Этот день, 22 июня, будет семьдесят третьим после 1941-го. И в шестой раз в России и странах СНГ пройдет международная мемориальная акция «Свеча памяти 22 июня». Торжественно-траурные мероприятия начнутся 21 июня с заупокойного богослужения в Елоховском Богоявленском соборе Москвы. Здесь будет торжественно зажжена общенародная свеча памяти по погибшим в Великой Отечественной войне и по одной свече от каждой страны бывшего СССР в знак общей утраты для всех народов нашего Отечества. В кафедральных соборах и крохотных сельских церквушках на огромных просторах воевавшей страны – от Белоруссии и Молдовы до Казахстана и Киргизии – будут в этот день молитвенно вспоминать павших в годы той войны.
Свеча Елоховского Богоявленского собора отразится сотнями тысяч, миллионами свеч, которые каждый присоединившийся к акции затеплит в своем жилище. По уже укоренившейся традиции отблеск пламени станет виден в окнах домов и квартир ровно в 22 часа по местному времени.
На следующий день мото- и автоколонна клуба «Ночные волки» торжественно сопроводит свечу памяти от Елоховского собора на Поклонную гору. Здесь в Зале памяти и скорби Центрального музея Великой Отечественной войны пройдет главная акция «Свеча памяти 22 июня».
С уходом от нас поколения непосредственных участников войны рождаются новые традиции сохранения памяти о подвигах старших и перенесенных ими испытаниях. Восприятие событий семидесятилетней давности меняется, но не притупляется.
Взять год от года набирающее силу движение «Бессмертный полк». Каждый, независимо от возраста и степени родства, главное, чтобы он помнил и чтил своего родственника – ветерана армии и флота, партизана, подпольщика, труженика тыла, узника концлагеря, может выйти 9 мая на улицы своего города, поселка, села с фотографией солдата, чтобы принять участие в шествии колонны «Бессмертного полка». Зачем? Очень точно ответил на этот вопрос внук фронтовиков из Санкт-Петербурга: «Никакой политики, никакой коммерции. Просто память. Чтобы не стать манкуртами».
Эту гражданскую инициативу поддерживают в России уже сотни тысяч человек. К ним добавляются новые и новые единомышленники. Так, в нынешнем году колонны «Бессмертного полка» впервые прошли на День Победы в Симферополе, Севастополе и других городах воссоединившегося с Россией Крыма.
А движение, связанное с распространением Георгиевской ленточки! Оно сегодня охватило не только страны постсоветского мира, черно-золотистые ленточки раздают уже и в Иерусалиме, и в Нью-Йорке, и в Монреале, и в Праге, и в Белграде.
Новые формы выражения социальной, гражданской памяти о войне и победителях фашизма – это не только дань нынешних поколений своим предшественникам. Это и их ответ поднимающему голову неонацизму, всем тем, кто тщится перечеркнуть подвиг наших отцов, дедов и прадедов. Сегодня почти зеркально воспроизводится ситуация июня 1941 года, когда в смертельном бою сошлись две противоположные силы – носители фашистского «нового порядка» и те, кто с этим «порядком» не мог смириться ни под каким видом. Не случайно на Донбассе Георгиевская ленточка стала сегодня одним из символов сопротивления неонацизму, а у современных бандеровцев она вызывает бешеную ненависть.
Трагические события в Новороссии приняты к сердцу и участниками мемориальной акции «Свеча памяти 22 июня». Ведь чем нынешние нацгвардейцы, «правосеки» отличаются от немецких фашистов, ворвавшихся на советскую землю семь десятилетий назад? Да ничем: с той же звериной жестокостью жгут и убивают мирных людей в Одессе, Киеве, Мариуполе, Донецке, Луганске, Славянске, Краматорске, других городах и селах Новороссии, радуются мученичеству «колорадов», травят их химическим оружием, поливают напалмом, готовятся обустроить концентрационные лагеря. И как Гитлер 22 июня 1941 года объяснял свою агрессию ответом на наступательные приготовления СССР, так турчиновы, яценюки, порошенки прячутся за «антитеррористическую операцию» как за «вынужденную», направленную «на сохранение целостности украинского государства» против «сепаратистов» и «террористов».
