Асада в ущелье Каламун

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На фоне происходящего в Крыму и вокруг него как-то на второй план мировой политики отошла война в Сирии. Между тем там за последние дни произошли чрезвычайно важные события, подпортившие настроение Белому дому ещё больше. Сирийская армия очистила от противника ущелье Каламун, которое по стратегическому значению можно сравнить разве что с Панджшерским ущельем в Афганистане. 

Каламун, центром которого является город Ябруд, протянулся на несколько десятков километров вдоль главной трассы Дамаск – Алеппо в сторону ливанской границы. В течение длительного времени сосредоточенная там под защитой окружающих гор 10-тысячная группировка, основной костяк которой составлял 5-тысячный отряд лидера «Исламского фронта» и «духовного авторитета» Захрана Аллуша, не позволяла правительственной армии развить полноценное наступление на север, а также активно сковывала ее действия в районе Большого Дамаска. На Аллуша в Вашингтоне делали большую ставку и в общесирийской игре, видя в нем одного из будущих лидеров страны. Известно также о его тесных связях с саудовской разведкой и ЦРУ. Американцы, по некоторым данным, даже обращались к Москве с просьбой повлиять на Асада, чтобы тот отказался от наступления в данном регионе, поскольку это, дескать, могло бы «создать напряженность в Ливане». Из одного только этого было ясно – брать Каламун надо! 

Планомерное наступление правительственных войск в ущелье под общим названием «Белые Горы» началось еще в начале года. В нем вместе с верными Асаду частями, по израильским данным, участвовали также подразделения ливанской «Хизбаллы» и две бригады иракских добровольцев Ассаиб аль-Хак и Абу аль-Фадль аль-Аббас. Помимо тяжелых горных условий и отвлекающих ударов боевиков в других районах страны, в частности в дамасском пригороде Адра, продвижению армии мешало и то, что в качестве живого щита боевики держали в Ябруде группу из 13 монахинь и трех помощниц, похищенных ими в православном монастыре Святой Феклы в Маалуле. Надо отдать должное полководческому таланту сирийских военных и их заботе о населении и чувствах верующих. Они не шли в лоб по ущелью и не опустошали расположенные там селения, а последовательно, одна за одной, занимали господствующие высоты. Когда же приблизились вплотную к Ябруду, сначала добились освобождения плененных монахинь в обмен на жён боевиков. И лишь затем последовал стремительный бросок в город, который в итоге был освобожден всего за сутки. 

Потери оппозиционеров в Ябруде составили не менее 1,5 тыс. человек. Остальные были либо взяты в плен, либо рассыпались по окрестным селам. Около полутора тысяч ушли в Ливан, и теперь за ними охотится ливанский спецназ. Среди погибших оказался и местный лидер аль-каидовцев из «Джебхат ан-Нусра» Абу Аззам аль-Кувейти, по приказу которого и были похищены монахини из Маалулы. Судьба самого Захрана Аллуша пока неизвестна. В настоящий момент войска ведут перегруппировку и зачищают ущелье на всем его протяжении. На днях последовал другой громкий успех. Армия сумела освободить совершенно нетронутым крупнейший на Ближнем Востоке памятник эпохи крестоносцев – цитадель Крак де Шевалье в провинции Хомс. Ожидается, что и сам город Хомс, третий по величине в Сирии, падет со дня на день. Высвободившихся после этих операций правительственных сил, в принципе, достаточно, для того чтобы в сжатые сроки одержать полную победу над внутренней вооружённой оппозицией, если бы этому не препятствовало внешнее вмешательство.

На Западе все больше сознают, что чаша весов в сирийском конфликте склоняется не в пользу его ставленников, но от своей заводящей в тупик позиции по смене режима в Дамаске отказываться не хотят.

Бывший американский посол в Сирии, а затем куратор оппозиции Роберт Форд, выступая 20 марта в центре Вудро Вильсона, признал, что все попытки консолидации антисадатовских сил провалились, а Дамаск оказался гораздо сильнее и «живучее», чем ожидалось. Ранее схожие оценки высказывал директор ЦРУ Джон Бреннан. Момент для смены режима упущен. Однако, как посетовал Форд, если бы даже американцам каким-то чудом удалось сместить президента Сирии Башара Асада, то вместо него возникли бы только «вакуум власти» и полный хаос, «хуже, чем в Ливии». Форд не скрывал, что американцы вполне осведомлены о присутствии в рядах покровительствуемых ими сил большого числа боевиков «Аль-Каиды» и о той угрозе, которую «ее элементы» представляют для населения страны и региональной безопасности. Однако никаких идей насчёт того, что с Дамаском надо договариваться, Форд не выдвигал.

