«Предотвратить или замедлить». О стратегии США в постсоветской Евразии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Два года назад, в декабре 2012 г., The Funancial Times привела разлетевшиеся по всему миру слова тогдашнего госсекретаря США Хиллари Клинтон, в которых была обозначена стратегия Вашингтона в отношении проекта Евразийского экономического союза: «США будут противодействовать интеграционным процессам на постсоветском пространстве, которые расценивают как попытку возрождения Советского Союза. Существует движение в сторону ресоветизации региона. Это не будет называться именно так. Это будет называться Таможенным союзом, это будет называться Евразийским союзом и всё в таком роде. Не будем заблуждаться на этот счёт. Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это».

С тех пор цели американской внешней политики по отношению к странам постсоветского мира остаются неизменными. 

Будучи географическим центром глобальной системы господства финансового капитала, США склонны рассматривать любую форму экономической интеграции на Евразийском континенте как возникновение конкурирующего центра силы и непосредственную угрозу себе. Это в полной мере относится к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС).

Договор о создании Евразийского экономического союза, подписанный в Астане в мае 2014 года между Россией, Белоруссией и Казахстаном, должен вступить в силу 1 января 2015 года. Новое международное экономическое объединение охватывает территорию свыше 20 млн квадратных километров, включает страны с общим населением более 172 млн человек и совокупным валовым внутренним продуктом 2,895 трлн долларов. Как показал опубликованный 15 декабря 2014 г. опрос Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), страны-участницы ЕАЭС, Белоруссия и Казахстан в глазах респондентов из России прочно занимают первые места в рейтинге успешности среди стран СНГ. Так, уровень положительного отношения к Беларуси среди граждан РФ возрос с 50% в 2013 году до 66% в 2014-м; Казахстан сочли успешной страной 45% опрошенных, тогда как в прошлом году данный показатель составил 35%. Согласно данным того же опроса, порядка 65% опрошенных граждан РФ считают Беларусь наиболее надёжным партнёром России, чуть меньше половины признали таковым Казахстан (46 %).

На фоне этих успехов в политике США по отношению к ЕАЭС со второй половины 2014 года появился дополнительный элемент - попытки использовать экономические санкции против России в качестве эффективного, по мнению Вашингтона, средства противодействия евразийской интеграции. Для этого широко используется экстерриториальное законодательство, практикуемое в США. Введение в одностороннем порядке американских санкций против зарубежных государств – Кубы, Ирана, Судана, КНДР, а теперь и России – предусматривает распространение этих санкций на предприятия, компании, банки государств, сотрудничающими со странами, подпадающими под санкции (законы Торичелли, Гилмэна, Ди Амато, Хелмса - Бертона). Так был создан механизм искусственного торможения евразийских интеграционных процессов.

19 декабря в пресс-службе правительства Кыргызстана сообщили, что рассмотрение проекта Договора о присоединении Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу отложено. Информация поступила за четыре дня до назначенного на 23 декабря заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств с участием президентов Казахстана, России, Беларуси, а также Армении и Кыргызстана. 

Механизм торможения евразийской интеграции в условиях экономических санкций против России работает, прежде всего, по линии форсируемого расширения торгово-экономических связей стран-членов Таможенного союза (ТС) – партнёров России со странами Западного блока.

В декабре в Варшаве прошел белорусско-польский инвестиционный форум, в ходе которого был подписан меморандум о сотрудничестве между Национальным агентством по инвестициям и приватизации Республики Беларусь и Польским агентством информации и иностранных инвестиций. Месяцем раньше в Лондоне состоялся белорусско-британский инвестиционный форум, в рамках которого прошли переговоры с американскими представителями о возобновлении поставок на американский рынок продукции ОАО "Беларуськалий" (ранее этот белорусский производитель находился под американскими санкциями). Белорусско-польскому (декабрь) и белорусско-британскому (ноябрь) инвестиционным форумам предшествовал состоявшийся в сентябре Белорусский инвестиционный форум в Нью-Йорке, который наблюдатели охарактеризовали как свидетельство «оттепели» в отношениях между США и Белоруссией.

