Почему США не идут на урегулирование проблемы иранского атома

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Приближается очередной раунд переговоров между «шестёркой» и Ираном. Очередная встреча на уровне политических директоров пройдёт 17 декабря в Женеве. Заместитель министра иностранных дел ИРИ Сейед Аббас Аракчи заявил, что стороны в первую очередь проведут двусторонние консультации, имея в виду продолжение прямого диалога с американцами. Действительно, интрига переговоров связана в первую очередь с противостоянием США и Ирана, использующих «шестёрку» для выяснения своих отношений. 

Американо-иранское противостояние является главным препятствием на пути к успеху переговоров по иранской ядерной программе. Заявление Биньямина Нетаньяху о том, что Израиль сыграл «критическую роль» в срыве урегулирования проблемы иранского атома, указывает лишь на одну из причин неготовности американцев к результативному завершению переговоров, но есть и иные причины. Израиль, как и другой противник соглашения с Ираном - Саудовская Аравия, действует из-за кулис и не входит в шестёрку международных посредников. Вашингтон мог бы проигнорировать мнение своих союзников, но не делает это по соображениям, в которых ядерная программа Тегерана на самом деле не играет главной роли.

Давление США на Иран нужно рассматривать как часть более обширной стратегии. До сих пор непримиримая позиция Ирана была в известной мере выгодна Вашингтону. Иранская ядерная программа беспокоила многие страны, что позволяло Соединенным Штатам использовать это как предлог для наращивания давления на Исламскую Республику в своих интересах, среди которых всегда было стремление к смене режима в Иране. Кроме того, враждебность Тегерана давала Вашингтону большие преимущества в отношениях с Израилем и монархиями Персидского залива, всегда опасавшимися усиления Ирана. Кроме того, иранская ядерная программа использовалась американцами для прикрытия планов развёртывания глобальной ПРО по периметру российских границ в Европе. Теперь, когда Иран последовательно идёт к закрытию своего ядерного досье и перестает быть носителем ядерной угрозы, американская стратегия на Ближнем Востоке рушится на глазах.

Противостояние США - Иран, длящееся с 1979 года, сегодня перестало быть лишь фактом их двусторонних отношений. Ближний Восток переживает большие перемены и в Вашингтоне понимают, что уже не могут брать на себя всю ответственность за происходящее в этом регионе. Администрация президента Обамы вынуждена признать, что отсутствие у США отношений с Ираном является серьезным стратегическим изъяном. Во всяком случае, враждебные отношения с Тегераном перестали работать на ту систему регионального баланса сил, которую американцы когда-то выстроили. 

Египет от США дистанцировался, впервые за долгие годы пошел на налаживание военно-технического сотрудничества с Россией. В Сирии замыслы Вашингтона на скорое отстранение от власти союзного Ирану режима Башара Асада провалились, а совместные действия Москвы и Тегерана сорвали в 2013 году военную операцию против Дамаска. Турция не поддержала нефтяное эмбарго против Ирана, а еще раньше в 2010 году голосовала в Совбезе ООН против введения антииранских санкций (резолюция 1929). Анкара вопреки ожиданиям Белого дома идти на конфронтацию со своим восточным соседом не желает, членство Турции в НАТО – ещё не гарантия её атлантической солидарности с Америкой. Война в Ираке стоила США миллиарды долларов и унесла тысячи жизней американцев, но свержение Саддама лишь укрепило позиции Тегерана. Обеспечить мир в Афганистане оказалось также невозможным без иранского участия. 

Не случайно администрация Обамы начала проявлять заинтересованность в выходе из замкнутого круга враждебности в отношениях с Ираном. Переговоры «шестёрки» по иранской ядерной программе стали для Вашингтона удобной площадкой для начала торга с иранцами. На этой площадке ирано-американские контакты не вызывают резкого неприятия у оппонентов Обамы и его коллеги Роухани, а, кроме того, видятся на данный момент безальтернативными. Вместе с тем американские переговорщики настойчиво пытаются поставить перед иранцами на ядерных переговорах и многие другие вопросы, что, как убеждены в Тегеране, тормозит дело. Главным препятствием к подписанию окончательного соглашения иранцы называют не связанные напрямую с ядерной программой «чрезмерные требования» со стороны США.

Так, Вашингтон продолжает настаивать на том, чтобы соглашение «шестёрки» и Ирана по ядерному урегулированию коснулось и ракетной программы Тегерана. Замгоссекретаря США Уэнди Шерман, оправдывая это требование, апеллирует к резолюции 1929 СБ ООН. Эта резолюция была принята 9 июня 2010 года, когда Иран отказывался свернуть работы по обогащению урана. Сейчас ситуация поменялась: речь идет теперь о достижении соглашения, гарантирующего исключительно мирный характер иранской ядерной программы. В качестве основного контролирующего органа иранцы рассматривают МАГАТЭ и активно сотрудничают с этой организацией, имеющей мандат ООН. 

Позиция Тегерана находит поддержку Москвы. Россия неизменно подчеркивает право Ирана на использование мирной атомной энергии. Недавно было подписано новое российско-иранское соглашение о сотрудничестве в области мирного атома и заключен контракт на строительство второго и третьего энергоблоков АЭС в Бушере. Эти проекты показывают доверие России к намерениям Ирана гарантировать мирный характер своих ядерных программ. 

Россия выступает за нормализацию американо-иранских отношений, не стремясь строить стратегическое партнерство с ИРИ на антиамериканской основе. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил об этом прямо: «На наш взгляд, полномасштабный политический диалог между Тегераном и Вашингтоном, в том числе по вопросам региональной безопасности, давно назрел. Убеждены, что оздоровление отношений между двумя государствами пошло бы на пользу стабильности на Ближнем Востоке и за его пределами…» 

Высказывались опасения, что Иран, в случае если Россия будет помогать нормализации отношений между Тегераном и Вашингтоном, может пожертвовать своими добрыми отношениями с Москвой. На наш взгляд, опасения безосновательные. Исламская Республика никогда не согласится на роль американского вассала, а равноправного партнерства с Вашингтоном у Тегерана быть не может – американские правила игры это исключают. В то же время выход из международной изоляции сделает Иран еще более влиятельной региональной державой, и, учитывая соотношение сил на Ближнем Востоке, это в интересах России. Отношения Москвы с Тегераном строятся на взаимной заинтересованности в тесном сотрудничестве, имеют положительную динамику, а в последнее время дополняются просто грандиозными планами расширения торгово-экономического сотрудничества. На рассмотрении находится совместные проекты общей стоимостью 70 миллиардов долларов.