Военный аналитик Вашингтонского института ближневосточной политики Джеффри Уайт полагает, что из патового положения в сирийском конфликте может быть найден выход в результате активных действий, предпринимаемых в последнее время правительственной армией. «Ежедневно она проводит сотни боевых операций в 12 из 14 провинций страны». И ей все чаще сопутствует успех. По мнению Уайта, победа Асада будет полностью обеспечена, когда его силы окончательно возьмут под контроль зону от Дамаска до Алеппо. Именно здесь они стратегически грамотно концентрируют усилия, не обращая внимания на отдельные мелкие неудачи в отдаленных провинциях. При этом Уайт не исключает, что, несмотря на нынешнее упорное сопротивление мятежников, их ряды могут неожиданно и быстро ослабеть, вследствие «кумулятивного эффекта» от череды поражений, проблем с логистикой и утратой народной поддержки.

Вместе с тем возрастает опасность того, что перед лицом окончательного поражения противников Асада, воспользовавшись сосредоточенностью России на украинском кризисе, Вашингтон может пойти на военную интервенцию в Сирии. Там ожидают, что Асад попытается полностью разгромить противника до президентских выборов в стране, намеченных на июль 2014 г., и намерены этому помешать. Об этом говорит, например, неожиданное заявление США после победы в Ябруде о приостановлении дипломатических отношений с Сирией без предъявления каких-либо привычных обвинений в нарушении тех или иных конвенций. Кроме того, приостановлена работа сирийского посольства и консульств на территории США. Сотрудники посольства и консульств Сирии в Мичигане и Техасе получили распоряжение покинуть территорию Америки.

Одновременно произошли серьезные столкновения на границах Сирии со странами, в которых присутствуют американские советники. У Дамаска пытаются похитить его победу, которая казалась уже такой близкой. Из Турции крупные силы боевиков, преимущественно члены «Аль-Каиды», попытались вторгнуться в родную провинцию президента Асада Латакию. Сейчас там идут упорные бои, и Дамаск обратился по этому поводу с протестом в ООН. Погиб двоюродный брат президента генерал Хилал Асад, турками над территорией Сирии сбит самолет сирийских ВВС. Город Латакия подвергся ракетной атаке боевиков из системы «Град», погибли и ранены многие люди. Вдоль границ этой провинции курсируют вертолеты турецких ВВС, оказывая огневую поддержку мятежникам.

Лидер ведущей оппозиционной турецкой Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу предупредил парламент Турции о планах Эрдогана нанести в ближайшее время военный удар по Сирии и попросил начальника Генерального штаба «не искать приключений для Турции». Формальным поводом для интервенции, по его мнению, может послужить защита считающейся святыней в Турции могилы основателя империи Сельджуков Сулеймана Шаха. Это место находится в нескольких километрах от Алеппо.

Израиль сразу же после падения Ябруда подверг ракетно-артиллерийскому обстрелу и бомбежке с воздуха позиции сирийских войск в районе Голанских высот. Верховное командование Вооружённых сил САР заявило, что это является прямым нарушение сирийско-израильского Договора о разъединении сил на Голанах.

Основной удар с участием американских сил может быть нанесён со стороны Иордании, в которой уже давно действует секретный командный центр, состоящий из представителей США, Великобритании, Израиля и 11 арабских государств. Этот центр готовит открытие «южного фронта» против Дамаска в провинциях Дараа, Кунейтра и Эль-Сувейда. Пока активные боевые действия уже ведутся в провинции Дараа, где мятежники захватили Центральную тюрьму, к своему удивлению, почти никого там не обнаружив.

Безусловно, эти действия способны замедлить ход общего наступления Дамаска, но не остановить его полностью. Более того, подобные акции уже запоздали. Они имели смысл тогда, когда наступление на Каламун только начиналось. Сейчас же у командования сирийских вооруженных сил там высвободилась крупная группировка, с помощью которой оно, будучи вполне осведомленным о намерениях боевиков и их зарубежных покровителей, в состоянии выстроить надежную оборону на наиболее опасных участках границ. А когда военный запал противников ослабнет, ибо они не готовы бежать на длинную дистанцию, Дамаск вновь вернется к решению главной задачи – освобождению всей страны.