Определённые авансы со стороны США были сделаны в ходе двухдневного визита министра иностранных дела Казахстана Е. Идрисова в Вашингтон в декабре 2014 года. Как сообщалось на сайте МИД Казахстана, этот визит «подтвердил твердую взаимную заинтересованность во всестороннем углублении и расширении казахстанско-американского стратегического партнерства». Глава МИД РК принял участие в круглом столе, организованном Американо-казахстанской деловой ассоциацией (USKBA), членами которой являются AESCorporation, AGCO, BakerHughes, Boeing, CaseNewHolland, CashmanEquipmentCorp., ChevronCorporation, Deere & Company, «ExxonMobil», FluorCorporation, GeneralElectric, Halliburton, NUKEM, ParkerDrilling, SigmaBleyzerInvestmentGroup, SikorskyAircraft, SolarTurbines, TethysPetroleumInc. и другие компании. Данная бизнес-группировка носит неслучайный характер: все эти компании играли важную роль при создании в 1992 году «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК) для экспорта нефти с казахстанских месторождений Тенгиз и Карачаганак на севере Каспия. (Доля компаний РФ в акционерной структуре КТК – 31%, Казахстана – 20,75%, а доля американского бизнеса превышает долю Казахстана и составляет 22,5%). Эти компании пролоббировали создание Американо-казахстанской деловой ассоциации, они остаются и её главными финансовыми донорами. Эти же компании способствовали созданию в Конгрессе США комиссии «Шелковый путь», задачи которой - крепить связи США со странами Центральной Азии. 

Как отмечалось в ходе американо-казахстанского круглого стола в Вашингтоне, прямые инвестиции США в Казахстан в 1-м полугодии 2014 года составили $2,3 млрд, что означает рост на 100% по сравнению с соответствующим периодом 2013 года. Увеличивая вложения в Казахстан, США используют ситуацию, которая сложилась в предшествующее двадцатилетие: по данным казахстанских источников, в 1993-2013 гг. основной объем совокупных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) поступал в Казахстан из стран Европейского союза (около 42%) и США (16%). Доля ПИИ, поступивших за те же годы из РФ, составила менее 6%.

Выступая в декабре в Вашингтоне и говоря о том, что новая экономическая политика Казахстана ставит задачу вхождения страны в число 30 наиболее развитых стран мира, Е.Идрисов подчеркнул: «Реализации данной задачи способствовало бы скорейшее вступление Казахстана в ВТО. В этой связи мы надеемся на поддержку США». В свою очередь госсекретарь США Джон Керри на встрече с Е. Идрисовым заверил: «...мы усиленно работаем над присоединением Казахстана к ВТО. В региональном контексте отношения с Казахстаном являются для нас одними из важнейших».

На заключительном этапе переговоров с Евросоюзом в октябре 2014 г. о вступлении Казахстана в ВТО представители РФ участвовать не смогли. Содержание документов, подписанных Астаной и Брюсселем, не разглашается, хотя, по словам президента Казахстана, содержащийся в них «модернизированный торговый раздел» учитывает «обязательства, принимаемые Казахстаном в рамках вступления во Всемирную торговую организацию, а также принятые в рамках Таможенного союза и Договора о Евразийском экономическом союзе». Вместе с тем ранее, в октябре 2013 г., Н.Назарбаев отмечал, что «при вступлении Казахстана в ВТО по тому уровню защиты (внутреннего рынка. - А.Б.), который предлагают США, Казахстан не сможет работать в Таможенном союзе».

По имеющимся данным, в обмен на ускорение процедур вступления Казахстана в ВТО Астане было предложено установить внешнеторговые пошлины и в целом защиту внутреннего рынка на более низком уровне, чем в России. Это выглядит как попытка раскола ТС и ЕАЭС: если Россия, вынужденная защищаться от незаконного реэкспорта, обложит иностранные товары пошлиной на границе с Казахстаном и восстановит здесь таможенные структуры, это обессмыслит интеграционные усилия. 

В преддверии начала работы Евразийского экономического союза приходится констатировать, что, начав экономическую войну против России, Запад стремится разрушить здание евразийской интеграции как таковой. Ответом на эти попытки может быть только всемерное укрепление механизмов, делающих постсоветское пространство единым экономическим пространством.

Статьи по теме