Развитие ситуации в сербо-албанских отношениях все более напоминает футбольный матч. В самой сомнительной ситуации оказался премьер-министр Албании Эди Рама, любой шаг которого в сложившихся обстоятельствах вызывает сомнения и подозрения. Судьба его намечавшегося первоначально на 22 октября визита в Белград в течение нескольких часов раскачивалась на весах. Сначала заместитель главы албанского правительства Нико Пелеши оптимистично заявил, что Рама все-таки «решил отправиться в Белград». Однако затем стало очевидно, что первый за последние 68 лет визит премьер-министра Албании отложен. Пока – до 10 ноября. Визит не отменён, а лишь отложен, поскольку «премьер-министры согласились, что они не должны упускать возможность встретиться для работы на благо стабильности в регионе и перевернуть новую страницу политических и экономических отношений между двумя странами», говорится в официальном заявлении сербского премьера.
По любопытному стечению обстоятельств на ноябрь перенесено и вынесение решения о дисциплинарных санкциях по отношению сборных Сербии и Албании по линии УЕФА. Источники в УЕФА говорят, что наказание вряд ли будет суровым. Похоже, в высоких футбольных кругах Европы пытаются спустить дело на тормозах - тем более что оно имеет опасную для Запада политическую окраску. Слишком вызывающей была устроенная на футбольном матче Сербия – Албания провокация с флагом «Великой Албании» и изображением двух албанских лидеров начала XX века. Один из них - Иса Болетини (Иса Болетинац в сербской транскрипции) - особенно ненавистен сербам. Именно он произнес знаменитую фразу, покидая Лондонское совещание послов великих держав 1912-1913 годов, на котором было решено не присоединять Косово к Албании: «Когда придет весна, мы удобрим равнины Косова телами сербов…»
Итак, кому выгодна разворачивающаяся «дипломатическая борьба на футбольном поле», не имеющая прецедентов в новейшей истории Европы, опекаемой Европейским союзом и другими претендующими на роль верховного арбитра организациями? Ведь если верить источникам в Брюсселе, Белграде и Тиране, намечавшийся на 22 октября визит албанского премьера в Сербию был «скрупулезно подготовлен» по самым различным каналам.
Если проанализировать интересы всех сторон, приходишь к выводу, что скандал, возникший после провокации албанцев на футбольном матче, больше всего отвечает интересам тех сил, которые делают ставку в своей политике на создание «управляемого хаоса» и которым выгодна атмосфера постоянного брожения на Балканах и в Европе в целом.
Происходившее в последнее время определенное оздоровление отношений между Сербией и Албанией на межгосударственном уровне объективно не отвечает интересам Соединённых Штатов. Цели Брюсселя прозрачны: открытие перед Албанией «европейской перспективы» (что уже сделано после представления стране статуса кандидата на членство в ЕС), перетягивание на свою сторону Белграда и закрепление за Евросоюзом положения главного балканского миротворца. Интересы США видятся иначе. Албания в НАТО - замечательно. Албания в ЕС – практически труднодостижимо, но в целом неплохо. Сербия с Брюсселем, а не с Москвой – очень хорошо. Однако при таком развитии событий пропадает основа того «управляемого хаоса», который дает возможность Соединённым Штатам сохранять и усиливать своё военно-политическое присутствие в Юго-Восточной Европе. Инициированная Евросоюзом сербо-албанская межгосударственная «перезагрузка» Вашингтону не нужна. Визит в Белград албанского премьера Эди Рамы не особенно вписывался в приоритеты администрации президента США Барака Обамы, где ведут дело не только к столкновению ЕС и России, но и пытаются максимально ослабить сам Европейский союз. Так что, возможно, не случайно у брата премьер-министра Албании, столь удачно занявшего место в VIP-ложе белградского стадиона «Партизан», оказался наготове американский паспорт.
Остаётся довольствоваться тем, что конфликт на футбольном поле не перерос (по крайней мере, пока!) в военное столкновение в Косове или на сербо-албанской границе. Тем более что аналогичный прецедент уже был. «Футбольная война» Гондураса и Сальвадора в июле 1969 года на волне отборочных матчей к очередному чемпионату мира унесла жизни нескольких тысяч человек и, к слову, поставила крест на важнейшем для региона интеграционном проекте по созданию Центральноамериканского общего рынка (его удалось реанимировать лишь в 1991 году).
«Настало время открыть новую страницу в отношениях Сербии и Албании», - говорится в совместном заявлении, подготовленном главами сербского и албанского правительств. Очевидно, что открытие этой страницы обрадует далеко не всех и уж точно не архитекторов того самого «нового мирового порядка», который гораздо точнее назвать управляемым беспорядком.