Нынешние события на Украине дают повод для аналогий с июнем 1941 года и в международном плане. На Советский Союз в рядах гитлеровских войск обрушилась тогда по существу вся Европа, сегодня в поход на Россию с пресловутыми санкциями идут те же силы. Мало того, в Вашингтоне и Лондоне, в Париже и Брюсселе к лагерю покровителей неонацистов из Киева присоединяются и те страны, которые в 1941-м воевали против Гитлера.
Сегодняшние симпатии западных лидеров к установившемуся в Киеве режиму и давние «вибрации» западных демократий по поводу того, на чьей стороне воевать в противоборстве СССР и Германии, а после начала войны сомнения, «не слишком ли сильно мы помогаем Советам», имеют одну и ту же природу. Это многовековая враждебность Запада России и русским. Даже в разгар войны, разрабатывая план высадки экспедиционных войск в Нормандии, западные союзники имели «про запас» план «Рэнкин», предусматривавший, в случае если восточный фронт немцев неожиданно рухнет под ударами Красной армии, принять капитуляцию вермахта на западе и с его помощью предотвратить вступление советских войск на территорию Германии.
Не то же ли самое мы видим сегодня на Украине? Многие оценивают события там как гражданскую войну. На наш взгляд, это не совсем так: нарастает прежде ползучий, а ныне окрасившийся кровью процесс вытеснения русских со всех постсоветских территорий, в данном случае из Украины. Может быть, поддерживая полулегальный (учитывая обстановку президентских выборов и явку избирателей) режим Порошенко, западные державы стремятся защитить «молодую демократию»? Ничуть: используя ударные силы укронацизма, Запад не останавливается перед изгнанием, а если потребуется – и перед физическим уничтожением русских на Юго-Востоке Украины. А национально-освободительное движение Новороссии и стремление Москвы прийти на помощь соотечественникам квалифицируются как «сепаратизм» и «путинский империализм».
Чувствуя покровительство Запада, украинские наци в перерывах между исполнением карательных функций цинично вспоминают о праве. Трагикомический фарс: лидер «Свободы» Тягнибок намерен судиться с немецким политиком и депутатом Грегором Гизи, назвавшим представителей этой радикально-националистической партии фашистами. «Фашисты получили важные посты и доминируют, например, в секторе безопасности. И фашисты еще никогда по своему желанию не уходили из власти после того, как они захватили хоть одну часть ее. Как минимум немецкое правительство должно было провести здесь границы, хотя бы на фоне нашей немецкой истории», – жёстко заявил лидер германской Партии левых. Эти-то слова и не понравились Тягнибоку.
А канцлер ФРГ А. Меркель иного мнения о делах «Свободы», «Правого сектора» и в целом о киевском режиме. Иначе она не стала бы одним из самых ретивых сторонников санкций против России, которую, оказывается, надо «наказать» за ее линию по отношению к убийствам мирного населения в Донбассе. И не случайно госпожа Меркель недавно услышала в бундестаге от вице-председателя Партии левых Сары Вагенкнехт: «…сегодня вы поддерживаете то правительство, в котором четыре министра принадлежат националистической партии, открыто выступают против евреев и русских, правительство, которое ведет войну против своего народа».
Исходя из опыта прошлого, возникший сегодня симбиоз лицемерных западных политиков и воинствующих укронацистов вряд ли может удивить, но от этого он не становится менее угрожающим. Теперь уже совершенно ясно, что никаких уроков из Второй мировой войны по-настоящему не вынесли ни заражённые русофобией победители, ни побежденные. И кто знает, чем это еще обернется для мира. Не до всех доходит простая истина, высказанная Сарой Вагенкнехт: «Мир и безопасность Европы невозможны без России и тем более против России».
…21 июня 2014 г. в 16.00 в Елоховском Богоявленском соборе Москвы во время заупокойного богослужения рядом со свечами в память о павших в годы Великой Отечественной войны затеплятся свечи за погибших в новом сражении с нацизмом – в Одессе и Мариуполе, Донецке и Луганске, Славянске и Краматорске.