Принятие Верховной радой Украины 16 сентября законов об особом статусе отдельных районов Донбасса и об амнистии, с одной стороны, сплотило в украинском парламенте неонацистов, русофобов, разномастных западников, с другой – сопровождалось жестом Государственного департамента США, приветствовавшего результаты голосования.
Основных положений закона "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (точное название) несколько. Во-первых, «особый порядок» ограничен тремя годами и будет распространяться лишь на территории, где проводится «антитеррористическая» (читай: карательная) операция. Во-вторых, украинское государство гарантирует свободное использование русского языка. Особый порядок будет касаться и процесса назначения глав прокуратур и судей в районах – они будут избираться при участии местных органов самоуправления, выборы в которые Киев предлагает провести 7 декабря сего года.
Центральная власть оставляет за собой право подписывать с районами экономические и другие соглашения и обязывается финансировать регион из специально предусмотренной защищенной статьи госбюджета расходов на развитие этих районов. Также районы получают право на взаимодействие с пограничными районами России на основе соглашений о приграничном сотрудничестве.
Новороссия: «законодательный акт сопредельного государства»
В самопровозглашённых Донецкой и Луганской народных республиках к закону о статусе Донбасса отнеслись без особых эмоций - здесь его рассматривают как законодательный акт сопредельного государства.
По словам первого вице-премьера ДНР Андрея Пургина, разговор с киевскими властями об «особом статусе» идти будет, но только в части, касающейся экономических связей. Совместное с украинским правительством решение политических вопросов в ДНР считают недопустимым. Предложение Петра Порошенко закрепить границы новых образований по существующим сегодня линиям позиций ополченцев и украинской армии, сохраняя далее статус-кво, Донецк и Луганск не устраивает. Там готовы согласиться с предложением только в том случае, если границы самопровозглашённых республик будут совпадать с границами Донецкой и Луганской областей.
Не полагаясь на миролюбие киевских властей, Донецкая и Луганская народные республики подписали протокол о создании Объединенных вооруженных сил Новороссии, главнокомандующим которых назначен генерал-лейтенант Иван Корсунь.
Ляшко: «Порошенко взялся не за свое дело»
А в Киеве, несмотря на одобрение новых законов Госдепом, эмоции в день голосования зашкаливали. Голосовали за два закона в основном люди Порошенко и Яценюка. Особый статус получил 277 голосов, амнистия – 287 голосов. Благодаря мастерству электронщиков, на табло засвечивалось только общее количество голосов. Привычный для Верховной рады расклад голосов по фракциям и внефракционным депутатам отсутствовал. Первым среагировал в «Твиттере» видный бютовец Андрей Шевченко: «Оба закона о легализации ДНР и ЛНР протащили с нарушением процедуры. Тайное голосование было незаконным».
Лидер имеющей неплохие шансы на предстоящих парламентских выборах «Гражданской позиции» Анатолий Гриценко, чья жена Юлия Мозговая издает проамериканский еженедельник «Зеркало недели», также отметился в «Твиттере»: «Такого в Раде еще не было. Янукович отдыхает. Табло было мертвым, никто из депутатов не мог видеть, кто и как голосует».
Позже Андрей Шевченко в беседе с журналистами рассказал: «Сначала выжали голоса за режим закрытого заседания, и потом председатель Верховной рады поставил на голосование законы в закрытом режиме, не получив предварительно согласия парламента, что является нарушением процедуры. Это означает, что мы просто на табло увидели цифру 277, мы не знаем, кто голосовал за эти законы, и не знаем, действительно ли парламент поддержал эти законы. Мне стыдно за этот парламент».
Фракция БЮТ провела брифинг, который открыла лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко. Потускневшая пассионария напомнила, что верная ей часть фракции, как и фракция «Свобода» Олега Тягнибока, не голосовала за данное решение, изъяв карточки из гнезд и подняв их над головами. «Это (принятие законов) полная сдача интересов Украины на Донбассе. Этим решением легализуется терроризм и оккупация Украины», - сказала лидер «Батькивщины». Вместе с тем Тимошенко не предложила механизм отмены принятого решения.
Лидер «Свободы» Олег Тягнибок обеспокоен тем, что «боевикам» на Донбассе дали право назначать судей и прокуроров на этих территориях. Голосованием 16 сентября, заявил О.Тягнибок, «перечеркнута защита украинского языка и вообще там ни одного слова нет о защите украиноязычного населения на оккупированной территории». Кроме того, «четко не обозначены границы, по которым должна проходить линия разграничения. Там лишь написано: «Донецкая и Луганская области» и не определенны конкретные районы и конкретные населенные пункты», говорит Тягнибок.
Однако всех превзошел в критике новых законов Олег Ляшко, которому сулят большой успех на октябрьских выборах в Верховную раду. «Голосовать за эти законопроекты - это изменить Украине и памяти павших за нее героев. Вместе с позором мы получим войну. Если Порошенко этого не понимает - очевидно, он взялся не за свое дело», - написал Ляшко у себя на странице в Facebook. Ляшко также убеждён, что результаты голосования были сфальсифицированы.
Порошенко в роли стоика
На фоне повальной критики Порошенко ведет себя, как стоик, и сохраняет видимое спокойствие. Встретившись с журналистами, он заявил, что Украина сделала шаг к миру. Приняв предложенные им законы, говорит Порошенко, парламент помешал тем, «кто хотел расшатать шаткое перемирие и снова втянуть Украину в войну».
«Те» - это соперники на парламентских выборах. Речь идет о трех политических силах – «Батькивщине» Юлии Тимошенко, Радикальной партии Олега Ляшко и партии «Свобода» Олега Тягнибока. Партия регионов и Компартия Украины в силу нынешней их слабости и внутреннего разброда в расчет не принимаются, тем более что регионалы на выборы не пошли, строя планы на декабрьские выборы в двух самопровозглашённых республиках, а коммунисты пока раздумывают, как быть дальше.
18 сентября Порошенко должен прибыть с первым официальным визитом в США. Ему предстоят встреча с Бараком Обамой, выступление на совместном заседании обеих палат конгресса, обсуждение форм помощи Украине в Атлантическом совете. В свете программы этого визита всё предпринимаемое сейчас президентом Украины, включая перемирие и попытку заморозить конфликт на Донбассе на три года, когда США начинают новую войну на Ближнем Востоке, выглядит не экспромтом, а согласованной с Вашингтоном позицией.