С этого месяца «в верхах» Европейского союза меняются ключевые фигуры. На пост нового верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности с 1 ноября уже заступила итальянка Федерика Могерини. В отличие от своей предшественницы британской баронессы Кэтрин Эштон она имеет опыт руководства внешнеполитическим ведомством своей собственной страны. А потому от Могерини можно ожидать более взвешенного и продуманного курса, в частности по вопросам взаимодействия с Россией, а также по балканским и другим актуальным региональным проблемам. Разумеется, при условии хотя бы относительного дистанцирования от указаний из-за океана.
Федерика Могерини уже объявила своей «основной личной задачей» выстраивание диалога между Украиной и Россией. По ее собственному признанию, ключевым приоритетом в усилиях на новой должности станет урегулирование кризиса вокруг Украины, в том числе по линии взаимоотношений в треугольнике Брюссель-Киев-Москва. Она уже пообещала «поддерживать усилия» по «выстраиванию» диалога между Украиной и Россией. «Италия взяла на себя такое обязательство», и это «будет моей основной личной задачей», подчеркнула госпожа Могерини. [1]
Решить данную задачу, мягко говоря, будет непросто. Слишком много проблем «наслоилось» в последние месяцы на украинскую проблему. И одной из них остается «санкционная война». Как известно, санкции легче ввести, чем отменить, и потому сегодня Евросоюз остается в заложниках своих собственных поспешных и необъективных решений, во многом продиктованных Вашингтоном. Политическая и экономическая контрпродуктивность санкций очевидна особенно тем странам, которые традиционно развивают взаимовыгодные отношения с Россией, включая Италию. Эта страна в настоящее время председательствует в Евросоюзе, и именно итальянское руководство в последние недели предприняло определенные усилия в целях вывода взаимоотношений России и ЕС из санкционного тупика. Премьер-министр Италии Маттео Ренци в ходе состоявшегося на минувшей неделе саммита ЕС прямо поставил вопрос о незамедлительном смягчении антироссийских санкций. [2] Однако против выступили Польша, Швеция и страны Балтии, и, казалось бы, напрашивающееся решение принято не было.
Насколько велики шансы на то, что Италии и ее единомышленникам в ЕС удастся преодолеть сопротивление антироссийских сил? Ответ на этот вопрос зависит от влиятельности данного лагеря. По информации источников в Брюсселе, в него, помимо Италии, входят Финляндия, Австрия, Болгария, Словакия, Греция, Кипр, Люксембург. Стоит добавить сюда и Венгрию, а также, возможно, еще несколько государств. Говоря о позициях этих стран внутри ЕС, следует учитывать не только политическое влияние, но и их экономическую силу. Это относится к способности того или иного государства не только проводить более активную и независимую внешнюю политику, но и более решительно отстаивать собственные экономические интересы.
Формально введенные Евросоюзом антироссийские санкции действуют до 15 марта 2015 года. Чтобы отменить их или хотя бы ослабить, нужно, чтобы Евросоюз переосмыслил собственные интересы. А здесь политика и экономика переплетаются как нельзя более тесно. Европейский бизнес реально заинтересован в углублении взаимодействия с Россией, но одновременно нуждается в поддержке со стороны политиков.
А о том, что санкции могут сниматься весьма и весьма долго, свидетельствует заявление, обнародованное на днях все тем же Евросоюзом, об отмене санкций, введенных против покойного экс-президента Сербии и Югославии Слободана Милошевича. [3] Милошевич был отстранен от власти в 2000 году и скончался в камере предварительного заключения Гаагского трибунала в 2006 году. И вот все последующие годы введенные против него санкции продолжали действовать. Что и говорить – до абсурда сильна инерция в брюссельских коридорах Евросоюза. Вот только платят за нее реальными социально-экономическими потерями конкретные страны, и без того истощенные финансовым кризисом, «завезенным», к слову, все из-за того же океана…
При этом европейские политики вынуждены действовать в условиях медленно, но неуклонно ухудшающейся финансово-экономической ситуации у себя дома. Обнародованный 4 ноября новый экономический прогноз для ЕС в очередной раз ухудшил перспективы. Теперь рост по итогам 2014 года ожидается в 0,8% в отличие от 1,2%, прогнозировавшихся весной. Для еврозоны коррекция роста в худшую сторону еще более значительная – с 1,7% до 1,1%, причем это касается уже следующего 2015 года. Ситуация в зоне евро остается «предельно хрупкой», признала в этой связи канцлер Германии Ангела Меркель. А ведущий аналитик компании CMC Markets в Сиднее Рик Спунер считает, что «ухудшение прогнозов для еврозоны», в свою очередь, окажет негативное влияние на глобальные экономические тенденции. [4]
Примечательно, что в самих США весьма авторитетные фигуры в данных обстоятельствах прямо заявляют об ошибочности и опасности антироссийского курса, проводимого администрацией Барака Обамы и навязываемого Белым домом Евросоюзу. Украинский кризис показывает, что «реальная политика» по-прежнему актуальна и «игнорировать ее рискованно», убежден один из ведущих американских экспертов в области геополитики Джон Миршаймер. Он указывает, что «американские и европейские лидеры не сумели превратить Украину в оплот Запада на российских границах. Теперь, когда последствия этой непродуманной политики очевидны, продолжать ее будет еще большей ошибкой». [5]
Одним из последствий нынешних геополитических процессов в Евросоюзе может стать рост популярности других интеграционных процессов на евразийском пространстве, в том числе тех, в которых могут принять активное участие Сербия, Турция и другие государства, находящиеся на длинном «листе ожидания» ЕС. Эксперт турецкого издания DUNYA Осман Ата Атач подчеркивает происходящий в настоящее время «быстрый рост Шанхайской организации сотрудничества» и напоминает о заявлении, озвученном в январе текущего года тогда премьером, а ныне президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Турецкий лидер считает, что его страна может отказаться от желания войти в ЕС ради присоединения к «шанхайской пятерке». [6] А это, в свою очередь, способно создать кардинально новую ситуацию в мире, в которой Евросоюзу может уже не найтись достойного места.
Примечания: